На телеканале «Культура» - программы к 80-летию со дня рождения Анатолия Эфроса
3 июня выдающемуся театральному режиссеру ХХ века Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет. Он ушел из жизни, едва перешагнув шестидесятилетний рубеж, но остались его спектакли, запечатленные на пленку, созданные им телевизионные фильмы и кинокартины.
3 июня выдающемуся театральному режиссеру ХХ века Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет. Он ушел из жизни, едва перешагнув шестидесятилетний рубеж, но остались его спектакли, запечатленные на пленку, созданные им телевизионные фильмы и кинокартины, его книги…
«Режиссер – это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на сцене, управляя при этом большой группой людей», - так определил Анатолий Эфрос свою профессию.
Первым театром в творческой биографии Анатолия Эфроса стал Центральный детский. В этом театре он поставил остро современные по содержанию и форме спектакли «В добрый час», «Друг мой, Колька», «В поисках радости». Режиссер предложил новую театральную эстетику: он практически отказался от декораций, актерский грим использовался по минимуму, а сами персонажи заговорили на сцене не аффектированными голосами, а нормальными, «как в жизни». Центральный детский из не очень посещаемого, превратился в самый интересный и популярный столичный театр. Успех был очевиден. И Эфросу предложили возглавить театр Ленинского комсомола (ныне Ленком), который переживал в тот момент творческий кризис. «Возглавить» имело значение в данном случае - «возродить».
В этом театре режиссер поставил «В день свадьбы» В.Розова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Э.Радзинского. Впервые Эфрос взялся за классику – «Чайку» и «Три сестры» А.Чехова, «Мольера» М.Булгакова… И снова, как и в Центральном детском, шумный успех и аншлаги… Как пошутил тогда один известный актер: «Эфрос превратил театр Ленинского комсомола из полудохлого мерина в рысака благородных кровей, выигрывающего скачки!».
Анатолий Эфрос как-то иронично назвал себя «капризным ребенком «хрущевской оттепели». Его творческий путь начинался в те годы, когда, по выражению Ю.Визбора, «ветер свободы опьянял и кружил головы». «Капризным» он себя назвал потому, что всегда сторонился власти, старался избегать политических игр, считая это недостойным для театра. Но на смену «оттепели» пришли «заморозки», иллюзии свободы творчества оказались призрачными, и подчеркнуто аполитичный режиссер не мог, по мнению власть предержащих, возглавлять «идеологический молодежный театр». Спектакль «Три сестры» в театре Ленинского комсомола был запрещен. И Эфроса сослали в Драматический театр на Малой Бронной в качестве «очередного режиссера». Переход стал для него болезненным еще и потому, что труппа театра Ленинского комсомола раскололась: кто-то из актеров остался, кто-то ушел вместе с Эфросом… Он тяжело переживал «предательство» тех, кого считал своими творческими единомышленниками.
В театре на Малой Бронной Эфрос создал свои шедевры - «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Месяц в деревне», «Женитьба», «Дон-Жуан», «Брат Алеша», «Лето и дым»… Он ставил и современных драматургов: Арбузова, Розова, Дворецкого, но старался в своих спектаклях избегать актуальных современных проблем и аллюзий, предпочитая классику. Каждый новый спектакль Эфроса становился театральной сенсацией и темой для широкого обсуждения. Эфрос ставил и во МХАТе – «Мизантроп» и «Живой труп», в Театре на Таганке – «Вишневый сад».
«Мы все, - вспоминает Анастасия Вертинская, - были вовлечены Эфросом в какую-то увлекательную творческую игру. Так незаметно его режиссура проникала и растворялась в нас». Актеры, кому довелось работать с Анатолием Эфросом, вспоминают о том, как вдохновенно он репетировал, как точно и тонко выстраивал рисунок спектакля в целом и каждой роли. «Анатолий Васильевич обладал редчайшим даром увидеть актера в неожиданном ракурсе, - рассказывает Александр Калягин. - Кто кроме него предложил бы мне с моей внешностью сыграть Гамлета и Федю Протасова из «Живого трупа» Толстого?».
В тяжелые для Эфроса опальные времена его приглашали на постановки Олег Ефремов и Юрий Любимов. На телевидении он поставил булгаковского «Мольера» с Любимовым в главной роли, история драматурга, затравленного властью, была близка и понятна и Эфросу, и Любимову. Тогда никто и представить себе не мог, что отношения двух замечательных режиссеров из творческого содружества и профессиональной поддержки превратятся в непримиримую вражду, которая косвенно станет причиной смерти одного из них.
В начале восьмидесятых Юрий Любимов был объявлен «невозвращенцем» и лишен советского гражданства. Театр на Таганке остался без своего создателя и руководителя. Тогда Анатолию Эфросу предложили возглавить Таганку. И он предложение принял. Но Юрий Любимов, находившийся за рубежом, выразил бурный протест, обвинив Эфроса в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью. Несколько известных актеров любимовской труппы демонстративно покинули Театр на Таганке.
Эфрос принципиально не взял на Таганку практически никого из прежних актеров-единомышленников. И получилось так, что старых соратников он потерял, а новых не приобрел. И хотя с режиссером охотно сотрудничали артисты Таганки – Валерий Золотухин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, но большинство труппы бойкотировало нового художественного руководителя, изводило его интригами и кознями. Ему, умевшему творить и жить только в атмосфере единения, взаимопонимания и влюбленности, это было особенно тяжело. Печальная история противостояния Режиссера и Актеров отражена в фильме Леонида Филатова (тоже в то время актера Театра на Таганке) «Сукины дети».
Анатолий Эфрос много и успешно работал на телевидении. Среди его работ – «Борис Годунов» А.С.Пушкина, «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по Ж-Б. Мольеру и М.Булгакову, «Страницы журнала Печорина» по Лермонтову, «Таня» по мотивам пьесы А.Арбузова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Фантазия» по мотивам повести И.С.Тургенева «Вешние воды», «В четверг и больше никогда», «Тартюф» и другие работы.
«В моей жизни было много всего: и хорошего, и плохого. С годами становишься мудрым и ценишь то, мимо чего в юности пробегал, не оглядываясь. Хорошо, чтобы был дом, и жена, и дети, и чтобы не шалило здоровье, и чтобы работа была, потому что работа на случай беды – самое хорошее лекарство. А еще хорошее лекарство – любить жизнь…». Это цитата из книги Анатолия Эфроса «Продолжение театрального романа». Он был романтиком и был уверен, что театр основан на любви, а режиссером может стать только тот, кто не утратил способности влюбляться – в учителей, в драматургов, в актеров, в учеников…
Смотрите только на телеканале «Культура» к 80-летию со дня рождения Анатолия Эфроса: 25 июня, 14.40 - спектакль Театра на Малой Бронной «Месяц в деревне»; 2 июля, 15.00 – телеспектакль «Страницы из жизни Печорина»; 3 июля, 18.15 – телевизионный фильм «Таня»; 3 июля, 20.10 - документальный фильм «Анатолий Эфрос» из цикла «Острова».
«Режиссер – это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на сцене, управляя при этом большой группой людей», - так определил Анатолий Эфрос свою профессию.
Первым театром в творческой биографии Анатолия Эфроса стал Центральный детский. В этом театре он поставил остро современные по содержанию и форме спектакли «В добрый час», «Друг мой, Колька», «В поисках радости». Режиссер предложил новую театральную эстетику: он практически отказался от декораций, актерский грим использовался по минимуму, а сами персонажи заговорили на сцене не аффектированными голосами, а нормальными, «как в жизни». Центральный детский из не очень посещаемого, превратился в самый интересный и популярный столичный театр. Успех был очевиден. И Эфросу предложили возглавить театр Ленинского комсомола (ныне Ленком), который переживал в тот момент творческий кризис. «Возглавить» имело значение в данном случае - «возродить».
В этом театре режиссер поставил «В день свадьбы» В.Розова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Э.Радзинского. Впервые Эфрос взялся за классику – «Чайку» и «Три сестры» А.Чехова, «Мольера» М.Булгакова… И снова, как и в Центральном детском, шумный успех и аншлаги… Как пошутил тогда один известный актер: «Эфрос превратил театр Ленинского комсомола из полудохлого мерина в рысака благородных кровей, выигрывающего скачки!».
Анатолий Эфрос как-то иронично назвал себя «капризным ребенком «хрущевской оттепели». Его творческий путь начинался в те годы, когда, по выражению Ю.Визбора, «ветер свободы опьянял и кружил головы». «Капризным» он себя назвал потому, что всегда сторонился власти, старался избегать политических игр, считая это недостойным для театра. Но на смену «оттепели» пришли «заморозки», иллюзии свободы творчества оказались призрачными, и подчеркнуто аполитичный режиссер не мог, по мнению власть предержащих, возглавлять «идеологический молодежный театр». Спектакль «Три сестры» в театре Ленинского комсомола был запрещен. И Эфроса сослали в Драматический театр на Малой Бронной в качестве «очередного режиссера». Переход стал для него болезненным еще и потому, что труппа театра Ленинского комсомола раскололась: кто-то из актеров остался, кто-то ушел вместе с Эфросом… Он тяжело переживал «предательство» тех, кого считал своими творческими единомышленниками.
В театре на Малой Бронной Эфрос создал свои шедевры - «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Месяц в деревне», «Женитьба», «Дон-Жуан», «Брат Алеша», «Лето и дым»… Он ставил и современных драматургов: Арбузова, Розова, Дворецкого, но старался в своих спектаклях избегать актуальных современных проблем и аллюзий, предпочитая классику. Каждый новый спектакль Эфроса становился театральной сенсацией и темой для широкого обсуждения. Эфрос ставил и во МХАТе – «Мизантроп» и «Живой труп», в Театре на Таганке – «Вишневый сад».
«Мы все, - вспоминает Анастасия Вертинская, - были вовлечены Эфросом в какую-то увлекательную творческую игру. Так незаметно его режиссура проникала и растворялась в нас». Актеры, кому довелось работать с Анатолием Эфросом, вспоминают о том, как вдохновенно он репетировал, как точно и тонко выстраивал рисунок спектакля в целом и каждой роли. «Анатолий Васильевич обладал редчайшим даром увидеть актера в неожиданном ракурсе, - рассказывает Александр Калягин. - Кто кроме него предложил бы мне с моей внешностью сыграть Гамлета и Федю Протасова из «Живого трупа» Толстого?».
В тяжелые для Эфроса опальные времена его приглашали на постановки Олег Ефремов и Юрий Любимов. На телевидении он поставил булгаковского «Мольера» с Любимовым в главной роли, история драматурга, затравленного властью, была близка и понятна и Эфросу, и Любимову. Тогда никто и представить себе не мог, что отношения двух замечательных режиссеров из творческого содружества и профессиональной поддержки превратятся в непримиримую вражду, которая косвенно станет причиной смерти одного из них.
В начале восьмидесятых Юрий Любимов был объявлен «невозвращенцем» и лишен советского гражданства. Театр на Таганке остался без своего создателя и руководителя. Тогда Анатолию Эфросу предложили возглавить Таганку. И он предложение принял. Но Юрий Любимов, находившийся за рубежом, выразил бурный протест, обвинив Эфроса в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью. Несколько известных актеров любимовской труппы демонстративно покинули Театр на Таганке.
Эфрос принципиально не взял на Таганку практически никого из прежних актеров-единомышленников. И получилось так, что старых соратников он потерял, а новых не приобрел. И хотя с режиссером охотно сотрудничали артисты Таганки – Валерий Золотухин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, но большинство труппы бойкотировало нового художественного руководителя, изводило его интригами и кознями. Ему, умевшему творить и жить только в атмосфере единения, взаимопонимания и влюбленности, это было особенно тяжело. Печальная история противостояния Режиссера и Актеров отражена в фильме Леонида Филатова (тоже в то время актера Театра на Таганке) «Сукины дети».
Анатолий Эфрос много и успешно работал на телевидении. Среди его работ – «Борис Годунов» А.С.Пушкина, «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по Ж-Б. Мольеру и М.Булгакову, «Страницы журнала Печорина» по Лермонтову, «Таня» по мотивам пьесы А.Арбузова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Фантазия» по мотивам повести И.С.Тургенева «Вешние воды», «В четверг и больше никогда», «Тартюф» и другие работы.
«В моей жизни было много всего: и хорошего, и плохого. С годами становишься мудрым и ценишь то, мимо чего в юности пробегал, не оглядываясь. Хорошо, чтобы был дом, и жена, и дети, и чтобы не шалило здоровье, и чтобы работа была, потому что работа на случай беды – самое хорошее лекарство. А еще хорошее лекарство – любить жизнь…». Это цитата из книги Анатолия Эфроса «Продолжение театрального романа». Он был романтиком и был уверен, что театр основан на любви, а режиссером может стать только тот, кто не утратил способности влюбляться – в учителей, в драматургов, в актеров, в учеников…
Смотрите только на телеканале «Культура» к 80-летию со дня рождения Анатолия Эфроса: 25 июня, 14.40 - спектакль Театра на Малой Бронной «Месяц в деревне»; 2 июля, 15.00 – телеспектакль «Страницы из жизни Печорина»; 3 июля, 18.15 – телевизионный фильм «Таня»; 3 июля, 20.10 - документальный фильм «Анатолий Эфрос» из цикла «Острова».