Дебиторская задолженность в торговле – специфические риски и особенности страхования

Как международный опыт страхования торговых кредитных операций может быть применен в России? Чем он полезен для российского рынка? Каковы особенности продуктов, предлагаемыми разными компаниями по данному виду страхования?
Статистика дебиторской задолженности по торговым операциям весьма внушительна как в России, так и во всем мире. Предоставление покупателям отсрочки оплаты — это не только норма делового оборота, но и насущная необходимость для привлечения каналов продаж. В работе крупных дистрибьюторов практикуется отсрочка от 30 до 90 дней. Дебиторская задолженность может составлять более 25 % совокупных активов компании. В нашей стране, по данным Росстата, совокупный объем дебиторской задолженности на конец 2012 года составлял 11 триллионов рублей, при этом почти 10% от этой суммы приходилось на просроченную задолженность. Это значит, что каждый десятый рубль долга — просроченный, что для компаний из низкомаржинальных отраслей может быть губительно. По данным газеты «Коммерсантъ», только за последние 3 года банкротами признаны почти 10 тысяч компаний. Еще более вероятны временные сложности с ликвидностью, когда покупателю приходится приоритезировать платежи, в этом случае задолженность конкретному кредитору может оказаться далеко не на первом месте, даже если предприятие далеко от банкротства.
Часто предприятия, отдавая предпочтение страхованию других видов своих активов, а также гражданской ответственности, забывают о дебиторской задолженности. Компания AIG уже более 40 лет предлагает своим клиентам на мировом рынке защититься от этого риска — приобрести полис страхования торговых кредитов (Trade Credit XOL). За эти годы AIG выплатила более 1 миллиарда долларов США по страховым случаям данной линии, что позволяет говорить о компании как об одном из лидеров страхования торговых кредитов.
Продукт AIG отличается от стандартных вариантов кредитного страхования и подходит для предприятий самого разного масштаба. Он включает в себя покрытие рисков, связанных с банкротством дебитора и длительной просрочкой платежа. Но если классическое страхование торговых кредитов – это, в большей степени, аутсорсинг оценки и управления риском, связанным с дебиторской задолженностью, то наш продукт – это полный перенос данного риска на страховщика. При выработке организационных подходов компания стремилась избежать традиционного конфликта интересов между специалистами по андеррайтингу, более консервативными в своих подходах, и продавцами, пренебрегающими риском ради максимизации продаж — в AIG обе эти функции сосредоточены у андеррайтера, что позволяет добиться более сбалансированных условий страхования. В страховании торговых кредитов для каждого дебитора устанавливается кредитный лимит, но для тех, чей риск кажется страховщику слишком высоким, при традиционном подходе лимита не назначается, он просто исключается из покрытия. В то же время, в AIG оставленный без покрытия дебитор – это исключительный случай, такого практически не бывает. Полис AIG строится на принципе Excess of Loss, то есть покрывает сверхлимитную просроченную задолженность (ожидаемые потери, соответствующие принимаемому компанией необходимому риску, – не покрываются). При оценке риска AIG фокусируется на анализе самого страхователя и его кредитных процедур (а не его клиентов, как при традиционном подходе), что позволяет значительно упростить администрирование и увеличить покрытие по полису, а также установить неотменяемый лимит. При традиционном подходе как только ситуация у одного из дебиторов или просто в той отрасли, где он работает, ухудшается, страховщик пересматривает условия страхования, то есть страхователь остается без страховой защиты именно по самым рискованным дебиторам. На пике неплатежей 2009-2010 года клиентам AIG удалось хорошо почувствовать преимущества неотменяемого лимита, когда классические страховщики начали «срезать» лимиты. Кроме того, только AIG на основе анализа кредитных процедур клиента устанавливает дискреционный кредитный лимит, в рамках которого клиент может сам определить лимиты для своих покупателей. 70-80% портфеля дебиторов, как правило, составляют небольшие покупатели, по которым страховщику не нужен подробный анализ и отчетность, клиент в состоянии сам правильно распределить свой риск. В полисе AIG предусмотрена агрегатная франшиза на весь портфель дебиторов, позволяющая покрывать только те убытки, которые ощутимы для компании-клиента. В общем, сделано все, чтобы легко адаптировать полис под нужды клиентов.
Теперь купить полис страхования торговых кредитов (Trade Credit XOL), позволяющий покрыть убытки страхователя, связанные с банкротством дебитора и длительной просрочкой платежа, можно и в России. Запуск продукта ЗАО «АИГ» был объявлен 30 октября 2013 года. Российский вариант Trade Credit XOL полностью соответствует нашему международному продукту, а значит, предусматривает возможность гибкого подхода к установлению лимитов, продления при необходимости срока платежей и пр. Все это вместе делает продукт полноценным инструментом управления риском.
Предполагается, что клиентами станут крупнейшие российские компании и подразделения глобальных международных корпораций, имеющие объем выручки на условиях отсрочки платежа не менее 50 миллионов долларов. Мы готовы покрывать и внутренние, и экспортные торговые операции. AIG фокусируется на клиентах, имеющих высокий уровень собственной экспертизы в оценке кредитных рисков и определенную историю кредитных процедур, которая позволяет увидеть, как складывалась ситуация в течение определенного времени. Оптимально, если есть сведения, как клиент преодолевал кризис 2008-2009 годов. При заключении договора страхователь заполняет анкету, ответы на вопросы которой отражают его кредитные процедуры, а также предоставляет полный список своих кредиторов. Возможно, потребуется предоставление более свежей отчетности компании-страхователя. После получения полной информации, мы в течение недели формулируем наше предложение клиенту и определяем цену полиса.
Страхование кредитных рисков позволит клиентам повысить объемы продаж и валовой прибыли за счет увеличения объема предоставляемого кредита для ряда дебиторов; защитить бизнес от убытков из-за невозврата долгов; усилить, вследствие улучшения показателей надежности, позиции компании на рынке оборотного капитала и ее кредитоспособности. Наличие полиса Trade Credit XOL – это гарантия не только для акционеров компании-страхователя, но и для банков, которые могут отнести компанию к более безопасной категории заемщиков, видя гарантии определенного cash-flow. Все эти параметры в совокупности обеспечивают устойчивость компании и рост стоимости бизнеса.

Источник:
http://axa-ukraine.com/ru/
11:09
597
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X