Фаина Раневская - легенда мирового кино

Очередной выпуск программы канала «Культура» «Легенды мирового кино» о судьбах людей, чьи имена навсегда вошли в историю мирового кинематографа, посвящен легендарной актрисе театра и кино Фаине Георгиевне Раневской (31 июля, 12.20).
Очередной выпуск программы канала «Культура» «Легенды мирового кино» о судьбах людей, чьи имена навсегда вошли в историю мирового кинематографа, посвящен легендарной актрисе театра и кино Фаине Георгиевне Раневской (31 июля, 12.20).
Актриса, способная заменить собой всю труппу и создавшая незабываемую галерею неповторимых фарсовых образов. Философ с цигаркой, скандальная особа, язвительная дама, с «толстым голосом», страшно одинокая и ранимая душа, - всё это о Фаине Георгиевне Раневской. Решением редакционного совета ежегодно издающейся в Лондоне энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»), Раневская в 1992 г. включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
Фаина Раневская играла в пьесах А. Чехова, А. Островского, М. Горького, И. Крылова, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Многим зрителям она больше знакома по фильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка» и, конечно же, «Подкидыш».
В творчестве Фаины Георгиевны гармонично сочеталась глубина реалистического раскрытия образа с острой харáктерностью, граничащей с гротеском. К сожалению, в кино не так много, как могло бы быть, сыграно ею ролей, но каждая из них незабываема, а отдельные реплики, произнесенные Раневской в фильмах, буквально, врезались в память зрителей и затем со смаком цитировались. Раневская смело уродовала себя для комических ролей. «В 22 года я уже гримировалась старухой, и привыкла, и полюбила моих старух в ролях».
Программа Константина Карасика расскажет телезрителям о том, как складывалась творческая жизнь актрисы, о ее человеческих качествах, о бескомпромиссном характере.
Раневская родилась в конце позапрошлого века, «когда в моде были обмороки», прошла через революцию, одна, покинутая эмигрировавшими из России родственниками, всю жизнь доказывала, что может не только смешить, радовать своими выходками, но и играть серьёзные роли.
Лет с 14 начинается увлечение Фаины Раневской театром: первые спектакли (пока в качестве зрителя) оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда увидела постановку «Вишнёвого сада» А. П. Чехова на сцене МХАТа, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним «Раневская» именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины Раневской (в то время Фельдман) из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник тогда заметил: «Фаина, Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
Раневская спешила увидеть смешное - и тем защититься от реальности. Можно сказать, что она умудрилась сотворить из собственной жизни комический фильм ужасов и сыграть в нем лучшую свою роль. Всю жизнь Раневская копила умение видеть и отражать, понимать и чувствовать, но чем тверже овладевала грустной наукой существования, тем очевиднее становилась невозможность полной самореализации на сцене. «Профессию я не выбирала, - скажет однажды Фаина Георгиевна, - она во мне таилась».
Когда она только делала первые шаги на сцене, её не хотели брать ни в один театр. Некрасива, и, как говорили многие, совсем бездарна. Сама Раневская считала, что «для успеха ей не хватало самой малости – подлости». Она казалась режиссерам неуклюжей и смешной, боялась врождённого заикания, но с годами всё же доказала, что она – лучшая актриса, способная своей игрой затмить всю труппу. Часто на спектакли приходили только ради неё одной - ради крохотной, эпизодической роли. За это её и невзлюбил Ю. А. Завадский, художественный руководитель Театра им. Моссовета, с которым Раневская неоднократно ссорилась.
Назло завистникам, «бездарным, ненавидевшим», Фаина Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокими званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. «Спутник славы - одиночество… Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...», - часто повторяла Фаина Георгиевна.
Брехт назвал эту удивительную актрису «ходячим эффектом отчуждения»: сквозь табачный дым она пряталась от злых людей, пыталась забыть, что живёт в ненавистной ей эпохе. «Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»», - с горьким сарказмом говорила о себе Раневская. Она выносила жестокие определения другим, но не щадила и себя.
Дважды Раневская клялась, что ноги её не будет на съёмочной площадке, но, к нашему зрительскому счастью, клятвам этим не суждено было быть выполненными. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Георгиевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей «надоело симулировать здоровье». Никто тогда не знал, что ей оставался последний год жизни.
«Зловредная Фуфа» вряд ли хотела бы, чтобы о ней рассуждали с умным видом. Таким уж она была человеком: не любила бездарность, банальность, официозность. Константин Карасик, ведущий программы «Легенды мирового кино», смог рассказать о Раневской так, как ей бы, наверняка, понравилось.
Смотрите только на телеканале «Культура» 31 июля программу «Легенды мирового кино. Фаина Раневская» (12.20), а также художественный фильм М. Ромма «Мечта» с Фаиной Раневской в главной роли в 10.40.
11:24
742
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X