Мир искусства Сергея Дягилева
О том, каким знаменитый импресарио был на самом деле, как складывалась его судьба, рассказывает четырехсерийный фильм «Мир искусства Сергея Дягилева».
Гениальный дилетант и циничный коммерсант, предприимчивый меценат и нахальный барчук… Как только не называли Сергея Дягилева его современники! О том, каким знаменитый импресарио был на самом деле, как складывалась его судьба, рассказывает четырехсерийный фильм «Мир искусства Сергея Дягилева» (2007), премьеру которого смотрите на телеканале «Культура» 17-19 апреля в 21.35 и 20 апреля в 21.55.
В начале ХХ века знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже произвели настоящий переворот в театральной жизни. Французский критик озадаченно писал: «Как русские, так уступающие нам в искусстве, достигли столь высокой степени мастерства? Каким образом мы впали в подобную дряхлость?» Секрет Дягилева, на первый взгляд, был прост: для своей антрепризы он пригласил лучших русских балерин, танцовщиков, хореографов, композиторов, художников. Достал деньги на постановку и привез это чудо в Париж. Он открыл европейскому зрителю Анну Павлову и Тамару Карсавину, Михаила Фокина и Вацлава Нижинского, Александра Бенуа, Льва Бакста и Николая Рериха, Игоря Стравинского и Федора Шаляпина... «Русские сезоны» стали вершиной славы Дягилева. Но как он к ней пришел? Как складывалась его жизнь? Ответы на эти и множество других вопросов, касающихся Сергея Петровича Дягилева дают авторы фильма «Мир искусства Сергея Дягилева» (смотрите 17-19 апреля в 21.35 и 20 апреля в 21.55).
Четыре части фильма – «Санкт-Петербург – Париж», «Воспитание Пушкиным», «Гражданин Перми» и «Триумф» - повествуют о семье Сергея Дягилева, о его студенческих годах и о периоде зрелости, о друзьях и покровителях, первых огорчениях и успехах, о критике и периоде признания его заслуг перед русским искусством.
Приехав в Петербург к своей тете, Анне Павловне Философовой, розовощекий провинциальный юноша Дягилев был принят в «высоколобую» компанию ее сына Димы исключительно по родственному признаку. Дягилев был намерен завоевать столицу и принялся писать музыку, рисовать картины и искать покровителей в лице Чайковского и Римского-Корсакова. «Он мог стать средним композитором или средним художником, - размышляет в фильме писатель Александр Ласкин. – Умение понимать себя, понимать, кто ты – может быть, это главный талант Дягилева».
Постоянно совершенствуясь и учась понимать себя, через несколько лет Дягилев из фатоватого провинциала превратился в импозантного интеллектуала, прекрасно разбирающегося в искусстве и умеющего отстаивать свои взгляды. В самоуверенного и обаятельного эстета, который преклонялся перед новой эрой русского искусства. «Главное – тот огненный заряд, то безумие любви, которое было в этом человеке по отношению к людям, к миру и искусству», - говорит в фильме художник Михаил Шемякин.
Первые ростки этой безумной любви к искусству, огромного заряда энергии и умения достигать своих целей появились у Дягилева еще в детские и юношеские годы, о которых также рассказывают авторы фильма «Мир искусства Сергея Дягилева». С семи лет Сергей жил в Перми. На лето семья выезжала в усадьбу Бикбарда. Эти места, просторы, местные нравы оказали влияние на формировавшийся характер Сергея Павловича. И многое потом пригодилось ему в Париже: и прекрасное музыкальное образование, и умение с безудержной энергией браться за дело.
Далеко не все понимали и принимали новые проекты Дягилева. Для многих он был дилетантом, «присосавшимся» к истинному искусству. О том, как реагировал Дягилев на нападки недругов, мы узнаем из его дневниковых записей, которые звучат за кадром фильма «Мир искусства Сергея Дягилева». «Теперь, наконец, дошли до того, что все меня считают пролазой, развратником, коммерсантом… Словом, черт знает чем! – писал Дягилев в письме к Бенуа. – Я знаю все это как пять пальцев. И все же с тем же бриллиантовым видом я вхожу в дворянское собрание…».
Фрагменты записей «мирискусников», их картины и эскизы к балетам «Русских сезонов», документальную хронику XX века авторы фильма комбинируют с кадрами из современных постановок дягилевских балетов, с современными видами Петербурга, усадьбы Бикбарда, имения Философовых «Богдановское»… А роль Дягилева (озвученную за кадром строками из его дневников и писем) в фильме исполнил заслуженный артист России Владимир Миронов.
О своем видении и понимании жизни и творчества Сергея Дягилева в фильме рассказывают: режиссер Роман Виктюк, художник Михаил Шемякин, доктор филологических наук Борис Аверин, профессор академии театрального искусства Санкт-Петербурга Лев Гительман, хореограф Никита Долгушин, писатель Александр Ласкин, искусствовед, директор центра искусств имени С.П. Дягилева Татьяна Юрьева, директор историко-культурного центра Философовых Валентина Булдакова.
Текст за кадром читает заслуженный артист России Сергей Бехтерев. В картине звучит музыка Вивальди, Чайковского, Глинки, Шопена, Стравинского и других композиторов.
В начале ХХ века знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже произвели настоящий переворот в театральной жизни. Французский критик озадаченно писал: «Как русские, так уступающие нам в искусстве, достигли столь высокой степени мастерства? Каким образом мы впали в подобную дряхлость?» Секрет Дягилева, на первый взгляд, был прост: для своей антрепризы он пригласил лучших русских балерин, танцовщиков, хореографов, композиторов, художников. Достал деньги на постановку и привез это чудо в Париж. Он открыл европейскому зрителю Анну Павлову и Тамару Карсавину, Михаила Фокина и Вацлава Нижинского, Александра Бенуа, Льва Бакста и Николая Рериха, Игоря Стравинского и Федора Шаляпина... «Русские сезоны» стали вершиной славы Дягилева. Но как он к ней пришел? Как складывалась его жизнь? Ответы на эти и множество других вопросов, касающихся Сергея Петровича Дягилева дают авторы фильма «Мир искусства Сергея Дягилева» (смотрите 17-19 апреля в 21.35 и 20 апреля в 21.55).
Четыре части фильма – «Санкт-Петербург – Париж», «Воспитание Пушкиным», «Гражданин Перми» и «Триумф» - повествуют о семье Сергея Дягилева, о его студенческих годах и о периоде зрелости, о друзьях и покровителях, первых огорчениях и успехах, о критике и периоде признания его заслуг перед русским искусством.
Приехав в Петербург к своей тете, Анне Павловне Философовой, розовощекий провинциальный юноша Дягилев был принят в «высоколобую» компанию ее сына Димы исключительно по родственному признаку. Дягилев был намерен завоевать столицу и принялся писать музыку, рисовать картины и искать покровителей в лице Чайковского и Римского-Корсакова. «Он мог стать средним композитором или средним художником, - размышляет в фильме писатель Александр Ласкин. – Умение понимать себя, понимать, кто ты – может быть, это главный талант Дягилева».
Постоянно совершенствуясь и учась понимать себя, через несколько лет Дягилев из фатоватого провинциала превратился в импозантного интеллектуала, прекрасно разбирающегося в искусстве и умеющего отстаивать свои взгляды. В самоуверенного и обаятельного эстета, который преклонялся перед новой эрой русского искусства. «Главное – тот огненный заряд, то безумие любви, которое было в этом человеке по отношению к людям, к миру и искусству», - говорит в фильме художник Михаил Шемякин.
Первые ростки этой безумной любви к искусству, огромного заряда энергии и умения достигать своих целей появились у Дягилева еще в детские и юношеские годы, о которых также рассказывают авторы фильма «Мир искусства Сергея Дягилева». С семи лет Сергей жил в Перми. На лето семья выезжала в усадьбу Бикбарда. Эти места, просторы, местные нравы оказали влияние на формировавшийся характер Сергея Павловича. И многое потом пригодилось ему в Париже: и прекрасное музыкальное образование, и умение с безудержной энергией браться за дело.
Далеко не все понимали и принимали новые проекты Дягилева. Для многих он был дилетантом, «присосавшимся» к истинному искусству. О том, как реагировал Дягилев на нападки недругов, мы узнаем из его дневниковых записей, которые звучат за кадром фильма «Мир искусства Сергея Дягилева». «Теперь, наконец, дошли до того, что все меня считают пролазой, развратником, коммерсантом… Словом, черт знает чем! – писал Дягилев в письме к Бенуа. – Я знаю все это как пять пальцев. И все же с тем же бриллиантовым видом я вхожу в дворянское собрание…».
Фрагменты записей «мирискусников», их картины и эскизы к балетам «Русских сезонов», документальную хронику XX века авторы фильма комбинируют с кадрами из современных постановок дягилевских балетов, с современными видами Петербурга, усадьбы Бикбарда, имения Философовых «Богдановское»… А роль Дягилева (озвученную за кадром строками из его дневников и писем) в фильме исполнил заслуженный артист России Владимир Миронов.
О своем видении и понимании жизни и творчества Сергея Дягилева в фильме рассказывают: режиссер Роман Виктюк, художник Михаил Шемякин, доктор филологических наук Борис Аверин, профессор академии театрального искусства Санкт-Петербурга Лев Гительман, хореограф Никита Долгушин, писатель Александр Ласкин, искусствовед, директор центра искусств имени С.П. Дягилева Татьяна Юрьева, директор историко-культурного центра Философовых Валентина Булдакова.
Текст за кадром читает заслуженный артист России Сергей Бехтерев. В картине звучит музыка Вивальди, Чайковского, Глинки, Шопена, Стравинского и других композиторов.