Олег Даль: «Если уж уходить, то уходить в неистовой драке»

К 65-летию со дня рождения Олега Даля телеканал «Культура» покажет телеспектакль «Ночь ошибок» и фильм «Отпуск в сентябре».
Олег Даль был одной из самых ярких и противоречивых фигур советского театра и кино. Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный – он так и не получил звания и многого не успел за свои почти сорок лет жизни. Но это был актер с большой буквы. К 65-летию со дня рождения Олега Даля телеканал «Культура» покажет телеспектакль «Ночь ошибок» и фильм «Отпуск в сентябре».

Олег Даль сыграл в кино гораздо меньше ролей, чем мог бы. Актер часто жаловался на отсутствие достойной работы, но при этом отказывался от заманчивых и перспективных предложений известных режиссеров. В результате о нем стали говорить как о «неудобном артисте». Киноначальство к фильмам с участием Даля вообще относилось неблагосклонно. Большинство из них выходило на экран с множеством «доработок», а некоторые – уже после смерти артиста. Кинокартину «Человек, который сомневается» высшие чины МВД отправили на переозвучку – им не понравились рассуждения героя Даля о том, что подследственных на допросах бьют. Один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля долго не выпускали в прокат, а Олега Даля не хотели утверждать на роль главного героя. Актера обвиняли в отсутствии стихийного обаяния, в недостаточной яркости и даже… в неспособности сыграть «интеллектуального мальчика» и сетовали, что «…в его облике не хватает русского национального начала».
Фильм Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» вышел на экраны, что называется, малым тиражом. Герой, которого сыграл Даль, очень не понравился киночиновникам. А «Отпуск в сентябре» (26 мая, 19:50) по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», где Даль сыграл знакового героя поколения, назвали «упадническим» и положили на полку – премьера фильма состоялась уже после смерти артиста. Роль Зилова – одна из лучших в творческой биографии Олега Даля. Зилов-Даль отмечен печатью высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять музыку. С первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты улавливалось что-то судорожное, противоестественное, нелепое, как нелеп отсчет уже не дней, не часов, а минут.
Не так просто складывались у Даля и отношения с театром. В «Современнике» главных ролей ему не предлагали, он уходил, возвращался и опять уходил… В театре на Малой Бронной у Эфроса продержался недолго - сыграл в спектакле «Месяц в деревне» и репетировал в «Продолжение Дон Жуана». Актер создал запоминающиеся образы в телеспектаклях «По страницам журнала Печорина» Анатолия Эфроса и «Ночь ошибок» (22 мая, 13:30), поставленный Михаилом Козаковым по пьесе английского классика О. Голдсмита. В «Ночи ошибок» режиссеру и актерам удалось доказать, что отнюдь не устарели мысли автора о красоте человеческих чувств в их естественном, свободном выявлении. В выдержанном по стилю, радующем хорошим вкусом спектакле витает дух доброй старой Англии. Олег Даль в роли Марлоу-сына тонко и изящно обрисовал единство обоих «ликов» своего персонажа.
Говорят, что он предчувствовал свою смерть и часто повторял: «Мне теперь все можно - ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре»... Незадолго до смерти в своем дневнике Олег Даль записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

Смотрите на телеканале «Культура» к 65-летию со дня рождения Олега Даля телеспектакль «Ночь ошибок» (22 мая, 13:30) и художественный фильм «Отпуск в сентябре» (26 мая, 19:50).
11:30
487
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X