Российские юристы впервые обсудили проблему фальсификации произведений искусства на международном ур

На Международной конференции «Проблемы защиты интеллектуальной собственности» юристы впервые обсудили правовые проблемы, которые вызвала массовой фальсификацией произведений изобразительного искусства.
В Москве 30 марта 2006 года состоялась Международная конференция «Проблемы защиты интеллектуальной собственности». В стенах Российской академии правосудия собрались авторитетные специалисты в области интеллектуальной собственности – представители высших судебных органов России и Болгарии, Государственной думы РФ, ученые, чиновники федеральных министерств, сотрудники научных и профессиональных организаций, правоохранительных органов.

Самую оживленную дискуссию у участников конференции вызвали правовые вопросы, возникающие в связи с массовой фальсификацией произведений изобразительного искусства. Впервые юристы заговорили о проблемах нарушения авторского права таком ключе.

Матвей Марков, юридический советник Саморегулируемой организации «Национальная организация экспертов в области искусства» (НОЭКСИ) представил доклад о нарушении авторских прав. В нем он рассказал о фальсификации произведений изобразительного искусства и трудностях, которые возникают в связи с проведением их судебной экспертизы. По его мнению, фальсификация произведений искусства в последние годы приобрела промышленные масштабы и международных характер, но профессиональные участники арт-рынка предпочитают скрывать этот факт. «Это вполне закономерно. Ведь количество и качество фальсифицированных произведений, сотнями и тысячами вливающихся в культурный оборот, позволяют говорить о новой опасности, наиболее серьезной с точки зрения деятелей искусства. О тенденции создания альтернативной (фальсифицированной) истории изобразительного искусства», - говорит Матвей Марков.
«Перелицовка» - так называется новый тип фальсификации, который сейчас широко используется мошенниками. Он заключается в том, что картины западно-европейских художников XIX – начала XX веков переделываются в картины более «дорогих» русских художников и продаются дороже в десятки и сотни раз. В Западной Европе это явление уже окрестили «новым русским вандализмом». Столь масштабная фальсификация, по словам Маркова, скоро может привести к целому ряду проблем в области авторского права. Ведь Россия является участником Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. и Всемирной конвенции об авторском праве от 06.09.1952г. К тому же, согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» на территории Российской Федерации предоставляется охрана авторских прав зарубежных авторов. При переделке оригинала с изменением имени художника, налицо нарушение таких прав европейских авторов, как право авторства и право на имя. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем появятся многочисленные судебные иски со стороны представителей европейских государств о защите репутации авторов «перелицованных» картин.
Многих специалистов рынка культурных ценностей тревожит то, что уровень профессионализма фальсификаторов и технических методов, которые они используют, очень высок. Так, Евгений Зяблов, директор Государственного центра «РОСИЗО» говорит, что распознать такую подделку по силам далеко не каждому эксперту. Именно этим он объясняет тот факт, что многие «перелицованные» картины западных художников имеют положительные заключения известных экспертов. «Такая ошибка эксперта может быть истолкована, как дача заведомо ложного заключения, а это влечет уголовную ответственность по статье 307 Уголовного кодекса РФ» - комментирует Марков.
Возможный выход из сложившейся ситуации, по мнению Матвея Маркова, заключается в том, чтобы для экспертизы картины привлекать одновременно нескольких историков искусства. Например, при проведении экспертизы произведений русского реалистического искусства второй половины XIX – начала XX века необходимо назначать не только эксперта-искусствоведа по русскому искусству, но и эксперта-искусствоведа по западному искусству того же периода.
В выборе экспертов помочь судам и иным органам, назначающим проведение экспертизы произведений изобразительного искусства, готова НОЭКСИ. Эта организация по запросу судов может рекомендовать экспертов с необходимой в каждом конкретном случае квалификацией и специализацией.
Источник:
http://www.aoes-discont.ru
00:04
852
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X