Трудовая армия
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: МИНТРУД РОССИИ К ВЕСЕННЕМУ ПРИЗЫВУ ГОТОВ
С принятием закона «Об альтернативной гражданской службе» ответственность за судьбу наших призывников легла на Министерство труда и социального развития РФ. Как это случилось и что делает команда Александра Починка в этой связи? Ответ на эти вопросы подготовил Информационный центр «Развитие трудового законодательства в России».
На протяжении нескольких лет основным разработчиком законопроекта «Об альтернативной гражданской службе» являлось Министерство обороны. Однако после первого рассмотрения законопроекта на заседании Правительства РФ в начале 2002 года ответственным за прохождение законопроекта в палатах Федерального Собрания был определен Минтруд. Такое решение было принято в связи с тем, что суть альтернативной гражданской службы - это специфическая трудовая деятельность граждан ее проходящих осуществляемая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В ходе работы над законопроектом в Правительстве рассматривались разные позиции и точки зрения, существовали спорные моменты, решения по которым принимались во взаимоприемлемых формах. В целом совместная с Минобороны России работа протекала в атмосфере конструктивного диалога, что и повлияло на выработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам. Например, на первоначальной стадии удалось прийти к согласованным позициям, несколько уменьшив срок АГС, расширив права гражданина, проходящего АГС, а также урегулировать ряд других спорных положений законопроекта.
Распределение функций между структурами Минобороны России и Минтруда России по вопросу организации АГС осуществляется нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ, предусмотренными Законом «Об альтернативной гражданской службе». Функции Минтруда России, как специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы, будут отражены в готовящемся в настоящее время проекте постановления Правительства "Об организации альтернативной гражданской службы".
Осуществление процедуры направления граждан на АГС с момента подачи ими заявления с просьбой о замене военной службы на гражданскую, включая выдачу проездных документов до места прохождения АГС, будет осуществлять Минобороны. Само направление будет осуществляться в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей, а также организаций, где предусмотрено прохождение АГС и на основании плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по организации АГС. Указанные перечни будет разрабатывать и утверждать Минтруд. План будет разрабатываться обоими министерствами совместно. Организацию учета и контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы будет осуществлять Минтруда России.
В настоящее время в соответствии с законом "Об альтернативной гражданской службе" Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработал проекты двух правительственных постановлений - "Об организации альтернативной гражданской службы" и "Об утверждении Положения о прохождении альтернативной гражданской службы". Разработанный Минтрудом Указ "Вопросы организации альтернативной гражданской службы" подписан Президентом 21 июля этого года.
Кроме того, приказом Министра труда и социального развития РФ образована Рабочая группа по вопросу альтернативной гражданской службы, в рамках которой, с широким привлечением общественности ведется обсуждение и разработка основных направлений по реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Министерством проведен сбор и предварительный анализ информации поступившей от субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по имеющимся вакансиям в подведомственных им учреждениях и организациях, на которых может быть предусмотрена альтернативная гражданская служба.
В настоящее время идет активная работа по подготовке документации и разработке автоматизированной системы распределения и учета граждан, проходящих АГС.
Вопросами реализации функций Минтруда России, связанных с организацией АГС, будет заниматься Департамент занятости населения Минтруда России и его территориальные подразделения.
По прогнозам специалистов департамента, в весенний призыв 2004 года ожидается порядка 2000 заявлений от граждан с просьбой заменить им военную службу альтернативной гражданской. Число ожидаемых вакансий значительно превысит эту цифру. Так что, пока никаких трудностей с определением для призывников места службы не предвидится.
А пока главная задача Минтруда - наладить взаимодействие с военными и общественностью. Министерство планирует выпуск нескольких информационных и методических пособий и буклетов по вопросам организации и прохождения АГС. Готовит крупномасштабную разъяснительную кампанию в СМИ. Работающие в тесном контакте с Министерством общественные организации и объединения уже начали активную работу в этом направлении.
Одной из новых возлагаемых на Минтруд России функций является организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой (переподготовкой) граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Возможно, система консультаций призывников по вопросам их предварительной или последующей трудовой подготовки будет одним из направлений в деятельности органов занятости населения.
Материал подготовлен Информцентром «Развитие трудового законодательства в России.
На протяжении нескольких лет основным разработчиком законопроекта «Об альтернативной гражданской службе» являлось Министерство обороны. Однако после первого рассмотрения законопроекта на заседании Правительства РФ в начале 2002 года ответственным за прохождение законопроекта в палатах Федерального Собрания был определен Минтруд. Такое решение было принято в связи с тем, что суть альтернативной гражданской службы - это специфическая трудовая деятельность граждан ее проходящих осуществляемая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В ходе работы над законопроектом в Правительстве рассматривались разные позиции и точки зрения, существовали спорные моменты, решения по которым принимались во взаимоприемлемых формах. В целом совместная с Минобороны России работа протекала в атмосфере конструктивного диалога, что и повлияло на выработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам. Например, на первоначальной стадии удалось прийти к согласованным позициям, несколько уменьшив срок АГС, расширив права гражданина, проходящего АГС, а также урегулировать ряд других спорных положений законопроекта.
Распределение функций между структурами Минобороны России и Минтруда России по вопросу организации АГС осуществляется нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ, предусмотренными Законом «Об альтернативной гражданской службе». Функции Минтруда России, как специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы, будут отражены в готовящемся в настоящее время проекте постановления Правительства "Об организации альтернативной гражданской службы".
Осуществление процедуры направления граждан на АГС с момента подачи ими заявления с просьбой о замене военной службы на гражданскую, включая выдачу проездных документов до места прохождения АГС, будет осуществлять Минобороны. Само направление будет осуществляться в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей, а также организаций, где предусмотрено прохождение АГС и на основании плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по организации АГС. Указанные перечни будет разрабатывать и утверждать Минтруд. План будет разрабатываться обоими министерствами совместно. Организацию учета и контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы будет осуществлять Минтруда России.
В настоящее время в соответствии с законом "Об альтернативной гражданской службе" Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработал проекты двух правительственных постановлений - "Об организации альтернативной гражданской службы" и "Об утверждении Положения о прохождении альтернативной гражданской службы". Разработанный Минтрудом Указ "Вопросы организации альтернативной гражданской службы" подписан Президентом 21 июля этого года.
Кроме того, приказом Министра труда и социального развития РФ образована Рабочая группа по вопросу альтернативной гражданской службы, в рамках которой, с широким привлечением общественности ведется обсуждение и разработка основных направлений по реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Министерством проведен сбор и предварительный анализ информации поступившей от субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по имеющимся вакансиям в подведомственных им учреждениях и организациях, на которых может быть предусмотрена альтернативная гражданская служба.
В настоящее время идет активная работа по подготовке документации и разработке автоматизированной системы распределения и учета граждан, проходящих АГС.
Вопросами реализации функций Минтруда России, связанных с организацией АГС, будет заниматься Департамент занятости населения Минтруда России и его территориальные подразделения.
По прогнозам специалистов департамента, в весенний призыв 2004 года ожидается порядка 2000 заявлений от граждан с просьбой заменить им военную службу альтернативной гражданской. Число ожидаемых вакансий значительно превысит эту цифру. Так что, пока никаких трудностей с определением для призывников места службы не предвидится.
А пока главная задача Минтруда - наладить взаимодействие с военными и общественностью. Министерство планирует выпуск нескольких информационных и методических пособий и буклетов по вопросам организации и прохождения АГС. Готовит крупномасштабную разъяснительную кампанию в СМИ. Работающие в тесном контакте с Министерством общественные организации и объединения уже начали активную работу в этом направлении.
Одной из новых возлагаемых на Минтруд России функций является организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой (переподготовкой) граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Возможно, система консультаций призывников по вопросам их предварительной или последующей трудовой подготовки будет одним из направлений в деятельности органов занятости населения.
Материал подготовлен Информцентром «Развитие трудового законодательства в России.