Итоги социологического исследования «Что вы знаете о гриппе?»
Методика
Для того чтобы получить наиболее точное представление о том, насколько хорошо общество осведомлено о гриппе и его лечении, был проведен масштабный расширенный опрос в форме пятнадцатиминутных интервью по выборке потребителей в следующих странах:
• 568 человек в Великобритании;
• 517 человек во Франции;
• 604 человека в Италии;
• 627 человек в США;
• 588 человек в Испании;
• 603 человека в Германии.
Общее количество респондентов — 3516 человек.
Все респонденты были разбиты на две группы:
те, кто когда-либо болел гриппом, и те, кто никогда не болел гриппом.
Помимо получения количественных данных в каждой стране было проведено по 20 индивидуальных глубинных интервью длительностью в один час каждое.
В ходе исследования затрагивались следующие области:
• симптомы и самостоятельная диагностика;
• отношение к гриппу;
• лечение гриппа;
• осведомленность о различных видах лечения;
• обращение к врачу.
Исследование проводилось силами независимого агентства по рыночным исследованиям на средства, выделенные компанией Рош.
Основные результаты
Симптомы и самостоятельная диагностика
• В целом респонденты не вполне уверены в том, какие признаки отличают грипп от простуды. При ответе на вопрос, что убеждают респондентов в том, что у них грипп, а не простуда, они описали следующие симптомы:
o лихорадка/высокая температура (59%);
o боли в мышцах (42%);
o упадок сил (22%);
o длительный срок выздоровления (9%);
o неожиданное появление симптомов (7%);
o неспособность вести нормальную повседневную жизнь (3%).
• Лишь 42% опрошенных могут с уверенностью утверждать, что знают, когда они болеют гриппом.
Отношение и восприятие
Отношение людей к гриппу неоднозначно. Примерно половина опрошенных относятся к гриппу как к серьезному заболеванию, большинство опрошенных принимают меры по профилактике гриппа среди членов своих семей.
• Немногим более половины респондентов (52%) полностью согласны с утверждением, что к гриппу необходимо относиться со всей серьезностью.
• 40% участников опроса полностью согласны с тем, что для здорового взрослого человека грипп не представляет серьезной опасности (25% — не согласны).
• Степень серьезности отношения к гриппу возрастает среди респондентов старшего поколения, а также среди людей, страдающих сочетанными заболеваниями.
• 76% респондентов уверены в том, что если заболеют гриппом, то постараются всеми силами предотвратить распространение инфекции среди членов своей семьи и друзей.
• Чуть более трети респондентов (34%) ответили, что ввиду недавней информации о «птичьем гриппе» они стали более расположены к тому, чтобы обращаться к врачу при появлении симптомов сезонного гриппа.
Лечение
Участники опроса готовы принимать меры по профилактике гриппа, и препараты для лечения гриппа. Тем не менее, в зависимости от страны существуют различия в том, к каким средствам люди прибегают в первую очередь и насколько оперативно это происходит.
• Около 90% респондентов при заболевании займутся поиском препаратов от гриппа.
• В значительной степени первые действия, которые намеревается предпринять респондент, заболевший гриппом, зависят от страны его проживания.
Франция Германия Испания США Италия
Великобритания
Визит к врачу 72% 65% 58% 39% 41% 25%
Поход в аптеку / лекарства из аптеки 3% 10% 8% 9% 14% 28%
Прием лекарств на дому 16% 16% 23% 33% 29% 38%
• В среднем каждый второй пациент обращается к врачу при симптомах гриппа, но лишь половина обратившихся сделает это своевременно, что делает лечение более эффективным.
• Респонденты, болевшие ранее гриппом и обращавшиеся за помощью к врачу, ожидали получить следующие результаты:
o рецепт на лекарство (61%);
o рецепт и какое-либо лекарство (20%);
o какое-либо лекарство (11%);
o лечение без препаратов (4%).
• Количественные данные показывают, что большинство респондентов не планировали лечение каким-либо определенным препаратом.
Осведомленность о различных видах лечения
Осведомленность людей об имеющихся методах лечения и профилактики гриппа находится на очень низком уровне.
• Респонденты упоминают следующие виды лечения гриппа:
o вакцина (12%);
o лекарственные препараты (12%);
o препараты растительного происхождения и прочие альтернативные средства (5%);
o антивирусные препараты (15%).
• Респонденты спонтанно упоминают следующие варианты профилактики гриппа:
o вакцина (36%);
o лекарственные препараты (4%);
o препараты растительного происхождения и прочие альтернативные средства (5%);
o антивирусные препараты (5%).
Обращение к врачу
Качественные данные показали, что люди обращаются к врачу, чтобы получить лечение, а так же чтобы подтвердить диагноз.
• Основные причины / мотивация обращения к врачу за консультацией:
o желание выздороветь как можно скорее (55%);
o желание вылечиться без осложнений (51%);
o грипп — болезнь очень опасная, поэтому его лечением должны заниматься профессионалы (45%);
o важно оставаться в форме (40%);
o слышал о специальных методах лечения (40%);
o нежелание заразить других (37%);
o нужна справка по болезни (23%).
• Респонденты стремятся не обращаться к врачу, так как, по их мнению, грипп пройдет сам собою. На вопрос о причинах такого поведения они высказались следующим образом.
Ранее не болели Болели гриппом ранее
34% Полагали, что все пройдет само собой 32%
28% Хотели до визита к врачу убедиться в том, что это именно грипп 10%
14% Сначала лечились безрецептурными препаратами (например, парацетамолом) 15%
9% Врач вряд ли поможет 13%
3% Не было возможности посетить врача ввиду плохого самочувствия 7%
4% Врач был слишком занят — не было времени назначить визит 5%
Выводы:
• Респонденты не имеют четкого представления об основных симптомах гриппа.
• В целом респонденты рассматривают грипп как серьезное заболевание (это особенно характерно для людей старшего возраста и для людей, страдающих хроническими заболеваниями). Люди обеспокоены вопросами лечения и профилактики гриппа для себя и своей семьи.
• В то же время респонденты, заболев гриппом, не принимают активных мер по его лечению, в связи с недостаточной осведомленностью о различных методах лечения и профилактики этого заболевания.
О компании Рош
Компания Рош является одним из лидеров рынка здравохранения, входя в десятку крупнейших компаний мира в области фармацевтики, а также занимает первое место в мире в области диагностики.
Основная цель Рош - производство и продвижение инновационных препаратов и современных средств диагностики, которые позволяют спасать жизнь пациентам, значительно продлевать и улучшать качество их жизни.
Компания была основана в 1896 году в Базеле, Швейцария, и на сегодняшний день имеет представительства в 150 странах мира и штат сотрудников более 70 000 человек. Являясь одним из ведущих производителей оригинальных лекарственных препаратов в области онкологии, вирусологии и трансплантологии, компания уделяет особое внимание вопросам сочетания эффективности своих препаратов с удобством и безопасностью их использования. В группу Рош кроме компании Ф. Хоффманн – Ля Рош входят компании Genentech, США и Chugai, Япония.
Для того чтобы получить наиболее точное представление о том, насколько хорошо общество осведомлено о гриппе и его лечении, был проведен масштабный расширенный опрос в форме пятнадцатиминутных интервью по выборке потребителей в следующих странах:
• 568 человек в Великобритании;
• 517 человек во Франции;
• 604 человека в Италии;
• 627 человек в США;
• 588 человек в Испании;
• 603 человека в Германии.
Общее количество респондентов — 3516 человек.
Все респонденты были разбиты на две группы:
те, кто когда-либо болел гриппом, и те, кто никогда не болел гриппом.
Помимо получения количественных данных в каждой стране было проведено по 20 индивидуальных глубинных интервью длительностью в один час каждое.
В ходе исследования затрагивались следующие области:
• симптомы и самостоятельная диагностика;
• отношение к гриппу;
• лечение гриппа;
• осведомленность о различных видах лечения;
• обращение к врачу.
Исследование проводилось силами независимого агентства по рыночным исследованиям на средства, выделенные компанией Рош.
Основные результаты
Симптомы и самостоятельная диагностика
• В целом респонденты не вполне уверены в том, какие признаки отличают грипп от простуды. При ответе на вопрос, что убеждают респондентов в том, что у них грипп, а не простуда, они описали следующие симптомы:
o лихорадка/высокая температура (59%);
o боли в мышцах (42%);
o упадок сил (22%);
o длительный срок выздоровления (9%);
o неожиданное появление симптомов (7%);
o неспособность вести нормальную повседневную жизнь (3%).
• Лишь 42% опрошенных могут с уверенностью утверждать, что знают, когда они болеют гриппом.
Отношение и восприятие
Отношение людей к гриппу неоднозначно. Примерно половина опрошенных относятся к гриппу как к серьезному заболеванию, большинство опрошенных принимают меры по профилактике гриппа среди членов своих семей.
• Немногим более половины респондентов (52%) полностью согласны с утверждением, что к гриппу необходимо относиться со всей серьезностью.
• 40% участников опроса полностью согласны с тем, что для здорового взрослого человека грипп не представляет серьезной опасности (25% — не согласны).
• Степень серьезности отношения к гриппу возрастает среди респондентов старшего поколения, а также среди людей, страдающих сочетанными заболеваниями.
• 76% респондентов уверены в том, что если заболеют гриппом, то постараются всеми силами предотвратить распространение инфекции среди членов своей семьи и друзей.
• Чуть более трети респондентов (34%) ответили, что ввиду недавней информации о «птичьем гриппе» они стали более расположены к тому, чтобы обращаться к врачу при появлении симптомов сезонного гриппа.
Лечение
Участники опроса готовы принимать меры по профилактике гриппа, и препараты для лечения гриппа. Тем не менее, в зависимости от страны существуют различия в том, к каким средствам люди прибегают в первую очередь и насколько оперативно это происходит.
• Около 90% респондентов при заболевании займутся поиском препаратов от гриппа.
• В значительной степени первые действия, которые намеревается предпринять респондент, заболевший гриппом, зависят от страны его проживания.
Франция Германия Испания США Италия
Великобритания
Визит к врачу 72% 65% 58% 39% 41% 25%
Поход в аптеку / лекарства из аптеки 3% 10% 8% 9% 14% 28%
Прием лекарств на дому 16% 16% 23% 33% 29% 38%
• В среднем каждый второй пациент обращается к врачу при симптомах гриппа, но лишь половина обратившихся сделает это своевременно, что делает лечение более эффективным.
• Респонденты, болевшие ранее гриппом и обращавшиеся за помощью к врачу, ожидали получить следующие результаты:
o рецепт на лекарство (61%);
o рецепт и какое-либо лекарство (20%);
o какое-либо лекарство (11%);
o лечение без препаратов (4%).
• Количественные данные показывают, что большинство респондентов не планировали лечение каким-либо определенным препаратом.
Осведомленность о различных видах лечения
Осведомленность людей об имеющихся методах лечения и профилактики гриппа находится на очень низком уровне.
• Респонденты упоминают следующие виды лечения гриппа:
o вакцина (12%);
o лекарственные препараты (12%);
o препараты растительного происхождения и прочие альтернативные средства (5%);
o антивирусные препараты (15%).
• Респонденты спонтанно упоминают следующие варианты профилактики гриппа:
o вакцина (36%);
o лекарственные препараты (4%);
o препараты растительного происхождения и прочие альтернативные средства (5%);
o антивирусные препараты (5%).
Обращение к врачу
Качественные данные показали, что люди обращаются к врачу, чтобы получить лечение, а так же чтобы подтвердить диагноз.
• Основные причины / мотивация обращения к врачу за консультацией:
o желание выздороветь как можно скорее (55%);
o желание вылечиться без осложнений (51%);
o грипп — болезнь очень опасная, поэтому его лечением должны заниматься профессионалы (45%);
o важно оставаться в форме (40%);
o слышал о специальных методах лечения (40%);
o нежелание заразить других (37%);
o нужна справка по болезни (23%).
• Респонденты стремятся не обращаться к врачу, так как, по их мнению, грипп пройдет сам собою. На вопрос о причинах такого поведения они высказались следующим образом.
Ранее не болели Болели гриппом ранее
34% Полагали, что все пройдет само собой 32%
28% Хотели до визита к врачу убедиться в том, что это именно грипп 10%
14% Сначала лечились безрецептурными препаратами (например, парацетамолом) 15%
9% Врач вряд ли поможет 13%
3% Не было возможности посетить врача ввиду плохого самочувствия 7%
4% Врач был слишком занят — не было времени назначить визит 5%
Выводы:
• Респонденты не имеют четкого представления об основных симптомах гриппа.
• В целом респонденты рассматривают грипп как серьезное заболевание (это особенно характерно для людей старшего возраста и для людей, страдающих хроническими заболеваниями). Люди обеспокоены вопросами лечения и профилактики гриппа для себя и своей семьи.
• В то же время респонденты, заболев гриппом, не принимают активных мер по его лечению, в связи с недостаточной осведомленностью о различных методах лечения и профилактики этого заболевания.
О компании Рош
Компания Рош является одним из лидеров рынка здравохранения, входя в десятку крупнейших компаний мира в области фармацевтики, а также занимает первое место в мире в области диагностики.
Основная цель Рош - производство и продвижение инновационных препаратов и современных средств диагностики, которые позволяют спасать жизнь пациентам, значительно продлевать и улучшать качество их жизни.
Компания была основана в 1896 году в Базеле, Швейцария, и на сегодняшний день имеет представительства в 150 странах мира и штат сотрудников более 70 000 человек. Являясь одним из ведущих производителей оригинальных лекарственных препаратов в области онкологии, вирусологии и трансплантологии, компания уделяет особое внимание вопросам сочетания эффективности своих препаратов с удобством и безопасностью их использования. В группу Рош кроме компании Ф. Хоффманн – Ля Рош входят компании Genentech, США и Chugai, Япония.