Перейдёт ли Россия на уголь?
В последнее время аналитики отмечают тенденцию увеличения значимости угля в структуре топливного баланса. Это объясняется двумя факторами: низкая цена угля по сравнению с нефтью и газом, широкомасштабные инвестиции в угледобывающие компании.
В последнее время эксперты и аналитики угледобывающей промышленности отмечают тенденцию увеличения значимости угля в структуре топливного баланса. Это объясняется двумя главными факторами: низкая цена угля по сравнению с нефтью и газом, широкомасштабные инвестиции в угледобывающие компании. В последнее время актуально развитие инновационных высокотехнологичных способов добычи угля. Не только в России понимают значимость угледобычи, многие страны, такие как США, Индонезия, готовы ускоренно развивать угледобывающую отрасль.
По данным ФТС, добыча угля в январе 2007 года составила 27,47 млн. т (104,8% к январю 2006 года). При этом темпы роста добычи угля подземным способом были значительно выше, чем открытым.
В январе 2007 года, по данным ФГУП ЦДУ ТЭК, добыча в Печорском угольном бассейне увеличилась на 42,9%, в Донецком — на 8%, Кузнецком — на 7,3%. Снизилась добыча в Канско-Ачинском бассейне — на 10,6 процента.
На внутренний рынок (с учетом собственных нужд) поставлено за январь 2007 года 18,2 млн. т российского угля (97,5% к январю 2006 года), из них для обеспечения электростанций - 8,6 млн. т (93,6%); на нужды коксования — 3 млн. т (97,6%); для обеспечения населения, комбытнужды и АПК — 2,9 млн. т (93,7%).
В страны дальнего зарубежья, по данным ФТС, за январь 2007 года экспортировано 7,1 млн. т угля (133,6% к январю 2006 года), в страны СНГ — 0,7 млн. т (107%).
По данным газеты Ведомости, впервые за последние 15 лет в Ростовской области введена в эксплуатацию новая шахта. Компания “Донской уголь”, принадлежащая московскому банку “Акрополь”, сдала в эксплуатацию в Красносулинском районе Шерловскую-Наклонную мощностью 650 000 т антрацита в год. Шахта обошлась инвестору в $40 млн. Эксперты называют вложения перспективными — спрос и цена на уголь растут.
Строительство Шерловской-Наклонной в Красносулинском районе ФГУП “Донуголь” начало еще в 1996 г., к 1998 г. было выполнено до 60% работ, но из-за реструктуризации угольной отрасли в регионе работы были приостановлены, сообщил гендиректор “Донугля” Андрей Чурин. В 2001 г. новый собственник “Донугля” — московский банк “Акрополь” подписал инвестиционное соглашение с областной администрацией, которое предполагало, что строительство трех шахт “Донугля” и обогатительной фабрики завершится до конца 2005 г. Первой (в 2003 г.) должна была заработать Шерловская-Наклонная, но ее строительство вновь было заморожено, работы возобновились только летом 2005 г. До последнего времени “не было достаточной цены на уголь” и в компании ожидали, “когда рынок показал свою жизнеспособность”, объяснил Чурин.
Сейчас ситуация изменилась — цена на уголь выросла и на внешнем, и на внутреннем рынках, говорит он. По словам Чурина, рынок сбыта добываемого на шахте антрацита будет меняться в зависимости от конъюнктуры, но первоначально покупателями “Донугля” станут энергетики, сахарные и цементные заводы на юге России, население. На шахте добывают антрацит с низким содержанием серы и летучих веществ, его цена в зависимости от марки составляет 900-2600 руб./т.
С 2002 г. инвестиции акционеров в строительство Шерловской-Наклонной составили $40 млн., окупить их компания намерена за 5 лет. По словам губернатора Ростовской области Владимира Чуба, присутствовавшего на церемонии открытия, с начала строительства шахты в 1996 г. общий объем инвестиций составил $90-100 млн. По данным областного Минпрома, запасы шахтного поля составляют 10,5 млн. т, проектная мощность Шерловской-Наклонной — 650 000 т антрацита в год, при заданном уровне угледобычи срок службы шахты составит 16 лет. Впрочем, в течение этого года компания планирует довести угледобычу до 1 млн. тонн в год: “Единственный способ этого достичь — увеличение нагрузки на забой при условии организации правильной работы всей шахты”.
Эксперты считают вложения в угольную отрасль перспективными. По данным аналитика “Брокеркредитсервиса” Владислава Жабина, производство угля в России будет расти — конъюнктура рынка стала благоприятной, а годовой прирост цен на внутреннем рынке составит до 10%. Менеджер одной из ростовских шахт отмечает, что потребность в высококачественном антраците и коксе выше, чем его добыча, и собственникам интересен экспорт продукции.
По данным газеты Коммерсант, намечается тесное сотрудничество между Японскими компаниями и Сахалином в сфере угольной промышленности. Суммарные запасы угля на Сахалине оцениваются в 3 млрд. тонн. В настоящее время Япония импортирует около 95 млн. т этого вида топлива в год. Главными поставщиками являются Австралия и Индонезия, доля российского экспорта на японский рынок составляет около 6 млн. т угля, который поступает, главным образом, из Якутии и Кузбасса. С Сахалина в прошлом году было завезено всего 0,5 млн. т, хотя северные и восточные провинции Японии могут закупать до 10 млн. т сахалинского угля ежегодно.
Впрочем, для увеличения экспорта угля на острове необходимо расширять его добычу и развивать транспортные возможности. В частности, в сегодняшнем состоянии главный угольный порт Сахалина Шахтерск не сможет обеспечить необходимую перевалку груза. Максимальный дедвейт судна, который может зайти в порт, — 5 тыс. т. Областные власти совместно с угольщиками планируют реконструкцию порта Шахтерск, которая позволит обрабатывать сухогрузы дедвейтом до 10 тыс. тонн. Но, как считает менеджер Mitsui Шиничиро Омачи, для потребителей Японии максимально эффективным будет транспортировка угля на судах в 45 тыс. т — иначе перевозка станет невыгодна. Кроме того, Шахтерск — порт замерзающий. Поэтому в зимний период надо ориентироваться на возможность отгрузки угля в южных портах Сахалина, для чего необходимо построить железную дорогу.
В областной администрации, за счет средств Инвестиционного фонда предлагается построить 143-километровую железнодорожную линию Ильинск—Углегорск—угольный разрез Солнцевский. Солнцевское месторождение, запасы которого оцениваются в 110 млн. т сырья, является одним из самых перспективных на острове. В декабре 2007 года данное предложение вместе с проектом реконструкции Сахалинской магистрали и строительством тоннеля или моста, соединяющего материк с островом, будет представлено в Минэкономразвития и Минтранс.
Представители японских корпораций не озвучили намерений инвестировать в транспортную отрасль, но предложили помочь новейшими технологиями, предусматривающими химическую переработку угля. Этим и другими вопросами займется совместная рабочая группа.
По данным ФТС, добыча угля в январе 2007 года составила 27,47 млн. т (104,8% к январю 2006 года). При этом темпы роста добычи угля подземным способом были значительно выше, чем открытым.
В январе 2007 года, по данным ФГУП ЦДУ ТЭК, добыча в Печорском угольном бассейне увеличилась на 42,9%, в Донецком — на 8%, Кузнецком — на 7,3%. Снизилась добыча в Канско-Ачинском бассейне — на 10,6 процента.
На внутренний рынок (с учетом собственных нужд) поставлено за январь 2007 года 18,2 млн. т российского угля (97,5% к январю 2006 года), из них для обеспечения электростанций - 8,6 млн. т (93,6%); на нужды коксования — 3 млн. т (97,6%); для обеспечения населения, комбытнужды и АПК — 2,9 млн. т (93,7%).
В страны дальнего зарубежья, по данным ФТС, за январь 2007 года экспортировано 7,1 млн. т угля (133,6% к январю 2006 года), в страны СНГ — 0,7 млн. т (107%).
По данным газеты Ведомости, впервые за последние 15 лет в Ростовской области введена в эксплуатацию новая шахта. Компания “Донской уголь”, принадлежащая московскому банку “Акрополь”, сдала в эксплуатацию в Красносулинском районе Шерловскую-Наклонную мощностью 650 000 т антрацита в год. Шахта обошлась инвестору в $40 млн. Эксперты называют вложения перспективными — спрос и цена на уголь растут.
Строительство Шерловской-Наклонной в Красносулинском районе ФГУП “Донуголь” начало еще в 1996 г., к 1998 г. было выполнено до 60% работ, но из-за реструктуризации угольной отрасли в регионе работы были приостановлены, сообщил гендиректор “Донугля” Андрей Чурин. В 2001 г. новый собственник “Донугля” — московский банк “Акрополь” подписал инвестиционное соглашение с областной администрацией, которое предполагало, что строительство трех шахт “Донугля” и обогатительной фабрики завершится до конца 2005 г. Первой (в 2003 г.) должна была заработать Шерловская-Наклонная, но ее строительство вновь было заморожено, работы возобновились только летом 2005 г. До последнего времени “не было достаточной цены на уголь” и в компании ожидали, “когда рынок показал свою жизнеспособность”, объяснил Чурин.
Сейчас ситуация изменилась — цена на уголь выросла и на внешнем, и на внутреннем рынках, говорит он. По словам Чурина, рынок сбыта добываемого на шахте антрацита будет меняться в зависимости от конъюнктуры, но первоначально покупателями “Донугля” станут энергетики, сахарные и цементные заводы на юге России, население. На шахте добывают антрацит с низким содержанием серы и летучих веществ, его цена в зависимости от марки составляет 900-2600 руб./т.
С 2002 г. инвестиции акционеров в строительство Шерловской-Наклонной составили $40 млн., окупить их компания намерена за 5 лет. По словам губернатора Ростовской области Владимира Чуба, присутствовавшего на церемонии открытия, с начала строительства шахты в 1996 г. общий объем инвестиций составил $90-100 млн. По данным областного Минпрома, запасы шахтного поля составляют 10,5 млн. т, проектная мощность Шерловской-Наклонной — 650 000 т антрацита в год, при заданном уровне угледобычи срок службы шахты составит 16 лет. Впрочем, в течение этого года компания планирует довести угледобычу до 1 млн. тонн в год: “Единственный способ этого достичь — увеличение нагрузки на забой при условии организации правильной работы всей шахты”.
Эксперты считают вложения в угольную отрасль перспективными. По данным аналитика “Брокеркредитсервиса” Владислава Жабина, производство угля в России будет расти — конъюнктура рынка стала благоприятной, а годовой прирост цен на внутреннем рынке составит до 10%. Менеджер одной из ростовских шахт отмечает, что потребность в высококачественном антраците и коксе выше, чем его добыча, и собственникам интересен экспорт продукции.
По данным газеты Коммерсант, намечается тесное сотрудничество между Японскими компаниями и Сахалином в сфере угольной промышленности. Суммарные запасы угля на Сахалине оцениваются в 3 млрд. тонн. В настоящее время Япония импортирует около 95 млн. т этого вида топлива в год. Главными поставщиками являются Австралия и Индонезия, доля российского экспорта на японский рынок составляет около 6 млн. т угля, который поступает, главным образом, из Якутии и Кузбасса. С Сахалина в прошлом году было завезено всего 0,5 млн. т, хотя северные и восточные провинции Японии могут закупать до 10 млн. т сахалинского угля ежегодно.
Впрочем, для увеличения экспорта угля на острове необходимо расширять его добычу и развивать транспортные возможности. В частности, в сегодняшнем состоянии главный угольный порт Сахалина Шахтерск не сможет обеспечить необходимую перевалку груза. Максимальный дедвейт судна, который может зайти в порт, — 5 тыс. т. Областные власти совместно с угольщиками планируют реконструкцию порта Шахтерск, которая позволит обрабатывать сухогрузы дедвейтом до 10 тыс. тонн. Но, как считает менеджер Mitsui Шиничиро Омачи, для потребителей Японии максимально эффективным будет транспортировка угля на судах в 45 тыс. т — иначе перевозка станет невыгодна. Кроме того, Шахтерск — порт замерзающий. Поэтому в зимний период надо ориентироваться на возможность отгрузки угля в южных портах Сахалина, для чего необходимо построить железную дорогу.
В областной администрации, за счет средств Инвестиционного фонда предлагается построить 143-километровую железнодорожную линию Ильинск—Углегорск—угольный разрез Солнцевский. Солнцевское месторождение, запасы которого оцениваются в 110 млн. т сырья, является одним из самых перспективных на острове. В декабре 2007 года данное предложение вместе с проектом реконструкции Сахалинской магистрали и строительством тоннеля или моста, соединяющего материк с островом, будет представлено в Минэкономразвития и Минтранс.
Представители японских корпораций не озвучили намерений инвестировать в транспортную отрасль, но предложили помочь новейшими технологиями, предусматривающими химическую переработку угля. Этим и другими вопросами займется совместная рабочая группа.