Более половины иностранных фармацевтических компаний планируют организовать собственное производство
Более половины иностранных компаний, поставляющих лекарства в Россию, в ближайшем будущем планируют обзавестись здесь собственным производством.
Более половины иностранных компаний, поставляющих лекарства в Россию, в ближайшем будущем планируют обзавестись здесь собственным производством. Такой вывод следует из опубликованного 9 августа 2005 года совместного исследования компании PricewaterhouseCoopers (PwC) и ассоциации международных фармпроизводителей AIPM.
По данным опроса PwC и AIPM, проведенного в первом полугодии, более половины из 23 иностранных фармкомпаний, имеющих в России собственное представительство, планируют обзавестись здесь собственным производством. Из них 33% рассматривают возможность запуска местного производства в ближайшие два-три года и 19% - в пятилетней перспективе. При этом, по данным различных исследований, еще в 2003 году возможность выпуска лекарств в России всерьез рассматривали не более 10% зарубежных фармкомпаний.
Участники рынка считают, что западным производителям так или иначе придется задуматься о запуске собственного производства на территории России по двум причинам. Во-первых, с 1 января 2005 года начала действовать федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). На закупку у производителей лекарств в ДЛО было выделено чуть менее $2 млрд. Причем по условиям этой программы лишь 30% лекарств из льготного списка будут закупаться у иностранных производителей, остальное должны предоставлять местные фармпроизводители.
Второй причиной является принятие Государственной Думой 8 июля в первом чтении поправок в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах".
Данный законопроект был разработан главой комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой, депутатом Андреем Макаровым, а также членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Владимиром Брынцаловым. Как заявил Шпигель, данный законопроект направлен, прежде всего, на декриминализацию фармацевтического рынка. По его словам, "согласно таможенной статистике, только за 2004 г на территорию России было ввезено лекарств на сумму около 100 млн. долл. так называемым "серым импортом", то есть не от прямых производителей". Поэтому в закон вводится норма, которая предусматривает ввоз лекарственных средств исключительно от прямых производителей или уполномоченных ими организаций.
Вторая норма законопроекта предусматривает ограничение лоббирования врачами и аптекарями тех или иных медикаментов. Необходимость данного положения обуславливается существующей на отечественном рынке медикаментов "раскруткой" продукции западных фармацевтов путем доплаты врачам за выписывание рецептов на определенные препараты. После принятия закона выписка рецептов должна будет производиться только на международное непатентованное название лекарственного средства, а не определенную торговую марку.
В-третьих, при регистрации производителем названия лекарственного препарата одновременно регистрируется его отпускная цена, от которой отсчитываются наценки остальных участников фармацевтического рынка. Это позволит государству контролировать цены и ограничивать их рост в цепочке посредников.
По словам Б. Шпигеля, поправки комитета по охране здоровья поддержали без внесения изменений 31 регион, еще несколько с незначительными замечаниями, и лишь два субъекта - Москва и Московская область - выступили против предлагаемых поправок, это как раз те области, в которых и происходит нелегальный оборот "серого" импорта.
По оценкам экспертов рынка, после принятия закона крупные западные фармацевтические компании потеряют около 20% рынка, что составляет примерно $1,2 млрд.
Соответственно, против законопроекта была развернута агрессивная кампания. Одно из главных направлений борьбы против нового порядка – распространить действие поправок в закон <О лекарственных средствах> только на госзакупки лекарственных препаратов. Частично лоббисты интересов западных производителей своего добились. При обсуждении законопроекта в первом чтении несколько депутатов предупреждали, что обязательным условием принятия закона во втором чтении должно стать ограничение сферы его действия госзакупками.
Это условие, вне всякого сомнения, лоббируется крупными западными фармацевтическим компаниями, сообщили информационному агентству <Регион-Центр> в аппарате Б. Шпигеля.
Одним из основных лоббистом интересов западных фармацевтических компаний выступил председатель Комиссии по борьбе с коррупцией Госдумы Михаил Гришанков. В представленном законопроекте (из десятка абзацев) комиссия Гришанкова усмотрела массу лазеек для коррупционеров, хотя порядок взаимодействия производителей лекарственных препаратов с контролирующими инстанциями в предложенных поправках ничем не отличается от существующего ныне. Но основное требование Гришанкова - ограничить действие законопроекта только госзакупками. Гражданам же врачи по-прежнему смогут выписывать рецепты на дорогие лекарства, получая за это премии от фармацевтических компаний. По словам сотрудников аппарата Б. Шпигеля, борьба за то, чтобы не распространять действие законопроекта на рядовых потребителей, уменьшит эффект от принятия законопроекта на снижение цен на лекарственные препараты. И уж тем более сужение сферы применения новых правил не может иметь никакого отношения к борьбе с коррупцией.
Комиссия по борьбе с коррупцией под руководством М. Гришанкова не выполняет своих функций, это следует из интервью аудитора Счетной палаты Владимира Панскова от 2 августа 2005 г. По словам В.Панскова, в СП РФ накопился солидный материал на тему законодательных лазеек для нанесения значительного финансового ущерба российскому государству и коррупции госчиновников. Однако за все время существования комиссии она не вынесла на рассмотрение Госдумы ни одного законопроекта, направленного на борьбу с коррупцией. Комиссия М. Гришанкова проигнорировала пожелание президента РФ Владимира Путина законодательно оформить проведение парламентских расследований, высказанное им в апреле в ежегодном послании Федеральному собранию. Если закон о парламентских расследованиях будет принят, то, как поясняют в думской фракции <Родина>, коррупционерам в Госдуме будет очень трудно запретить проведение громких парламентских расследований и скрывать правду об их результатах. В частности, российскому <Газпрому> придется объяснить свои связи с посредником поставок туркменского газа на Украину – компанией <РосУкрЭнерго> (зарегистрирована в Швейцарии как RosUkrEnergo). По данным европейских правоохранительные органов, имеются серьезные подозрения, что данная компания находится под косвенным контролем Семена Могилевича, российского гражданина украинского происхождения, который включен в списки людей, разыскиваемых ФБР. На днях следователи украинской Службы безопасности провели обыск и выемку документов в компании <Нефтегаз Украины> в поисках материалов, о связи бывшего руководства компании с RosUkrEnergo. По информации из источников в Госдуме, зарубежные производители, прежде всего в таких отраслях, как металлургия, легкая и химическая промышленность из Ближнего зарубежья и других стран мира прикладывают значительные усилия для проведения через Госдуму изменений в российском законодательстве в свою пользу. Лоббирование М. Гришанковым интересов западных фармацевтов позволяет им надеяться на успешное решение своих проблем.
Комиссия М. Гришанкова не предложила нижней палате российского парламента также ни одного закона по борьбе с коррупцией, а ранее предложенные законопроекты либо отвергнуты, либо остановлены, например, законопроект <О борьбе с коррупцией> после принятия в первом чтении в 2002 году так и не был подготовлен ко второму чтению. Коррупция настолько поразила российское чиновничество, что российские чиновники прибегают к взяткам даже работая за границей. Громкую огласку получил арест 8 августа в Нью-Йорке российского гражданина Александра Яковлева, работавшего в закупочной службе ООН и получавшего заработную плату в размере не менее $44 тыс. в год. А. Яковлев признался в получении взяток на сумму порядка миллиона долларов за содействие в получении ооновских контрактов на поставки продовольствия и медикаментов в Ирак и за другие закупочные контракты. Особо поразила американцев абсолютная уверенность А. Яковлева в своей безнаказанности, чиновник не покинул Америку даже после начала расследования американской прокуратурой и конгрессом закупочной деятельности ООН.
По словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, криминал проникает сегодня во власть через целевое лоббирование и нарочитое создание дефектов в текстах законов. Госдума до сих пор не ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы (подписана Россией в январе 1999 года) и Конвенцию ООН против коррупции (подписана Россией в декабре 2003 года).
По данным опроса PwC и AIPM, проведенного в первом полугодии, более половины из 23 иностранных фармкомпаний, имеющих в России собственное представительство, планируют обзавестись здесь собственным производством. Из них 33% рассматривают возможность запуска местного производства в ближайшие два-три года и 19% - в пятилетней перспективе. При этом, по данным различных исследований, еще в 2003 году возможность выпуска лекарств в России всерьез рассматривали не более 10% зарубежных фармкомпаний.
Участники рынка считают, что западным производителям так или иначе придется задуматься о запуске собственного производства на территории России по двум причинам. Во-первых, с 1 января 2005 года начала действовать федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). На закупку у производителей лекарств в ДЛО было выделено чуть менее $2 млрд. Причем по условиям этой программы лишь 30% лекарств из льготного списка будут закупаться у иностранных производителей, остальное должны предоставлять местные фармпроизводители.
Второй причиной является принятие Государственной Думой 8 июля в первом чтении поправок в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах".
Данный законопроект был разработан главой комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой, депутатом Андреем Макаровым, а также членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Владимиром Брынцаловым. Как заявил Шпигель, данный законопроект направлен, прежде всего, на декриминализацию фармацевтического рынка. По его словам, "согласно таможенной статистике, только за 2004 г на территорию России было ввезено лекарств на сумму около 100 млн. долл. так называемым "серым импортом", то есть не от прямых производителей". Поэтому в закон вводится норма, которая предусматривает ввоз лекарственных средств исключительно от прямых производителей или уполномоченных ими организаций.
Вторая норма законопроекта предусматривает ограничение лоббирования врачами и аптекарями тех или иных медикаментов. Необходимость данного положения обуславливается существующей на отечественном рынке медикаментов "раскруткой" продукции западных фармацевтов путем доплаты врачам за выписывание рецептов на определенные препараты. После принятия закона выписка рецептов должна будет производиться только на международное непатентованное название лекарственного средства, а не определенную торговую марку.
В-третьих, при регистрации производителем названия лекарственного препарата одновременно регистрируется его отпускная цена, от которой отсчитываются наценки остальных участников фармацевтического рынка. Это позволит государству контролировать цены и ограничивать их рост в цепочке посредников.
По словам Б. Шпигеля, поправки комитета по охране здоровья поддержали без внесения изменений 31 регион, еще несколько с незначительными замечаниями, и лишь два субъекта - Москва и Московская область - выступили против предлагаемых поправок, это как раз те области, в которых и происходит нелегальный оборот "серого" импорта.
По оценкам экспертов рынка, после принятия закона крупные западные фармацевтические компании потеряют около 20% рынка, что составляет примерно $1,2 млрд.
Соответственно, против законопроекта была развернута агрессивная кампания. Одно из главных направлений борьбы против нового порядка – распространить действие поправок в закон <О лекарственных средствах> только на госзакупки лекарственных препаратов. Частично лоббисты интересов западных производителей своего добились. При обсуждении законопроекта в первом чтении несколько депутатов предупреждали, что обязательным условием принятия закона во втором чтении должно стать ограничение сферы его действия госзакупками.
Это условие, вне всякого сомнения, лоббируется крупными западными фармацевтическим компаниями, сообщили информационному агентству <Регион-Центр> в аппарате Б. Шпигеля.
Одним из основных лоббистом интересов западных фармацевтических компаний выступил председатель Комиссии по борьбе с коррупцией Госдумы Михаил Гришанков. В представленном законопроекте (из десятка абзацев) комиссия Гришанкова усмотрела массу лазеек для коррупционеров, хотя порядок взаимодействия производителей лекарственных препаратов с контролирующими инстанциями в предложенных поправках ничем не отличается от существующего ныне. Но основное требование Гришанкова - ограничить действие законопроекта только госзакупками. Гражданам же врачи по-прежнему смогут выписывать рецепты на дорогие лекарства, получая за это премии от фармацевтических компаний. По словам сотрудников аппарата Б. Шпигеля, борьба за то, чтобы не распространять действие законопроекта на рядовых потребителей, уменьшит эффект от принятия законопроекта на снижение цен на лекарственные препараты. И уж тем более сужение сферы применения новых правил не может иметь никакого отношения к борьбе с коррупцией.
Комиссия по борьбе с коррупцией под руководством М. Гришанкова не выполняет своих функций, это следует из интервью аудитора Счетной палаты Владимира Панскова от 2 августа 2005 г. По словам В.Панскова, в СП РФ накопился солидный материал на тему законодательных лазеек для нанесения значительного финансового ущерба российскому государству и коррупции госчиновников. Однако за все время существования комиссии она не вынесла на рассмотрение Госдумы ни одного законопроекта, направленного на борьбу с коррупцией. Комиссия М. Гришанкова проигнорировала пожелание президента РФ Владимира Путина законодательно оформить проведение парламентских расследований, высказанное им в апреле в ежегодном послании Федеральному собранию. Если закон о парламентских расследованиях будет принят, то, как поясняют в думской фракции <Родина>, коррупционерам в Госдуме будет очень трудно запретить проведение громких парламентских расследований и скрывать правду об их результатах. В частности, российскому <Газпрому> придется объяснить свои связи с посредником поставок туркменского газа на Украину – компанией <РосУкрЭнерго> (зарегистрирована в Швейцарии как RosUkrEnergo). По данным европейских правоохранительные органов, имеются серьезные подозрения, что данная компания находится под косвенным контролем Семена Могилевича, российского гражданина украинского происхождения, который включен в списки людей, разыскиваемых ФБР. На днях следователи украинской Службы безопасности провели обыск и выемку документов в компании <Нефтегаз Украины> в поисках материалов, о связи бывшего руководства компании с RosUkrEnergo. По информации из источников в Госдуме, зарубежные производители, прежде всего в таких отраслях, как металлургия, легкая и химическая промышленность из Ближнего зарубежья и других стран мира прикладывают значительные усилия для проведения через Госдуму изменений в российском законодательстве в свою пользу. Лоббирование М. Гришанковым интересов западных фармацевтов позволяет им надеяться на успешное решение своих проблем.
Комиссия М. Гришанкова не предложила нижней палате российского парламента также ни одного закона по борьбе с коррупцией, а ранее предложенные законопроекты либо отвергнуты, либо остановлены, например, законопроект <О борьбе с коррупцией> после принятия в первом чтении в 2002 году так и не был подготовлен ко второму чтению. Коррупция настолько поразила российское чиновничество, что российские чиновники прибегают к взяткам даже работая за границей. Громкую огласку получил арест 8 августа в Нью-Йорке российского гражданина Александра Яковлева, работавшего в закупочной службе ООН и получавшего заработную плату в размере не менее $44 тыс. в год. А. Яковлев признался в получении взяток на сумму порядка миллиона долларов за содействие в получении ооновских контрактов на поставки продовольствия и медикаментов в Ирак и за другие закупочные контракты. Особо поразила американцев абсолютная уверенность А. Яковлева в своей безнаказанности, чиновник не покинул Америку даже после начала расследования американской прокуратурой и конгрессом закупочной деятельности ООН.
По словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, криминал проникает сегодня во власть через целевое лоббирование и нарочитое создание дефектов в текстах законов. Госдума до сих пор не ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы (подписана Россией в январе 1999 года) и Конвенцию ООН против коррупции (подписана Россией в декабре 2003 года).