Состояние доходов населения и уровня жизни в Российской Федерации.

В метро, на улице, на вокзале, в деревнях, мы постоянно встречаем огромное количество малоимущего населения. Раньше они вызывали жалость, сочувствие, всплеск негодования, теперь же к ним привыкли и зачастую просто не обращают внимания. Сейчас все говорят о стабилизации экономики, росте доходов населения. О том, какова сейчас ситуация с уровнем жизни населения мы попросили прокомментировать руководителя департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Зинина Владимира Григорьевича.
Владимир Григорьевич, скажите, пожалуйста, почему бедность стала одной из основных проблем России после распада СССР?
Дело в том, что после распада СССР в России произошли коренные изменения в сфере собственности, в формах хозяйствования, во взаимоотношениях хозяйствующих и социальных субъектов, федерального центра и регионов. Произошло ослабление активной регулирующей роли государства, неразвитость рыночных механизмов, неэффективность системы регулирования социальных процессов. В результате, уровень жизни большинства граждан снизился.
В СССР существовало планово-административное регулирование доходов населения и заработной платы, бесплатное предоставление важнейших социальных услуг (медицины, образования). Эта система защищала граждан от крайней бедности и обеспечивала определенный уровень социальных гарантий. Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям как в сфере социально-трудовых отношений, так и в системе формирования доходов населения.
А какова сейчас ситуация в области доходов населения и бедности?
Тенденцией последнего времени стало снижение бедности. Если в 2002 году за чертой бедности было 42 млн. россиян (28,9 % от общей численности населения), то ко II кварталу 2003 года их число сократилось на 9 млн. человек (23,3 % населения).
Существует три экономических фактора, влияющих на бедность в России:
1. Снижение среднего уровня денежных доходов населения
2. Низкий уровень минимальных социальных гарантий
3. Возросшее неравенство в распределении доходов
В результате усиленного внимания Правительства Российской Федерации к проблемам оплаты труда и пенсионного обеспечения, проведения мероприятий по повышению заработной платы, пенсий и пособий, в течение последних трех лет наблюдается устойчивый рост денежных доходов населения. Например, к маю 2003 года доходы населения увеличились на 32,7 % по сравнению с маем 2002 г. Проведенные в 2000-2003 гг. меры по укреплению финансовой базы пенсионной системы позволили улучшить материальное положение пенсионеров. За этот период средний размер пенсии увеличился почти вдвое, что значительно выше роста цен. Тем не менее, несмотря на позитивные изменения в области доходов населения, сохраняются высокая дифференциация населения по уровню доходов и значительные масштабы бедности.
Владимир Григорьевич, скажите, а какие меры предпринимает Правительство Российской Федерации по сокращению бедности?
Правительство Российской федерации осуществляет комплексный подход к данной проблеме. На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально- приемлемый уровень благосостояния. Причины экономической бедности кроются в отсутствии рынка труда в депрессивных регионах, а также в минимально -установленном размере оплаты труда, который не позволяет работнику получить достойное вознаграждение за труд. Для преодоления экономической бедности принимаются меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие. Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005 году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
Владимир Григорьевич, не могли бы Вы рассказать поподробнее о реформах в сфере социальной поддержки населения?
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:
 На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
 На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На федеральном уровне создана нормативно-правовая база для оказания адресной государственной социальной помощи – это федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам адресной социальной помощи. На практике на местах используется несколько методик предоставления помощи нуждающимся, апробированных в регионах (Республики Коми, Волгоградской и Воронежской областях). В Белгородской области разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской области». В Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на территории Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве, Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения показателей жизнедеятельности этих регионов. Существует также общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных льгот и выплат.
Однако, масштабы этой деятельности еще недостаточны и во многих регионах по-прежнему доминирует категориальный подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.
В чем же заключается причина затягивания перехода от категориальных к адресным формам социальной поддержки?
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
1. отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе, по финансированию социальных выплат
2. недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели
3. сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемым без учета факторов нуждаемости
Для решения этих проблем рабочей группой Министерства трудового и социального развития Российской Федерации разрабатывается проект Социального Кодекса Российской Федерации.
Естественно, что система социальных льгот также подвергается реформации, расскажите, пожалуйста, об этом.
В настоящее время суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.
Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), могут быть переведены в форму денежных выплат.
При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные органы будут трансформировать их в один из видов государственной социальной помощи.
В последние два года приняты федеральные законы, направленные на упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установление с 1 июля 2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не ниже должностных окладов соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза. 6 мая 2003 года принят Федеральный закон №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», приняты также и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из главных целей этого Закона является четкое определение источников предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно этому Закону расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Изменен также порядок предоставления льгот по оплате жилья членам семьи ветеранов труда – теперь такие льготы будут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Владимир Григорьевич, а как обстоит дело с совершенствованием методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации?
Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, профсоюзами и научными учреждениями подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Сейчас ведется работа по обобщению замечаний и предложений регионов по данному проекту. Внесены изменения в минимальный набор продуктов питания, минимальный набор непродовольственных товаров и минимальный набор услуг. При уточнении минимального набора продуктов питания увеличены нормы потребления мяса, рыбы, молока, яиц, фруктов и овощей за счет снижения хлебных продуктов и картофеля. Это повышает пищевую и биологическую ценность потребительской корзины. При уточнении минимального набора непродовольственных товаров расширен ассортимент теплых вещей в регионах с холодным и резко континентальным климатом, внесены изменения в наборы одежды. Изменения также затронули сроки износа одежды, обуви и головных уборов.
Возможно также внесение уточнений в действующие методические рекомендации по определению потребительской корзины и методику исчисления величины прожиточного минимума.


Информационный центр
«Развитие трудового законодательства в России»



Контактная информация
Тел/факс: 783-70-08
E-mail: nvolkova@kzot.ru
11:57
1230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X