Российский кабинет теперь ничем не отличается от западного
Доминирующая черта российской экономики последних лет – рост и увеличение ВВП. Итоги первой половины 2005 года весьма впечатляющи: увеличение экспорта на 41%, расширение внутреннего конечного спроса, отмечается рост мебельной промышленности.
Мебельный рынок нашей страны еще продолжает складываться. Согласно отчетам исследования, проводившегося специалистами компании “Про-Инвест Консалтинг” при поддержке Рейтингового Агентства “Эксперт РА”, с 1999 по 2003 годы мебельная отрасль росла в среднем на 17% в год. В качестве основных факторов, обуславливающих этот высокий темп, кроме общего развития экономики, можно назвать значительное увеличение потребления мебели, насыщение внутреннего рынка качественным сырьем и оборудованием. И хотя в последнее время многие независимые эксперты отмечают снижение темпов роста, этот сегмент далек от уровня равновесия. В 2003 году объем производства мебели в Российской Федерации составил около $1,2 млрд., в 2004 - $1,8, а на 2005 год планируется около $2 млрд.
По данным статистики, в 2004 году на рынке действовали 2820 предприятий, в 2005 году их уже 5400. Из этого числа только 465 крупных, но их доля равняется 80% всего производства в стране. Примерно треть всей продукции приходится на Москву и Московскую область, где работает около 1000 фирм. Но тенденция остается той же, что и по всей стране: существует лишь несколько крупных игроков столичного рынка, имеющих свое производство и салоны.
Основные лидеры московского региона давно определены, между ними идет самая жесткая борьба за потребителя. Среди этих гигантов можно назвать такие компании, как “Столплит”, “БРВ Мебель”, “Юнитекс”, “ДОК 17”. В то же время постоянно появляются новые игроки, ведущие, как правило, агрессивную политику, нацеленную на отвоевывание максимальной доли рынка. Это обеспечивает высокий уровень конкуренции. “Рынок сейчас представлен большим кругом фабрик, - отмечает Елена Михайловна Андреянова - менеджер-консультант магазина “Столплит”. – Конкуренция очень велика, основные тенденции все перенимают друг у друга. В то же время каждый стремится привнести что-то свое, чтобы таким образом отделиться от других”. “При этом много информации от конкурентов не получишь, - утверждает Светлана Ивановна Пальчикова - маркетолог компании “БРВ Мебель”. – Ее пытаются скрыть, опасаясь плагиата или других вариантов нечестной игры”.
Главная особенность сегодняшнего рынка – активный его передел в пользу молодых компаний, активизация ценовой войны и неценовых воздействий на потребителя. Полуподвальные производства могут составить в некоторых ситуациях конкуренцию известным брендам, выигрывая за счет невысокой цены на свою продукцию. По мнению некоторых экспертов, в настоящее время начался процесс укрупнения компаний, серьезные игроки захватывают на рынке все большие доли. В итоге маленьким предприятиям приходится либо уходить в самую низкую ценовую нишу, либо вливаться в более крупные компании.
Основные лидеры рынка стремятся к непрерывному расширению своих сетей (в том числе и в регионах) и завоеванию все большего числа потребителей. Один из методов этой борьбы – проведение маркетинговых исследований, позволяющих наиболее точно отвечать потребностям аудитории. “Конечно, предпочтения клиентов нужно учитывать, - считает Александр Владимирович Нестерович - коммерческий директор компании “ДОК 17”. – Мы проводим исследование рынка перед внедрением новинок с целью узнать, насколько вообще эти технологии будут востребованы у нашего покупателя. При этом ориентация идет не только на оптового заказчика, который гарантированно принесет предприятию крупную прибыль, но и на конкретного клиента".
Все перечисленные выше компании, входящие в “первый эшелон” мебельного рынка России, имеют свое производство. Модели производимой мебели во многом схожи, поэтому борьба часто разворачивается либо за качество, либо за цену товара.
Постепенно меняется потребительское поведение: цена перестает быть решающим фактором при совершении покупки, на первое место выходит качество или престижность мебели. В то же время остается (и, скорее всего, еще достаточно сохранится) крупный сегмент рынка, где цена играет ключевую роль. К таковым, например, относится рынок операторских кресел и стульев для посетителей. Для завоевания большего числа потребителей некрупным компаниям-производителям стульев приходится снижать качество материалов или использовать неценовые методы увеличения сбыта: предоставление дополнительных услуг, длительной гарантии, внедрение различных нетрадиционных цветовых решений.
Российский рынок мебели развивается неравномерно. Например, в сегменте офисных кресел традиционно лидируют азиатские представители, отечественные компании пока не могут предложить равнозначных по сочетанию качества и цены аналогов. В то же время общая тенденция заключается в улучшении качества мебели в целом. Многие российские компании предлагают серии, не уступающие западным аналогам по качеству, стремятся соблюдать модные тенденции, повышающие ценность их продукта в глазах потребителя.
Офис, сделанный в России, в конечном итоге сейчас мало чем отличается от аналогичного, произведенного на Западе. Лидеры начинают отказываться от слепого подражания Западу в пользу своих оригинальных моделей, создаваемых, тем не менее, с учетом общемировых модных тенденций. “Но что можно было, уже изобрели, - считает Любовь Петровна Уланина, управляющая салона кухонной мебели “Анонс”. – Поэтому сейчас успех способствует тому, кто найдет оптимальное сочетание цены, качества и дизайна”.
Обилием мебели (даже качественной и с хорошим дизайном) потребителя уже не удивишь, и человек, имеющий возможность выбирать, будет это делать, не отдавая предпочтения первому магазину, в котором ассортимент широк. Поэтому отечественные компании борются за потребителя неценовыми и неассортиментными методами, предоставляя дополнительные полезные услуги. Весьма актуальны кредитные программы, предлагаемые в альянсах с банками (например, банк “Русский Стандарт” предлагает кредит на срок на 6 месяцев, первый взнос на сумму 20% от общей стоимости покупки). Многие компании предоставляют ряд бесплатных услуг – выезд дизайнера на место, замер и разработка проекта мебели, доставка и сборка. Для укрепления своей позиции на рынке компании выбирают разные пути: стремятся расшириться и улучшить производство, или же уменьшают норму прибыли и снижают цены.
По данным статистики, в 2004 году на рынке действовали 2820 предприятий, в 2005 году их уже 5400. Из этого числа только 465 крупных, но их доля равняется 80% всего производства в стране. Примерно треть всей продукции приходится на Москву и Московскую область, где работает около 1000 фирм. Но тенденция остается той же, что и по всей стране: существует лишь несколько крупных игроков столичного рынка, имеющих свое производство и салоны.
Основные лидеры московского региона давно определены, между ними идет самая жесткая борьба за потребителя. Среди этих гигантов можно назвать такие компании, как “Столплит”, “БРВ Мебель”, “Юнитекс”, “ДОК 17”. В то же время постоянно появляются новые игроки, ведущие, как правило, агрессивную политику, нацеленную на отвоевывание максимальной доли рынка. Это обеспечивает высокий уровень конкуренции. “Рынок сейчас представлен большим кругом фабрик, - отмечает Елена Михайловна Андреянова - менеджер-консультант магазина “Столплит”. – Конкуренция очень велика, основные тенденции все перенимают друг у друга. В то же время каждый стремится привнести что-то свое, чтобы таким образом отделиться от других”. “При этом много информации от конкурентов не получишь, - утверждает Светлана Ивановна Пальчикова - маркетолог компании “БРВ Мебель”. – Ее пытаются скрыть, опасаясь плагиата или других вариантов нечестной игры”.
Главная особенность сегодняшнего рынка – активный его передел в пользу молодых компаний, активизация ценовой войны и неценовых воздействий на потребителя. Полуподвальные производства могут составить в некоторых ситуациях конкуренцию известным брендам, выигрывая за счет невысокой цены на свою продукцию. По мнению некоторых экспертов, в настоящее время начался процесс укрупнения компаний, серьезные игроки захватывают на рынке все большие доли. В итоге маленьким предприятиям приходится либо уходить в самую низкую ценовую нишу, либо вливаться в более крупные компании.
Основные лидеры рынка стремятся к непрерывному расширению своих сетей (в том числе и в регионах) и завоеванию все большего числа потребителей. Один из методов этой борьбы – проведение маркетинговых исследований, позволяющих наиболее точно отвечать потребностям аудитории. “Конечно, предпочтения клиентов нужно учитывать, - считает Александр Владимирович Нестерович - коммерческий директор компании “ДОК 17”. – Мы проводим исследование рынка перед внедрением новинок с целью узнать, насколько вообще эти технологии будут востребованы у нашего покупателя. При этом ориентация идет не только на оптового заказчика, который гарантированно принесет предприятию крупную прибыль, но и на конкретного клиента".
Все перечисленные выше компании, входящие в “первый эшелон” мебельного рынка России, имеют свое производство. Модели производимой мебели во многом схожи, поэтому борьба часто разворачивается либо за качество, либо за цену товара.
Постепенно меняется потребительское поведение: цена перестает быть решающим фактором при совершении покупки, на первое место выходит качество или престижность мебели. В то же время остается (и, скорее всего, еще достаточно сохранится) крупный сегмент рынка, где цена играет ключевую роль. К таковым, например, относится рынок операторских кресел и стульев для посетителей. Для завоевания большего числа потребителей некрупным компаниям-производителям стульев приходится снижать качество материалов или использовать неценовые методы увеличения сбыта: предоставление дополнительных услуг, длительной гарантии, внедрение различных нетрадиционных цветовых решений.
Российский рынок мебели развивается неравномерно. Например, в сегменте офисных кресел традиционно лидируют азиатские представители, отечественные компании пока не могут предложить равнозначных по сочетанию качества и цены аналогов. В то же время общая тенденция заключается в улучшении качества мебели в целом. Многие российские компании предлагают серии, не уступающие западным аналогам по качеству, стремятся соблюдать модные тенденции, повышающие ценность их продукта в глазах потребителя.
Офис, сделанный в России, в конечном итоге сейчас мало чем отличается от аналогичного, произведенного на Западе. Лидеры начинают отказываться от слепого подражания Западу в пользу своих оригинальных моделей, создаваемых, тем не менее, с учетом общемировых модных тенденций. “Но что можно было, уже изобрели, - считает Любовь Петровна Уланина, управляющая салона кухонной мебели “Анонс”. – Поэтому сейчас успех способствует тому, кто найдет оптимальное сочетание цены, качества и дизайна”.
Обилием мебели (даже качественной и с хорошим дизайном) потребителя уже не удивишь, и человек, имеющий возможность выбирать, будет это делать, не отдавая предпочтения первому магазину, в котором ассортимент широк. Поэтому отечественные компании борются за потребителя неценовыми и неассортиментными методами, предоставляя дополнительные полезные услуги. Весьма актуальны кредитные программы, предлагаемые в альянсах с банками (например, банк “Русский Стандарт” предлагает кредит на срок на 6 месяцев, первый взнос на сумму 20% от общей стоимости покупки). Многие компании предоставляют ряд бесплатных услуг – выезд дизайнера на место, замер и разработка проекта мебели, доставка и сборка. Для укрепления своей позиции на рынке компании выбирают разные пути: стремятся расшириться и улучшить производство, или же уменьшают норму прибыли и снижают цены.