Цена образа. Что делать с фотографией голого Буша?

Интервью с директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой
- Как формируется сегодня цена на фотографии?

- Как на работы художника. Я имею в виду только арт-фотографию. C фотографией street, мне не очень нравится определение «журналистская» или «репортажная», все по-другому. Имя фотографа-художника создается выставками в галереях и музеях. Но это не значит, чем больше выставок, тем успешнее фотограф. Не обязательно выставляться много, главное в важных местах – таких в мире немного, несколько десятков.

- Но престиж галереи, ее значительность так же зависит от того, насколько известные художники в ней выставляются. Так что галерея – и экспертная инстанция, и рыночный игрок, и навигатор потребителя фотографии.

- Тут все взаимосвязано, галерея – посредник между фотографом и музеем, фотографом и покупателем. Это сегодня совершенно необходимая институция. Художники хотят выставляться в определенных галереях, галереи ищут художников, востребованных публикой. Чтобы определить, кто будет успешно выставляться и хорошо продаваться, иметь успех у публики и нравится прессе, а кто нет, галерист должен иметь абсолютный нюх, развитую интуицию. Должен знать сотни фотографов, ездить на фестивали и узнавать новых. И конечно заботиться о том, чтобы интерес к фотографии не угасал. Он должен рисковать, но и обязан сохранять свою репутацию. Так же, повторяю, обстоит дело и с художниками.

- Но художник пишет уникальные произведения, независимо от качества это все равно ручная, штучная продукция, а фотография легко тиражируется.

- Есть определенная договоренность между покупателем и заказчиком - количество отпечатков с негатива фиксируется договором. Тот, кто этот договор нарушает, для рынка больше не существует. Его просто отлучают от него навсегда. Но тут есть другая проблема – классик мировой фотографии Анри Картье-Брессон снял за свою долгую жизнь миллионы кадров, но на рынке присутствуют только три сотни известных сюжетов. И именно эти три сотни дорого стоят, остальные, можно сказать, ничего не стоят, хотя это тоже Картье-Брессон. Так что имя фотографа автоматически не определяет цены на его фотографии. Но и не все картины Ван Гога стоят столько же, как его «Подсолнухи». Что касается старой, раритетной фотографии, то тут выше всего ценятся винтажи – подлинные авторские негативы и отпечатки, сделанные с них автором. Гораздо дешевле современные отпечатки с авторских негативов.

- Но сегодня все так легко подделать, имитацию на глаз не отличишь от подлинника.

- Я сама однажды купила на аукционе снимок начала прошлого века, имевший вроде бы чистое происхождение, соответствующую печать, бумагу, рамку, а дома в сильное увеличительное стекло разглядела на фотографии пиксели. Хорошо, что это был аукцион, и я фотографию смогла вернуть. Фотография – сложный бизнес, и опасный, но сегодня очень быстро развивающийся. Цены стремительно растут и это очень тревожно.

- Почему ?

- Быстрый рост всегда грозит обвалом рынка. Цены на фотографию возросли в последние годы в разы.

- А кто покупатель? Коллекционеры и музеи?

- Последние годы коллекционеров становится все больше, и они все чаще собирают специализированные коллекции – антикварную фотографию 19 века, или современную, или 20-30-х годов, пикториализм, авангард, пейзажи, ню. Или, например, старые виды определенного места, или какого-то определенного художника. Есть уникальные корпоративные тематические собрания. Ещё люди охотно покупают дорогие фотографии в качестве произведения искусства для своих домов, квартир, офисов. Бум на фотографию совпал с тем моментом, когда искусство стало по преимуществу концептуальным, и публика соскучилась по визуальности, востребовала изображения. Два десятилетия назад цены были значительно ниже, и никто тогда о тираже не беспокоился. Например, на рынке много отпечатков таких теперь признанных знаменитостей как Хельмут Ньютон или Уильям Кляйн. Они не заботились о том, чтобы следить за количеством отпечатков. Поэтому и цены на их фотографии могут быть самыми разными.

- Итак, цена складывается из стоимости имени автора, из качества самого кадра и количества этих кадров на рынке.

- Повторяю, что эта схема применима к фотографиям современных художников, которые работают с фотографической техникой как старые мастера с красками, или с бронзой. Еще, разумеется, имеет значение, что снято. Если фотограф средней руки имеет неизвестные и кое-как сделанные снимки, например, Мэрилин Монро, то, конечно, он продаст их во много раз дороже, чем свои фотографии лучшего художественного и технического качества. Со street фотографией все несколько по-другому. Есть только один фотограф, которые продает снимки из горячих точек за высокую цену, но он действительно большой мастер.

- А если кто-то снимет, например, голого Буша?

- Он дорого продаст эту фотографию в газету, но это не наша история. Впрочем, и со street фотографией сегодня много проблем, возможности цифровых технологий достаточно велики, чтобы фотография потеряла функцию документа, любую реальность можно воспроизвести на компьютере.

- Сейчас снимают цифровыми камерами, которые не оставляют негатива. Как тут быть? Или все равно придумается такой способ, чтобы и в тиражной продукции оставалась возможность найти уникальное?

- Найдут. Звезды современного искусства Пьер и Жиль над каждой фотографией так много работают, что в результате получается совершенно уникальное произведение, которое воспроизвести не легче, чем картину. И конечно все дорогие фотографии должны быть безупречно качественно отпечатаны. Вот фотографии самого дорогого современного фотографа Андреаса Гурски – это, прежде всего, фантастическое качество! Высшее проявление немецкого педантизма, его снимок и был продан почти за 800 000 долларов.

- Но зачем мне тратить такие деньги, если я могу найти изображение в Интернете, скачать его и отпечатать.

- Такого качества вы никогда не достигнете! Или потратите на достижение его много денег. Но проблема авторского права на изображение, на image, стоит серьезно. Конечно, воруют!
11:23
583
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X