Повышение МРОТ сократит разницу между севером и югом.
С 1октября 2003 года минимальный размер оплаты труда в России увеличился до 600 рублей. О том, как отразится принятие этого решения на гражданах России, мы попросили рассказать начальника Управления оплаты, нормирования и производительности труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации – Ильина Игоря Викторовича.
- Игорь Викторович, расскажите, пожалуйста, представителям каких бюджетных сфер увеличена минимальная заработная плата?
- Минимальный размер оплаты труда – это норматив, который относится ко всем сферам экономики, бюджетной и не бюджетной. Этот норматив - один из немногих, позволяющих государству влиять на размер оплаты труда всех граждан Российской Федерации, хотя и на минимальном уровне. Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»» от 1.10.2003 № 127-ФЗ был принят 24 сентября 2003г. Советом Федерации и подписан 1.10.2003 года Президентом Российской Федерации. Он предусматривает повышение МРОТ для всех граждан до 600 рублей в месяц. Повышение именно до 600 рублей было предложено Правительством Российской Федерации и внесено в проект закона «О федеральном бюджете на 2003 год», т.е. повышение МРОТ было запланировано еще год назад. Споров по значению минимального размера оплаты труда не было, однако он возник по поводу второй статьи Закона. Во втором чтении была принята поправка, которая предусматривает право субъектов Российской Федерации повышать МРОТ своими законами в более высоком размере, чем это предусмотрено Федеральным Законом. Министерство труда и социального развития Российской Федерации придерживается позиции расширения прав субъектов Российской Федерации. Мы исходим из того, что расхождение прожиточного минимума по субъектам Федерации огромно. Разница доходит иногда до 4 раз. Можно с уверенностью констатировать большую разницу между севером и югом. Или, например, в Москве - нет никакого районного коэффициента, а прожиточный минимум очень высокий. Отрегулировать это расхождение возможно, но только если дать право субъектам Российской Федерации устанавливать МРОТ в более высоком размере. В связи с принятием второй статьи Закона возникли определенные проблемы. Они заключаются в том, что эта поправка, внесенная в Закон, на сегодняшний день, противоречит Конституции Российской Федерации и Трудовому Кодексу Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, и Трудовым Кодексом Российской Федерации повышение МРОТ должно устанавливаться только Федеральным Законом, т.е. повышение МРОТ - право федерального законодательства. На сегодняшний день есть два Закона, противоречащих один другому, а, как известно, если какой-то Закон противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации, то преимущество имеет последний. В связи с этим возникает опасность отмены второй статьи, и такой прецедент уже был. По той же самой причине был отменен закон, принятый Московской Городской Думой «О городском минимуме заработной платы». Минтруд России поддержал высший законодательный орган г. Москвы, так как посчитал, что вышеназванным Законом устанавливаются более высокие социальные гарантии по сравнению с Федеральным Законом, но Верховный Суд Российской Федерации отменил действие этого Закона, как противоречащий федеральному законодательству. Решение данной проблемы заключается во внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации.
- То есть, например, Москва получит право увеличить МРОТ?
Да, если никто из работодателей это право не оспорит, то Закон будет иметь обязательную силу для всех работодателей, финансирующихся из бюджета города..
Как вы считаете, повышение уровня минимальной оплаты труда отразится на разнице в регионах по количеству бедного населения?
- Нет, никак не повлияет. Согласно поправке ко второй статьи Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»» от 1.10.2003 № 127-ФЗ, право повышать МРОТ находится только у регионов-доноров, которые не находятся на дотации Федерального бюджета. Уровень бедности сможет приподнять г. Москва, еще 5-6 субъектов Российской Федерации, которые будут делать это абсолютно самостоятельно. Порядка 30 субъектов Российской Федерации смогут это сделать с трудом, основная же масса, порядка 60 субъектов Российской Федерации, видимо, этого сделать не смогут.
Скажите, пожалуйста, а предполагаются ли новые социальные гарантии работникам бюджетных сфер?
По работникам организаций, находящихся на бюджетном финансировании, принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О тарифной ставке первого разряда единой тарифной сетки»» № 128-ФЗ от 1.10.2003 г. Ставку первого разряда также поднята до 600 рублей, так как по Трудовому Кодексу Российской Федерации она не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Это дает возможность поднять зарплату работникам бюджетной сферы на 33 %. Единая тарифная сетка не изменялась в этот раз, то есть сохранились прежние тарифные коэффициенты. Министерство финансов Российской Федерации также внесло проект федерального закона «О выделении дополнительных средств на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы»(№128-ФЗ, от 1 октября 2003 года), который и был принят. На оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации при введении повышенных окладов были выделены 10 млрд. рублей. Эта помощь будет осуществляться по перечню, предоставленному Минфином России. Сегодня проект постановления по распределению этих денег будет обсуждаться Правительством Российской Федерации.
- Игорь Викторович расскажите, пожалуйста, о соотношении размера оплаты труда и потребительской корзины.
В данный момент все субъекты Российской Федерации утверждают свои прожиточные минимумы на основе методики, предложенной Минтрудом России. Устанавливается средний по стране прожиточный минимум, который утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Что же касается соотношения размера оплаты труда и потребительской корзины, то при повышении минимального размера оплаты труда Министерство труда и социального развития Российской Федерации стоимость потребительской корзины составит 26-27% от прожиточным минимумом. Хотелось бы также отметить, что повышение МРОТ до 600 рублей проблемы ее приближения к прожиточному минимуму не решает. В большей степени - это индексация, то есть восстановление прежних соотношений. К сожалению, в проекте федерального бюджета на следующий год не заложено средств на повышение МРОТ, поэтому может так получиться, что в этом году это соотношение выше, чем могло бы быть в следующем.
Информационный центр
«Развитие трудового законодательства в России»
Контактная информация
Тел/факс: 783-70-08
E-mail: nvolkova@kzot.ru
- Минимальный размер оплаты труда – это норматив, который относится ко всем сферам экономики, бюджетной и не бюджетной. Этот норматив - один из немногих, позволяющих государству влиять на размер оплаты труда всех граждан Российской Федерации, хотя и на минимальном уровне. Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»» от 1.10.2003 № 127-ФЗ был принят 24 сентября 2003г. Советом Федерации и подписан 1.10.2003 года Президентом Российской Федерации. Он предусматривает повышение МРОТ для всех граждан до 600 рублей в месяц. Повышение именно до 600 рублей было предложено Правительством Российской Федерации и внесено в проект закона «О федеральном бюджете на 2003 год», т.е. повышение МРОТ было запланировано еще год назад. Споров по значению минимального размера оплаты труда не было, однако он возник по поводу второй статьи Закона. Во втором чтении была принята поправка, которая предусматривает право субъектов Российской Федерации повышать МРОТ своими законами в более высоком размере, чем это предусмотрено Федеральным Законом. Министерство труда и социального развития Российской Федерации придерживается позиции расширения прав субъектов Российской Федерации. Мы исходим из того, что расхождение прожиточного минимума по субъектам Федерации огромно. Разница доходит иногда до 4 раз. Можно с уверенностью констатировать большую разницу между севером и югом. Или, например, в Москве - нет никакого районного коэффициента, а прожиточный минимум очень высокий. Отрегулировать это расхождение возможно, но только если дать право субъектам Российской Федерации устанавливать МРОТ в более высоком размере. В связи с принятием второй статьи Закона возникли определенные проблемы. Они заключаются в том, что эта поправка, внесенная в Закон, на сегодняшний день, противоречит Конституции Российской Федерации и Трудовому Кодексу Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, и Трудовым Кодексом Российской Федерации повышение МРОТ должно устанавливаться только Федеральным Законом, т.е. повышение МРОТ - право федерального законодательства. На сегодняшний день есть два Закона, противоречащих один другому, а, как известно, если какой-то Закон противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации, то преимущество имеет последний. В связи с этим возникает опасность отмены второй статьи, и такой прецедент уже был. По той же самой причине был отменен закон, принятый Московской Городской Думой «О городском минимуме заработной платы». Минтруд России поддержал высший законодательный орган г. Москвы, так как посчитал, что вышеназванным Законом устанавливаются более высокие социальные гарантии по сравнению с Федеральным Законом, но Верховный Суд Российской Федерации отменил действие этого Закона, как противоречащий федеральному законодательству. Решение данной проблемы заключается во внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации.
- То есть, например, Москва получит право увеличить МРОТ?
Да, если никто из работодателей это право не оспорит, то Закон будет иметь обязательную силу для всех работодателей, финансирующихся из бюджета города..
Как вы считаете, повышение уровня минимальной оплаты труда отразится на разнице в регионах по количеству бедного населения?
- Нет, никак не повлияет. Согласно поправке ко второй статьи Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»» от 1.10.2003 № 127-ФЗ, право повышать МРОТ находится только у регионов-доноров, которые не находятся на дотации Федерального бюджета. Уровень бедности сможет приподнять г. Москва, еще 5-6 субъектов Российской Федерации, которые будут делать это абсолютно самостоятельно. Порядка 30 субъектов Российской Федерации смогут это сделать с трудом, основная же масса, порядка 60 субъектов Российской Федерации, видимо, этого сделать не смогут.
Скажите, пожалуйста, а предполагаются ли новые социальные гарантии работникам бюджетных сфер?
По работникам организаций, находящихся на бюджетном финансировании, принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О тарифной ставке первого разряда единой тарифной сетки»» № 128-ФЗ от 1.10.2003 г. Ставку первого разряда также поднята до 600 рублей, так как по Трудовому Кодексу Российской Федерации она не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Это дает возможность поднять зарплату работникам бюджетной сферы на 33 %. Единая тарифная сетка не изменялась в этот раз, то есть сохранились прежние тарифные коэффициенты. Министерство финансов Российской Федерации также внесло проект федерального закона «О выделении дополнительных средств на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы»(№128-ФЗ, от 1 октября 2003 года), который и был принят. На оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации при введении повышенных окладов были выделены 10 млрд. рублей. Эта помощь будет осуществляться по перечню, предоставленному Минфином России. Сегодня проект постановления по распределению этих денег будет обсуждаться Правительством Российской Федерации.
- Игорь Викторович расскажите, пожалуйста, о соотношении размера оплаты труда и потребительской корзины.
В данный момент все субъекты Российской Федерации утверждают свои прожиточные минимумы на основе методики, предложенной Минтрудом России. Устанавливается средний по стране прожиточный минимум, который утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Что же касается соотношения размера оплаты труда и потребительской корзины, то при повышении минимального размера оплаты труда Министерство труда и социального развития Российской Федерации стоимость потребительской корзины составит 26-27% от прожиточным минимумом. Хотелось бы также отметить, что повышение МРОТ до 600 рублей проблемы ее приближения к прожиточному минимуму не решает. В большей степени - это индексация, то есть восстановление прежних соотношений. К сожалению, в проекте федерального бюджета на следующий год не заложено средств на повышение МРОТ, поэтому может так получиться, что в этом году это соотношение выше, чем могло бы быть в следующем.
Информационный центр
«Развитие трудового законодательства в России»
Контактная информация
Тел/факс: 783-70-08
E-mail: nvolkova@kzot.ru