Мировая премьера на телеканале «Культура»
Опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова»
22 декабря в 17:50 в эфире телеканала «Культура» состоится телевизионная премьера оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». В день мировой премьеры спектакля 30 октября 2006 года Большой зал Московской консерватории не смог вместить всех желающих. Премьерный телевизионный показ «Боярыни Морозовой» на канале «Культура» дает возможность всем любителям современной академической музыки услышать новое произведение композитора.
Многое в «Боярыне Морозовой» определяется словом «впервые». Впервые в партитуре оперы отсутствует симфонический оркестр. Его роль выполняет хор, комментирующий события и непосредственно участвующий в них. Поэтому сам композитор назвал «Боярыню» «русской хоровой оперой», создав новый вариант привычного жанра. «Помогают» хору лишь труба (К. Солдатов), литавры (В. Гришин) и ударные (М. Дунаев).
Впервые исторический сюжет Щедрин решил пересказать словами летописцев, что совсем нехарактерно для светского жанра. Основой либретто, написанного самим композитором, стали тексты «Жития протопопа Аввакума», «Жития боярыни Морозовой», а также из их послания друг другу.
Сюжет оперы выстроен вокруг четырех главных действующих лиц: царя Алексея Михайловича (в исполнении эмоционального баса-баритона М. Давыдова), боярыни Морозовой (меццо-сопрано Л. Костюк), ее сестры княгини Урусовой (утонченное сопрано В. Джиоевой) и протопопа Аввакума (в исполнении австралийского тенора Э. Гудвина). Картины оперы показывают суд над боярыней, ее заточение вместе с сестрой, плачи протопопа Аввакума, смерть от голода княгини Урусовой, страдания и смерть Морозовой...
Боярыня Морозова, известная многим лишь по хрестоматийной картине Сурикова, в опере Щедрина предстает не только «воительницей», но и страдающей женщиной и матерью. Как говорит композитор, подобная страсть ради высшей правды свойственна и понятна только русским.
Камерный хор Московской консерватории готовил оперу под управлением дирижера Б. Тевлина, который назвал спектакль «царским подарком» и для себя в год своего 75-летия, и для исполнителей, и для всех слушателей.
Также в фильм включены интервью композитора о новой работе, о главной идее сочинения (теме духовного подвига и роли человека в переломные периоды истории), а также документальные кадры съемок Свято-Пафнутьевского монастыря и города Боровска, с которыми связана жизнь и смерть боярыни Морозовой и протопопа Аввакума.
Многое в «Боярыне Морозовой» определяется словом «впервые». Впервые в партитуре оперы отсутствует симфонический оркестр. Его роль выполняет хор, комментирующий события и непосредственно участвующий в них. Поэтому сам композитор назвал «Боярыню» «русской хоровой оперой», создав новый вариант привычного жанра. «Помогают» хору лишь труба (К. Солдатов), литавры (В. Гришин) и ударные (М. Дунаев).
Впервые исторический сюжет Щедрин решил пересказать словами летописцев, что совсем нехарактерно для светского жанра. Основой либретто, написанного самим композитором, стали тексты «Жития протопопа Аввакума», «Жития боярыни Морозовой», а также из их послания друг другу.
Сюжет оперы выстроен вокруг четырех главных действующих лиц: царя Алексея Михайловича (в исполнении эмоционального баса-баритона М. Давыдова), боярыни Морозовой (меццо-сопрано Л. Костюк), ее сестры княгини Урусовой (утонченное сопрано В. Джиоевой) и протопопа Аввакума (в исполнении австралийского тенора Э. Гудвина). Картины оперы показывают суд над боярыней, ее заточение вместе с сестрой, плачи протопопа Аввакума, смерть от голода княгини Урусовой, страдания и смерть Морозовой...
Боярыня Морозова, известная многим лишь по хрестоматийной картине Сурикова, в опере Щедрина предстает не только «воительницей», но и страдающей женщиной и матерью. Как говорит композитор, подобная страсть ради высшей правды свойственна и понятна только русским.
Камерный хор Московской консерватории готовил оперу под управлением дирижера Б. Тевлина, который назвал спектакль «царским подарком» и для себя в год своего 75-летия, и для исполнителей, и для всех слушателей.
Также в фильм включены интервью композитора о новой работе, о главной идее сочинения (теме духовного подвига и роли человека в переломные периоды истории), а также документальные кадры съемок Свято-Пафнутьевского монастыря и города Боровска, с которыми связана жизнь и смерть боярыни Морозовой и протопопа Аввакума.