Состояние розничной торговли на рынке парфюмерии и косметики России
Краткое содержание:
Агентство ABARUS Market Research начинает серию исследований парфюмерно-косметического рынка и предлагает читателям ознакомиться с основными результатами аналитического обзора "Рынок парфюмерии и косметики в России: состояние розничной торговли".
Российский парфюмерно-косметический рынок вступил в новый качественный этап развития: цивилизованная розница укрепляет свои позиции, в организованном сегменте появляется конкуренция, при этом темпы роста рынка замедляются.
По данным агентства ABARUS Market Research объем рынка парфюмерии и косметики в 2004 г. составил $6,2 млрд., что на 15% превышает показатель предыдущего года. По мнению специалистов, 2004 г. стал последним, когда российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал столь высокие темпы развития. Можно сказать, что рынок достиг средней степени насыщения. Но даже при замедлении темпов роста на рынке сохранится положительная динамика развития, поскольку его потенциал оценивается специалистами в $15-18 млрд.
Производители парфюмерии и косметики постепенно покидают открытые рынки. Их доля сократилась уже до 16%, в то время как в 1990-х этот показатель доходил до 90%. Расширение сетей парфюмерных магазинов способствует сокращению продаж на открытых рынках, где в основном торгуют «серой» парфюмерией.
По итогам года основное число продаж парфюмерно-косметических товаров пришлось на долю универмагов – 29% от общего объема. Однако наибольший рост демонстрируют специализированные сети, которым в 2004 г. досталось 23,7% (годом ранее это соотношение составляло 28,4% против 21,5%). Свою роль в этом сыграли широкий ассортимент, качественный сервис, различные акции и системы скидок, предлагаемые специальными магазинами. При этом число последних заметно увеличилось за счет прихода новых игроков. Ежегодный рост розничных сетей, по оценкам специалистов, составляет 40–50%. Все это говорит о колоссальных перспективах, стоящих перед участниками рынка.
Настойчиво продолжает расти сеть «Л’Этуаль». Как и в прошлые годы, компания «Алькор» активно выстраивает новые магазины, которые появляются как в столице, так и в регионах. Второй сетевой проект компании – Sephora – развивается не столь активно. Объяснить это можно «количественным перегревом» сети «Л’Этуаль» с ее 150 магазинами по всей стране.
Неплохие темпы развития демонстрирует сеть «Рив Гош» (Rive Gaushe), которая неизвестна столичным покупателям, поскольку в Москве у сети только один магазин. Зато в Петербурге она – бессменный лидер парфюмерно-косметического рынка. Есть торговые точки и в регионах. Специализация на петербургском рынке – втором по объему и потенциалу роста – удачный маркетинговый ход «Рив Гош».
У германско-российского альянса Douglas-Rivoli также устойчивые позиции на рынке. Сеть занимает нишу дорогих парфюмерных магазинов, предлагающих высокий сервис и эксклюзивный ассортимент.
Что касается «Арбат Престиж», то за последний год компания практически не открыла ни одного нового магазина (за исключением двух точек для VIP-клиентов). После заключения договора франшизы с французской Marionnaud в январе 2004 года «Арбат Престиж» делился с участниками рынка грандиозными планами по расширению сети. Однако в связи с тем, что партнер-Marionnaud сам оказался объектом поглощения, развитие «Арбат Престиж» на какое-то время «заморозилось». Политика сети (постоянные «обвалы цен», в том числе и на селективную продукцию) отталкивает от сети некоторых поставщиков, но привлекает в сеть бывших покупателей открытых рынков. Однако, в связи с общим улучшением благосостояния населения, вскоре и эти потребители могут предпочесть более «салонные» условия, и тогда сети более «высокого полета», как, например, Ile de Beaute, имеют все шансы выбиться в лидеры.
Эксперты полагают, что Ile de Beaute способна занять первые позиции в своей нише – небольших магазинов-салонов, ориентирующихся на индивидуальный подход к покупателям. Хотя, по словам специалистов и потребителей, у магазинов «Л’Этуаль» и Ile de Beaute похожи стиль обслуживания и маркетинговая политика.
Некоторые специалисты прогнозируют, что число покупателей парфюмерных магазинов будет расти еще полтора-два года, а затем они начнут перетягивать клиентов друг у друга.
У российского потребителя сейчас огромный выбор, который уже начинает затруднять принятие решения о покупке. Поэтому сети с неохотой занимаются продвижением новых товаров. Специалисты полагают, что в результате это может привести к падению продаж российских производителей, у которых нет денег на вход в цивилизованную розницу.
Помимо роста продаж в специализированных сетях, как отмечают аналитики агентства ABARUS Market Research, положительная динамика заметна и в некоторых других сегментах сбыта косметики и парфюмерии. Растут продажи Интернет-магазинов. Новые способы маркетинга приносят дополнительные обороты и компаниям, специализирующимся на прямых продажах (direct-marketing). Доля продвижения косметики через салоны красоты (профессиональной и класса премиум) осталась практически неизменной, но в абсолютном выражении продажи увеличились, поскольку продолжается рост числа салонов – в основном за счет московского и петербургского рынков красоты.
А вот на звание лидеров рынка претендуют аптеки (рост в 2004 г. – 15%), приобретающие все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и средств гигиены. Возможно, что в дальнейшем они будут даже опережать рост других каналов дистрибуции.
По данным агентства ABARUS Market Research объем рынка парфюмерии и косметики в 2004 г. составил $6,2 млрд., что на 15% превышает показатель предыдущего года. По мнению специалистов, 2004 г. стал последним, когда российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал столь высокие темпы развития. Можно сказать, что рынок достиг средней степени насыщения. Но даже при замедлении темпов роста на рынке сохранится положительная динамика развития, поскольку его потенциал оценивается специалистами в $15-18 млрд.
Производители парфюмерии и косметики постепенно покидают открытые рынки. Их доля сократилась уже до 16%, в то время как в 1990-х этот показатель доходил до 90%. Расширение сетей парфюмерных магазинов способствует сокращению продаж на открытых рынках, где в основном торгуют «серой» парфюмерией.
По итогам года основное число продаж парфюмерно-косметических товаров пришлось на долю универмагов – 29% от общего объема. Однако наибольший рост демонстрируют специализированные сети, которым в 2004 г. досталось 23,7% (годом ранее это соотношение составляло 28,4% против 21,5%). Свою роль в этом сыграли широкий ассортимент, качественный сервис, различные акции и системы скидок, предлагаемые специальными магазинами. При этом число последних заметно увеличилось за счет прихода новых игроков. Ежегодный рост розничных сетей, по оценкам специалистов, составляет 40–50%. Все это говорит о колоссальных перспективах, стоящих перед участниками рынка.
Настойчиво продолжает расти сеть «Л’Этуаль». Как и в прошлые годы, компания «Алькор» активно выстраивает новые магазины, которые появляются как в столице, так и в регионах. Второй сетевой проект компании – Sephora – развивается не столь активно. Объяснить это можно «количественным перегревом» сети «Л’Этуаль» с ее 150 магазинами по всей стране.
Неплохие темпы развития демонстрирует сеть «Рив Гош» (Rive Gaushe), которая неизвестна столичным покупателям, поскольку в Москве у сети только один магазин. Зато в Петербурге она – бессменный лидер парфюмерно-косметического рынка. Есть торговые точки и в регионах. Специализация на петербургском рынке – втором по объему и потенциалу роста – удачный маркетинговый ход «Рив Гош».
У германско-российского альянса Douglas-Rivoli также устойчивые позиции на рынке. Сеть занимает нишу дорогих парфюмерных магазинов, предлагающих высокий сервис и эксклюзивный ассортимент.
Что касается «Арбат Престиж», то за последний год компания практически не открыла ни одного нового магазина (за исключением двух точек для VIP-клиентов). После заключения договора франшизы с французской Marionnaud в январе 2004 года «Арбат Престиж» делился с участниками рынка грандиозными планами по расширению сети. Однако в связи с тем, что партнер-Marionnaud сам оказался объектом поглощения, развитие «Арбат Престиж» на какое-то время «заморозилось». Политика сети (постоянные «обвалы цен», в том числе и на селективную продукцию) отталкивает от сети некоторых поставщиков, но привлекает в сеть бывших покупателей открытых рынков. Однако, в связи с общим улучшением благосостояния населения, вскоре и эти потребители могут предпочесть более «салонные» условия, и тогда сети более «высокого полета», как, например, Ile de Beaute, имеют все шансы выбиться в лидеры.
Эксперты полагают, что Ile de Beaute способна занять первые позиции в своей нише – небольших магазинов-салонов, ориентирующихся на индивидуальный подход к покупателям. Хотя, по словам специалистов и потребителей, у магазинов «Л’Этуаль» и Ile de Beaute похожи стиль обслуживания и маркетинговая политика.
Некоторые специалисты прогнозируют, что число покупателей парфюмерных магазинов будет расти еще полтора-два года, а затем они начнут перетягивать клиентов друг у друга.
У российского потребителя сейчас огромный выбор, который уже начинает затруднять принятие решения о покупке. Поэтому сети с неохотой занимаются продвижением новых товаров. Специалисты полагают, что в результате это может привести к падению продаж российских производителей, у которых нет денег на вход в цивилизованную розницу.
Помимо роста продаж в специализированных сетях, как отмечают аналитики агентства ABARUS Market Research, положительная динамика заметна и в некоторых других сегментах сбыта косметики и парфюмерии. Растут продажи Интернет-магазинов. Новые способы маркетинга приносят дополнительные обороты и компаниям, специализирующимся на прямых продажах (direct-marketing). Доля продвижения косметики через салоны красоты (профессиональной и класса премиум) осталась практически неизменной, но в абсолютном выражении продажи увеличились, поскольку продолжается рост числа салонов – в основном за счет московского и петербургского рынков красоты.
А вот на звание лидеров рынка претендуют аптеки (рост в 2004 г. – 15%), приобретающие все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и средств гигиены. Возможно, что в дальнейшем они будут даже опережать рост других каналов дистрибуции.