Реформы ЖКХ не будет
Реформы ЖКХ не будет, пока жители не получат гарантий оплаты капитального ремонта – Материалы исследований Центра "Enter-Полит"
Чем ближе 1 января 2007 года, когда, согласно новому Жилищному кодексу, граждане должны выбрать одну из новых форм управления своим домом, тем активнее ведутся разговоры о том, чтобы отложить реформу еще на 1 год.
Между тем, принципиальные вопросы, которые в наибольшей мере препятствуют реализации реформы ЖКХ и положений Жилищного кодекса, так и остались без решения.
Главная проблема на пути реформы – отсутствие средств на капитальный ремонт домов. Это наглядно демонстрирует пример Тверской области, где Центр «Enter-Полит» проводил исследование по данной теме.
Как и в большинстве российских городов, поставщиком коммунальных услуг в Твери является ДЕЗ, сохранивший монополию на местном рынке. Частные управляющие компании (а их в Твери 26) являются подрядчиками ДЕЗа.
На сегодняшний день большинство экспертов признают ТСЖ наиболее оптимальным способом управления многоквартирным домом. С одной стороны, наличие ТСЖ позволяет домовладельцам контролировать работу управляющей домом организации, а с другой стороны, упрощает для управляющей компании процессы коммуникации с жителями.
В Твери на сегодняшний день существует порядка 250 ТСЖ, большинство из которых созданы в новостройках. Намного реже жители создают ТСЖ в многоквартирных жилых домах, построенных десять и более лет назад – а к таковым относится подавляющее большинство жилых домов города. При этом, по экспертным оценкам, порядка 20% жилого фонда Твери находится в аварийном состоянии.
Нежелание создавать ТСЖ связано с опасениями домовладельцев, что бремя ответственности за капитальный ремонт дома переложится с плеч муниципальных властей на их собственные. Притом, что многие жители Твери знают о необходимости выбрать новую форму управления многоквартирными домами, они руководствуются следующей логикой: пусть после 1 января 2007 г. администрация сама назначает управляющую компанию, и пусть эта управляющая компания отвечает за капитальный ремонт дома. Проблема капитального ремонта является главным препятствием развитию самоуправления в сфере ЖКХ в Твери. При этом ни одна из существующих тверских управляющих компаний не обладает средствами для проведения капитального ремонта многоквартирных домов за свой счет.
Возможным решением проблемы могло бы стать создание механизма прямого финансирования ТСЖ из бюджетных источников – в виде адресной помощи тем ТСЖ, которые не имеют возможности самостоятельно осуществлять капитальный ремонт. То есть расходы на ремонт распределяются между жителями и бюджетом (скорее всего, областным), а сам порядок распределения зависит от срока эксплуатации жилого дома. Такая поддержка власти поможет гражданам решиться взять ответственность за судьбу своего дома и станет серьезным стимулом к массовой организации ТСЖ.
О Центре «Enter-Полит»
Центр «Enter-Полит» с 2001 года работает на рынке политконсалтинга, проводит социологические исследования, избирательные кампании, предоставляет услуги по PR-сопровождению политических деятелей и партий.
С 2006 года Центр «Enter-Полит» работает в новой сфере бизнеса, где важную роль играет электоральный фактор – а именно, в сфере управления многоквартирными жилыми домами. При этом управляющим компаниям необходимо заручиться поддержкой жителей домов, решить ряд вопросов по организации общих собраний, проведению голосований и т.д. Такую работу управляющие компании доверяют специалистам Центра «Enter-Полит», как ведущим экспертам в данной области. Центр помогает выстраивать внутренние коммуникации между самими жителями, между жителями и управляющими организациями, используя опыт работы с избирателями в политических кампаниях.
Кроме того, в связи с реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье» эта тема всерьез интересует государственные и политические структуры, которые также обращаются в Центр «Enter-Полит» за экспертной поддержкой. Так, по заказу Росстроя РФ специалисты «Enter-Полит» проводили социологический опрос на VII Всероссийском форуме «Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Результаты опроса находятся в открытом доступе на сайте
Между тем, принципиальные вопросы, которые в наибольшей мере препятствуют реализации реформы ЖКХ и положений Жилищного кодекса, так и остались без решения.
Главная проблема на пути реформы – отсутствие средств на капитальный ремонт домов. Это наглядно демонстрирует пример Тверской области, где Центр «Enter-Полит» проводил исследование по данной теме.
Как и в большинстве российских городов, поставщиком коммунальных услуг в Твери является ДЕЗ, сохранивший монополию на местном рынке. Частные управляющие компании (а их в Твери 26) являются подрядчиками ДЕЗа.
На сегодняшний день большинство экспертов признают ТСЖ наиболее оптимальным способом управления многоквартирным домом. С одной стороны, наличие ТСЖ позволяет домовладельцам контролировать работу управляющей домом организации, а с другой стороны, упрощает для управляющей компании процессы коммуникации с жителями.
В Твери на сегодняшний день существует порядка 250 ТСЖ, большинство из которых созданы в новостройках. Намного реже жители создают ТСЖ в многоквартирных жилых домах, построенных десять и более лет назад – а к таковым относится подавляющее большинство жилых домов города. При этом, по экспертным оценкам, порядка 20% жилого фонда Твери находится в аварийном состоянии.
Нежелание создавать ТСЖ связано с опасениями домовладельцев, что бремя ответственности за капитальный ремонт дома переложится с плеч муниципальных властей на их собственные. Притом, что многие жители Твери знают о необходимости выбрать новую форму управления многоквартирными домами, они руководствуются следующей логикой: пусть после 1 января 2007 г. администрация сама назначает управляющую компанию, и пусть эта управляющая компания отвечает за капитальный ремонт дома. Проблема капитального ремонта является главным препятствием развитию самоуправления в сфере ЖКХ в Твери. При этом ни одна из существующих тверских управляющих компаний не обладает средствами для проведения капитального ремонта многоквартирных домов за свой счет.
Возможным решением проблемы могло бы стать создание механизма прямого финансирования ТСЖ из бюджетных источников – в виде адресной помощи тем ТСЖ, которые не имеют возможности самостоятельно осуществлять капитальный ремонт. То есть расходы на ремонт распределяются между жителями и бюджетом (скорее всего, областным), а сам порядок распределения зависит от срока эксплуатации жилого дома. Такая поддержка власти поможет гражданам решиться взять ответственность за судьбу своего дома и станет серьезным стимулом к массовой организации ТСЖ.
О Центре «Enter-Полит»
Центр «Enter-Полит» с 2001 года работает на рынке политконсалтинга, проводит социологические исследования, избирательные кампании, предоставляет услуги по PR-сопровождению политических деятелей и партий.
С 2006 года Центр «Enter-Полит» работает в новой сфере бизнеса, где важную роль играет электоральный фактор – а именно, в сфере управления многоквартирными жилыми домами. При этом управляющим компаниям необходимо заручиться поддержкой жителей домов, решить ряд вопросов по организации общих собраний, проведению голосований и т.д. Такую работу управляющие компании доверяют специалистам Центра «Enter-Полит», как ведущим экспертам в данной области. Центр помогает выстраивать внутренние коммуникации между самими жителями, между жителями и управляющими организациями, используя опыт работы с избирателями в политических кампаниях.
Кроме того, в связи с реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье» эта тема всерьез интересует государственные и политические структуры, которые также обращаются в Центр «Enter-Полит» за экспертной поддержкой. Так, по заказу Росстроя РФ специалисты «Enter-Полит» проводили социологический опрос на VII Всероссийском форуме «Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Результаты опроса находятся в открытом доступе на сайте