Новая разработка группы компаний Транзас позволяет улучшить тренажерную подготовку пилотов
Группа компаний Транзас разработала комплекс «Пилот», предназначенный для контроля психофизиологического состояния пилота на тренажере.
Группа компаний Транзас разработала комплекс «Пилот», предназначенный для контроля психофизиологического состояния пилота на тренажере. Комплекс может быть использован для мониторинга пилота, выполняющего упражнения, как на морском, так и авиационном тренажерах.
Преимущества использования тренажеров в процессе обучения очевидны, но наряду со всеми плюсами тренажерной подготовки существуют и объективные недостатки, связанные с отсутствием в оценке операторской деятельности учета физиологических сдвигов пилота. Решением проблемы является комплекс «Пилот».
Технология оценки психофизиологического состояния пилота, реализованная в комплексе “Пилот”, защищенная восьмью патентами РФ и положительными решениями на изобретения и полезные модели, может найти широкое применение в различных областях науки и техники. В том числе, она может быть реализована на основе мобильного телефона, наручных часов, компьютера, очков-дисплея или портативного носителя.
Деятельность пилота на тренажере в условиях специфических рабочих перегрузок, изменение его функционального состояния в процессе управления летательным аппаратом или судном оценивается на основе индекса стрессорной устойчивости, определяющего функциональные ресурсы организма и способности организма мобилизовать и экономно расходовать эти ресурсы.
Метод анализа индекса стрессорной устойчивости позволяет оценивать состояние напряжения и утомления пилота во время тренировочных занятий на тренажере, влияние эргономических особенностей панелей управления и фаз выполнения упражнения.
Основная цель этих оценок заключается в выявлении внутренних резервов и снижении нагрузок на пилота, а также в более точном анализе пилотной динамики освоения новой техники и ее усовершенствования с учетом динамики движения.
В условиях тренировочного процесса эти оценки позволяют: скорректировать методы и объемы тренировок для отдельных процедур тренировочного задания; объективно оценить качество проведения тренировки на основе результатов операторской деятельности; выявить критические ситуации, связанные с состоянием пилота при моделировании происшествий. В качестве дополнительной оценки психофизиологического состояния пилота возможно использование его текущего психофизиологического возраста. При мониторном контроле экипажа оценивается синхронность изменений психофизиологического состояния пилотов: командира и второго пилотов.
Вычислительные процедуры, на основе которых рассчитывается оценка психофизиологического состояния человека, соответствуют рекомендациям стандарта “Вариабельность ритма сердца. Стандарт измерения, физиологической интерпретации и клинического использования”, принятого в 1996 году группой экспертов Европейского кардиологического общества и Североамериканского общества электростимуляции и электрофизиологии, а также методическим рекомендациям “Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем”, подготовленным в соответствии с решением Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ под руководством Р.М. Баевского (протокол № 4 от 11 апреля 2000 г.).
Индекс стрессорной устойчивости, который используется в качестве основной оценки психофизиологического состояния человека, прошел медицинские испытания в институте Мозга РАН. Валидность индекса стрессорной устойчивости получила экспериментальное подтверждение. По результатам экспериментальной проверки был подготовлен "Акт о валидности неинвазивной методики экспресс-диагностики индекса регуляторного резерва сердечно-сосудистой системы по соотношению сверхмедленных составляющих каридоритма».
Преимущества использования тренажеров в процессе обучения очевидны, но наряду со всеми плюсами тренажерной подготовки существуют и объективные недостатки, связанные с отсутствием в оценке операторской деятельности учета физиологических сдвигов пилота. Решением проблемы является комплекс «Пилот».
Технология оценки психофизиологического состояния пилота, реализованная в комплексе “Пилот”, защищенная восьмью патентами РФ и положительными решениями на изобретения и полезные модели, может найти широкое применение в различных областях науки и техники. В том числе, она может быть реализована на основе мобильного телефона, наручных часов, компьютера, очков-дисплея или портативного носителя.
Деятельность пилота на тренажере в условиях специфических рабочих перегрузок, изменение его функционального состояния в процессе управления летательным аппаратом или судном оценивается на основе индекса стрессорной устойчивости, определяющего функциональные ресурсы организма и способности организма мобилизовать и экономно расходовать эти ресурсы.
Метод анализа индекса стрессорной устойчивости позволяет оценивать состояние напряжения и утомления пилота во время тренировочных занятий на тренажере, влияние эргономических особенностей панелей управления и фаз выполнения упражнения.
Основная цель этих оценок заключается в выявлении внутренних резервов и снижении нагрузок на пилота, а также в более точном анализе пилотной динамики освоения новой техники и ее усовершенствования с учетом динамики движения.
В условиях тренировочного процесса эти оценки позволяют: скорректировать методы и объемы тренировок для отдельных процедур тренировочного задания; объективно оценить качество проведения тренировки на основе результатов операторской деятельности; выявить критические ситуации, связанные с состоянием пилота при моделировании происшествий. В качестве дополнительной оценки психофизиологического состояния пилота возможно использование его текущего психофизиологического возраста. При мониторном контроле экипажа оценивается синхронность изменений психофизиологического состояния пилотов: командира и второго пилотов.
Вычислительные процедуры, на основе которых рассчитывается оценка психофизиологического состояния человека, соответствуют рекомендациям стандарта “Вариабельность ритма сердца. Стандарт измерения, физиологической интерпретации и клинического использования”, принятого в 1996 году группой экспертов Европейского кардиологического общества и Североамериканского общества электростимуляции и электрофизиологии, а также методическим рекомендациям “Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем”, подготовленным в соответствии с решением Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ под руководством Р.М. Баевского (протокол № 4 от 11 апреля 2000 г.).
Индекс стрессорной устойчивости, который используется в качестве основной оценки психофизиологического состояния человека, прошел медицинские испытания в институте Мозга РАН. Валидность индекса стрессорной устойчивости получила экспериментальное подтверждение. По результатам экспериментальной проверки был подготовлен "Акт о валидности неинвазивной методики экспресс-диагностики индекса регуляторного резерва сердечно-сосудистой системы по соотношению сверхмедленных составляющих каридоритма».