«Тропа, ведущая из сумрачного леса» - вышла рецензия на новый роман А.Лапина «Крымский мост».
Рецензия на новый роман писателя Александра Лапина «Крымский мост» опубликована в «Литературной газете».
Новый роман известного российского писателя Александра Лапина «Крымский мост», вышедший на днях в издательстве «Вече», продолжает тему, ставшую в последние годы для него определяющей – поиск ответов на вечные вопросы бытия. Писатель ставит перед собой непростую задачу – дать некие ориентиры человеку, стремящемуся понять, для чего он пришёл в этот мир, что должен он сделать, чтобы мир стал чище, светлее и краше.
Фактически, мы имеем дело с современным вариантом классического романа-воспитания: не зря же автор вкладывает в уста одного из своих персонажей (кстати, впервые появившегося ещё на страницах его нашумевшей эпопеи «Русский крест») фразу, которая, судя по всему, является и символом веры самого Александра Лапина: «Никто никому не друг и не враг. И никто никому не брат. А каждый человек другому человеку учитель!» Сейчас принято жаловаться на размытость нравственных границ и этических постулатов. А ведь когда-то они внушались каждому следующему поколению буквально с пелёнок. И на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» любая кроха знала чёткий и внятный ответ. Изменения к лучшему в сложившемся положении вещей пока ещё еле-еле заметны, потому что те, кто должен воспитывать, сами, в большинстве своём, нуждаются в воспитании. Точнее – в самовоспитании. Подспорьем в этом непростом занятии и становятся книги Александра Лапина.
Герой его нового романа «Крымский мост» наверняка мог бы сказать о себе строками из дантова «Ада»:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Олег Мировой жил себе, не тужил. Служил во флоте, сумел сохранить честь и достоинство, когда армия начала раскалываться вслед за страной, которую она защищала; нашёл себя и в неспокойные новые времена, опять-таки не замарав при этом честь мундира. У него есть почти всё, что нужно человеку для того, чтобы считаться успешным – положение в обществе, надёжный бизнес, средства, в количестве достаточном, чтобы ни в чём себе не отказывать. И если бы судьба не подкинула ему на первый взгляд простенькую задачку на этот самый сакраментальный вопрос про «хорошо» и «плохо», может, и окончил бы Олег Павлович свой земной путь, пребывая в уверенности, что всё в этой жизни сделал как надо. Однако неожиданный поворот накатанной вроде бы колеи пробудил смутные сомнения, время от времени посещающие практически каждого из нас: если всё повторяется из поколения в поколение – родился, женился, нарожал детей, ел, пил, спал – тогда зачем всё это? Какой в этом смысл? «Мировой всё равно по своей внутренней сути русский человек до мозга костей, – констатирует Лапин. – И, как всем русским, ему нужен идеал. Чтобы вот от сих до сих».
Ответы, лежащие на поверхности, не устраивают ни писателя, ни его героя. А за другими Олегу Мировому – и читателям вместе с ним – придётся отправиться за тридевять земель и в географическом, и в историческом, и даже, если хотите, в мистическом плане. Собственно, сам автор определил свой роман как путешествие во времени, пространстве и самом себе. География «Крымского моста», как свойственно Лапину, являет собой яркий калейдоскоп мест – глядящийся в зеркала своих рек и каналов Петербург и плавящиеся на раскалённом солнце Дельфы; задумчивый ханский дворец в Бахчисарае и величественный храм английских масонов, притаившийся на одной из улиц Лондона, строгий в своей аскетичности православный монастырь на Афоне и пышная роскошь знаменитой дворцовой резиденции Кинта да Регалейра под Лиссабоном. Но это не произвольный «букет» достопримечательностей, собранный по принципу максимальной замысловатости, чтобы не дать заскучать читателю. Каждая точка на карте, выбранная Лапиным, прочными аллюзиями связана с основной идеей романа – всё и все, кто встречаются тебе на жизненном пути, могут научить тебя чему-то важному, чему-то, что пригодится именно тебе.
По такому же принципу построено автором и странствие по просторам мировой истории. Принципы организации рыцарского ордена тамплиеров, ритуалы масонов, убеждения иллюминатов, догматы христианства, реалии французской и русской революции, механизмы современной политической интриги – в какую бы эпоху ни приглашал читателя Александр Лапин, какие бы занимательные и поучительные факты не выкладывал, цель каждой такой «экскурсии» в том, чтобы помочь ему – читателю, обычному человеку – осознать простой факт: история творится у него на глазах и он, сам того не подозревая, каждый день становится одновременно и творцом её, и её частью. В конце долгого странствия автор приводит своего героя сначала на киевский Майдан, затем на крымский блокпост. Нет, никаких особых подвигов он не совершает, но ежедневное, «рядовое» мужество требует от человека не разового усилия, а умения существовать на пределе своих физических и душевных возможностей.
В определённом смысле в судьбе Олега Мирового отразилась судьба всей нашей страны, разочаровавшейся в либеральной доктрине, осознавшей себя истинной наследницей византийской цивилизации и возвратившей себе Крым – место воистину сакральное для российской истории. Крымские события помогают герою обрести самого себя и свою истинную любовь. Они же дали возможность всем нам вспомнить, кто мы есть, возродив в душе любовь и гордость за свою Отчизну.
Отличительной чертой творческого почерка Александра Лапина является редкое умение говорить о сложном – доступно и понятно. Приём, который он для этого использует, можно назвать литературной игрой, и в этом смысле «Крымский мост» есть продолжение «стилевого квеста», затеянного автором в его предыдущей книге – «Святых грешниках». Смелое смешение жанров – на сей раз изыскания в области новейшей и древней истории микшируются с эзотерическими штудиями, а путевые очерки с психологическими этюдами – позволяет Лапину не просто постоянно расширять круг своих читателей, но увлекать их по пути саморазвития, познания закономерностей, которым подчиняется эволюция человеческого духа. Выводы очевидны: рано или поздно практически каждый из нас оказывается в сумрачном лесу, выбраться из которого только собственными силами не всегда возможно. Тропинок, ведущих прочь из его беспросветной чащи, немало. Важно вовремя отыскать свою. И найти верных попутчиков.
Литературная газета № 15 (6687) (17-04-2019)
Фактически, мы имеем дело с современным вариантом классического романа-воспитания: не зря же автор вкладывает в уста одного из своих персонажей (кстати, впервые появившегося ещё на страницах его нашумевшей эпопеи «Русский крест») фразу, которая, судя по всему, является и символом веры самого Александра Лапина: «Никто никому не друг и не враг. И никто никому не брат. А каждый человек другому человеку учитель!» Сейчас принято жаловаться на размытость нравственных границ и этических постулатов. А ведь когда-то они внушались каждому следующему поколению буквально с пелёнок. И на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» любая кроха знала чёткий и внятный ответ. Изменения к лучшему в сложившемся положении вещей пока ещё еле-еле заметны, потому что те, кто должен воспитывать, сами, в большинстве своём, нуждаются в воспитании. Точнее – в самовоспитании. Подспорьем в этом непростом занятии и становятся книги Александра Лапина.
Герой его нового романа «Крымский мост» наверняка мог бы сказать о себе строками из дантова «Ада»:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Олег Мировой жил себе, не тужил. Служил во флоте, сумел сохранить честь и достоинство, когда армия начала раскалываться вслед за страной, которую она защищала; нашёл себя и в неспокойные новые времена, опять-таки не замарав при этом честь мундира. У него есть почти всё, что нужно человеку для того, чтобы считаться успешным – положение в обществе, надёжный бизнес, средства, в количестве достаточном, чтобы ни в чём себе не отказывать. И если бы судьба не подкинула ему на первый взгляд простенькую задачку на этот самый сакраментальный вопрос про «хорошо» и «плохо», может, и окончил бы Олег Павлович свой земной путь, пребывая в уверенности, что всё в этой жизни сделал как надо. Однако неожиданный поворот накатанной вроде бы колеи пробудил смутные сомнения, время от времени посещающие практически каждого из нас: если всё повторяется из поколения в поколение – родился, женился, нарожал детей, ел, пил, спал – тогда зачем всё это? Какой в этом смысл? «Мировой всё равно по своей внутренней сути русский человек до мозга костей, – констатирует Лапин. – И, как всем русским, ему нужен идеал. Чтобы вот от сих до сих».
Ответы, лежащие на поверхности, не устраивают ни писателя, ни его героя. А за другими Олегу Мировому – и читателям вместе с ним – придётся отправиться за тридевять земель и в географическом, и в историческом, и даже, если хотите, в мистическом плане. Собственно, сам автор определил свой роман как путешествие во времени, пространстве и самом себе. География «Крымского моста», как свойственно Лапину, являет собой яркий калейдоскоп мест – глядящийся в зеркала своих рек и каналов Петербург и плавящиеся на раскалённом солнце Дельфы; задумчивый ханский дворец в Бахчисарае и величественный храм английских масонов, притаившийся на одной из улиц Лондона, строгий в своей аскетичности православный монастырь на Афоне и пышная роскошь знаменитой дворцовой резиденции Кинта да Регалейра под Лиссабоном. Но это не произвольный «букет» достопримечательностей, собранный по принципу максимальной замысловатости, чтобы не дать заскучать читателю. Каждая точка на карте, выбранная Лапиным, прочными аллюзиями связана с основной идеей романа – всё и все, кто встречаются тебе на жизненном пути, могут научить тебя чему-то важному, чему-то, что пригодится именно тебе.
По такому же принципу построено автором и странствие по просторам мировой истории. Принципы организации рыцарского ордена тамплиеров, ритуалы масонов, убеждения иллюминатов, догматы христианства, реалии французской и русской революции, механизмы современной политической интриги – в какую бы эпоху ни приглашал читателя Александр Лапин, какие бы занимательные и поучительные факты не выкладывал, цель каждой такой «экскурсии» в том, чтобы помочь ему – читателю, обычному человеку – осознать простой факт: история творится у него на глазах и он, сам того не подозревая, каждый день становится одновременно и творцом её, и её частью. В конце долгого странствия автор приводит своего героя сначала на киевский Майдан, затем на крымский блокпост. Нет, никаких особых подвигов он не совершает, но ежедневное, «рядовое» мужество требует от человека не разового усилия, а умения существовать на пределе своих физических и душевных возможностей.
В определённом смысле в судьбе Олега Мирового отразилась судьба всей нашей страны, разочаровавшейся в либеральной доктрине, осознавшей себя истинной наследницей византийской цивилизации и возвратившей себе Крым – место воистину сакральное для российской истории. Крымские события помогают герою обрести самого себя и свою истинную любовь. Они же дали возможность всем нам вспомнить, кто мы есть, возродив в душе любовь и гордость за свою Отчизну.
Отличительной чертой творческого почерка Александра Лапина является редкое умение говорить о сложном – доступно и понятно. Приём, который он для этого использует, можно назвать литературной игрой, и в этом смысле «Крымский мост» есть продолжение «стилевого квеста», затеянного автором в его предыдущей книге – «Святых грешниках». Смелое смешение жанров – на сей раз изыскания в области новейшей и древней истории микшируются с эзотерическими штудиями, а путевые очерки с психологическими этюдами – позволяет Лапину не просто постоянно расширять круг своих читателей, но увлекать их по пути саморазвития, познания закономерностей, которым подчиняется эволюция человеческого духа. Выводы очевидны: рано или поздно практически каждый из нас оказывается в сумрачном лесу, выбраться из которого только собственными силами не всегда возможно. Тропинок, ведущих прочь из его беспросветной чащи, немало. Важно вовремя отыскать свою. И найти верных попутчиков.
Литературная газета № 15 (6687) (17-04-2019)
Источник:
http://www.alapin.ru/lit-gazeta-new/