Московское законодательство в сфере образования должно измениться
В Мосгордуме при участии руководителя комиссии по образованию Е.А.Бунимовича создана Рабочая группа по развитию законодательства в сфере образования в части обеспечения прав родителей
В Московской городской Думе состоялось первое заседание Рабочей группы по развитию законодательства г.Москвы в части обеспечения реального участия родительской общественности в системе управления образованием. Заседание прошло под руководством председателя комиссии по образованию Московской городской Думы Евгения Абрамовича Бунимовича. В работе приняли участие представители Советов родительской общественности г.Москвы, созданных столичным Департаментом образования, а также участники Общественно-политического проекта "Собрание родителей".
Вопросы ставшие предметом обсуждения Рабочей группы, в которой встретились представители управленческой "элиты" от образования и родительской общественности уже ставились раньше. 31 марта 2005 года по инициативе представителей родителей в Московской городской Думе состоялись депутатские слушания по теме "Проект <Собрание родителей>: обеспечение права родителей на участие в управлении общеобразовательными учреждениями в г.Москве". Участники слушаний выразили обеспокоенность в связи с ситуацией "тотального и системного" нарушения прав родителей на участие в управлении общеобразовательными учреждениями в г.Москве. Стало понятно, что законодательная и нормативная база, регулирующая управление образованием в г.Москве содержит существенные пробелы и вступает в противоречие с нормами российского и международного права, определяющими открытый, демократический, государственно-общественный характер управления системой образования, как в целом в стране, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Так в законе "О развитии образования в городе Москве" подробно описана единственная форма общественного участия в управлении образованием: "Общественные советы по образованию" (статья 12). Но во-первых, ничего не говорится об участии в них родителей, а во-вторых, они являются всего лишь "экспертно-консультационными органами, создаваемыми органами власти г.Москвы". С другой стороны "Попечительские советы", в которых могут участвовать "все участники образовательного процесса", являются "формами поддержки государственных образовательных учреждений" и основной их функцией является "привлечение внебюджетных средств" (статья 13). То есть законы города Москвы ничего не говорят об участии родителей в управлении и контроле за образованием, но при этом призывают их "привлекать средства"! Но ведь для исправления тяжелой ситуации в образовании, о которой говорят мэр Москвы и Президент России, необходимо не декоративное и. номинальное, а реальное и законное участие родителей в управлении общеобразовательными учреждениями.
После мартовских слушаний в конце апреля последовали заявления мэра Ю.М.Лужкова, признавшего факты значительных нарушений в столичном образовании, наличие системы незаконных поборов, и в связи с этим, практически повсеместное нарушение Конституционных прав и свобод детей и родителей (законных представителей) в части бесплатного и доступного образования (ст. 38 и 43 Конституции России). Это привело к тому, что московский Департамент образования значительно активизировался. Прошла "показательная" расправа над несколькими директорами школ и педагогами. Заявлена инициатива создания "общественных приемных" для родителей в различных округах города. 30 сентября состоялось Городское родительское собрание, куда в "добровольно-принудительном" порядке назначены представители родительской общественности. На этом мероприятии, управленческая "элита" с присущим ей рвением пыталась восполнить пробел в отношении создания "открытой, демократической государственно-общественной системы управления московским образованием". Впрочем, как и на обычных школьных родительских собраниях, говорили больше чиновники и уполномоченные "педагоги", а родители только слушали и робко задавали правильные вопросы.
В принципе и такой поворот начальства "лицом к родительской общественности" можно только приветствовать. Но проблема в том, что активность столичного Департамента образования г.Москвы, происходит в логике действующего законодательства г.Москвы,, отводящего родительскому сообществу чисто декоративную роль, которая сводится к проведению маргинальных мероприятий, участию в праздниках и торжествах, а также демонстрации "демократичности". Все это осуществляется в лучших традициях "самой демократичной в мире" советской системы образования.
Характерно, что на вопрос как связаться с "родительскими советами" родительские "комиссары" рекомендуют обращаться в окружные Управления образованием. Юридический статус, ответственность, компетенция и порядок формирования этих организаций никак не определены законодательством. Реальный механизм обеспечения прав родителей по-прежнему не обеспечен, несмотря на обилие организаций, имитирующих родительское самоуправление в недрах Департамента образования. Также как в советское время наличие "демократических выборов" и тайны голосования вовсе не предполагало реального волеизъявления граждан.
По мнению руководителя Общественно-политического проекта "Собрание родителей" И.А.Литвененко родитель в школе по прежнему является "незваным гостем", которого все же приглашают к "богатому праздничному столу", но когда он тянется к еде, тут же бьют по рукам. А между тем, в системе управления общеобразовательным учреждением должны произойти существенные изменения. Родители должны иметь возможность вместе с простым учителем воспитывать и образовывать своих детей. Кроме того родители должны вместе с чиновниками-управленцами участвовать в управления имущественным комплексом школ и контроле за финансовыми потоками. Только в этом случае, существует абсолютная гарантия, что простой учитель работающий с детьми непосредственно, будет получать зарплату уж ни как не меньше чиновников от образования, его, учителя "контролирующих". В тоже время, чиновник займется тем, чем он должен заниматься - служить государству, т.е. гражданам России и всесторонне обеспечивать образовательный процесс. Но - под пристальным, неусыпным контролем родителей, по Конституции, непосредственно отвечающих за здоровье и образование своих детей.
Кажется, что благодаря поддержке председателя Комиссии по образованию Мосгордумы Е.А.Бунимовича сегодня сделан небольшой, но очень важный шаг в этом направлении. Прошедшее заседание показывает, что общественно-политическая активность простых граждан может приносить позитивные результаты, заставляя чиновников, непосредственно отвечающих за развитие и исполнение законодательства в сфере образования, постепенно менять свою позицию, переходя от создания системы "поборов на школьные нужды" к защите конституционных прав граждан на бесплатное и общедоступное образование.
Деятельность новой Рабочей группы в ближайшее время будет сосредоточена на анализе действующего законодательства г.Москвы в сфере образования и практики его исполнения.
Вопросы ставшие предметом обсуждения Рабочей группы, в которой встретились представители управленческой "элиты" от образования и родительской общественности уже ставились раньше. 31 марта 2005 года по инициативе представителей родителей в Московской городской Думе состоялись депутатские слушания по теме "Проект <Собрание родителей>: обеспечение права родителей на участие в управлении общеобразовательными учреждениями в г.Москве". Участники слушаний выразили обеспокоенность в связи с ситуацией "тотального и системного" нарушения прав родителей на участие в управлении общеобразовательными учреждениями в г.Москве. Стало понятно, что законодательная и нормативная база, регулирующая управление образованием в г.Москве содержит существенные пробелы и вступает в противоречие с нормами российского и международного права, определяющими открытый, демократический, государственно-общественный характер управления системой образования, как в целом в стране, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Так в законе "О развитии образования в городе Москве" подробно описана единственная форма общественного участия в управлении образованием: "Общественные советы по образованию" (статья 12). Но во-первых, ничего не говорится об участии в них родителей, а во-вторых, они являются всего лишь "экспертно-консультационными органами, создаваемыми органами власти г.Москвы". С другой стороны "Попечительские советы", в которых могут участвовать "все участники образовательного процесса", являются "формами поддержки государственных образовательных учреждений" и основной их функцией является "привлечение внебюджетных средств" (статья 13). То есть законы города Москвы ничего не говорят об участии родителей в управлении и контроле за образованием, но при этом призывают их "привлекать средства"! Но ведь для исправления тяжелой ситуации в образовании, о которой говорят мэр Москвы и Президент России, необходимо не декоративное и. номинальное, а реальное и законное участие родителей в управлении общеобразовательными учреждениями.
После мартовских слушаний в конце апреля последовали заявления мэра Ю.М.Лужкова, признавшего факты значительных нарушений в столичном образовании, наличие системы незаконных поборов, и в связи с этим, практически повсеместное нарушение Конституционных прав и свобод детей и родителей (законных представителей) в части бесплатного и доступного образования (ст. 38 и 43 Конституции России). Это привело к тому, что московский Департамент образования значительно активизировался. Прошла "показательная" расправа над несколькими директорами школ и педагогами. Заявлена инициатива создания "общественных приемных" для родителей в различных округах города. 30 сентября состоялось Городское родительское собрание, куда в "добровольно-принудительном" порядке назначены представители родительской общественности. На этом мероприятии, управленческая "элита" с присущим ей рвением пыталась восполнить пробел в отношении создания "открытой, демократической государственно-общественной системы управления московским образованием". Впрочем, как и на обычных школьных родительских собраниях, говорили больше чиновники и уполномоченные "педагоги", а родители только слушали и робко задавали правильные вопросы.
В принципе и такой поворот начальства "лицом к родительской общественности" можно только приветствовать. Но проблема в том, что активность столичного Департамента образования г.Москвы, происходит в логике действующего законодательства г.Москвы,, отводящего родительскому сообществу чисто декоративную роль, которая сводится к проведению маргинальных мероприятий, участию в праздниках и торжествах, а также демонстрации "демократичности". Все это осуществляется в лучших традициях "самой демократичной в мире" советской системы образования.
Характерно, что на вопрос как связаться с "родительскими советами" родительские "комиссары" рекомендуют обращаться в окружные Управления образованием. Юридический статус, ответственность, компетенция и порядок формирования этих организаций никак не определены законодательством. Реальный механизм обеспечения прав родителей по-прежнему не обеспечен, несмотря на обилие организаций, имитирующих родительское самоуправление в недрах Департамента образования. Также как в советское время наличие "демократических выборов" и тайны голосования вовсе не предполагало реального волеизъявления граждан.
По мнению руководителя Общественно-политического проекта "Собрание родителей" И.А.Литвененко родитель в школе по прежнему является "незваным гостем", которого все же приглашают к "богатому праздничному столу", но когда он тянется к еде, тут же бьют по рукам. А между тем, в системе управления общеобразовательным учреждением должны произойти существенные изменения. Родители должны иметь возможность вместе с простым учителем воспитывать и образовывать своих детей. Кроме того родители должны вместе с чиновниками-управленцами участвовать в управления имущественным комплексом школ и контроле за финансовыми потоками. Только в этом случае, существует абсолютная гарантия, что простой учитель работающий с детьми непосредственно, будет получать зарплату уж ни как не меньше чиновников от образования, его, учителя "контролирующих". В тоже время, чиновник займется тем, чем он должен заниматься - служить государству, т.е. гражданам России и всесторонне обеспечивать образовательный процесс. Но - под пристальным, неусыпным контролем родителей, по Конституции, непосредственно отвечающих за здоровье и образование своих детей.
Кажется, что благодаря поддержке председателя Комиссии по образованию Мосгордумы Е.А.Бунимовича сегодня сделан небольшой, но очень важный шаг в этом направлении. Прошедшее заседание показывает, что общественно-политическая активность простых граждан может приносить позитивные результаты, заставляя чиновников, непосредственно отвечающих за развитие и исполнение законодательства в сфере образования, постепенно менять свою позицию, переходя от создания системы "поборов на школьные нужды" к защите конституционных прав граждан на бесплатное и общедоступное образование.
Деятельность новой Рабочей группы в ближайшее время будет сосредоточена на анализе действующего законодательства г.Москвы в сфере образования и практики его исполнения.