Оптимистичный «Борис Годунов» Александра Сокурова в прямом эфире
28 апреля в 18.55 телеканал «Культура» представляет мировую премьеру оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в постановке А. Сокурова в прямом эфире из Большого театра.
28 апреля в 18.55 телеканал «Культура» представляет мировую премьеру оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в постановке А. Сокурова в прямом эфире из Большого театра.
Для всех ценителей русской оперы телеканал «Культура» подготовил приятный подарок: уникальная премьера оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, поставленная в Большом театре, будет транслироваться в прямом эфире канала.
В качестве режиссера-постановщика оперы был приглашен Александр Сокуров. Он работал с музыкантами и снимал фильмы о них (например, запрещенный в советское время фильм о Шостаковиче «Альтовая соната» и ленту о Г. Вишневской и М. Ростроповиче «Элегия жизни»), а сейчас режиссер впервые обращается к работе в сфере музыкального театрального искусства. По словам Сокурова, для него «Борис Годунов» - не просто опера, а полноценный спектакль с хорошей актерской работой, яркими декорациями и выразительными костюмами. В своей режиссуре Сокуров не намерен совершать революций, однако он увидел в сюжете новые грани. «Это опера про счастливых людей. Каждый герой оперы достигает того, к чему он стремился. Но счастье и власть вещи несовместимые….» - считает мэтр отечественного кино.
Опера Мусоргского впервые будет поставлена полностью в авторской редакции, датированной летом 1871 года. В такой версии она никогда раньше не звучала в Большом театре и вообще когда-либо на оперной сцене. Однако авторы постановки не утверждают, что их решение - единственно верное. Они называют «Бориса Годунова» оперой-«трансформером». Дело в том, что Мусоргский сочинял «Бориса» 4 года (с 1868 по 1872) и оставил 7 различных вариантов, представляющих собой законченные сочинения, хотя и по-разному трактующие трагедию Пушкина. Сам композитор менял последовательность сцен и их количество, дополнял, переносил и дописывал музыкальные фрагменты. (Сейчас разрозненные рукописи Мусоргского хранятся в архивах Российской национальной библиотеки и Центральной музыкальной библиотеки в Санкт-Петербурге.) После смерти композитора партитура оперы обрела еще несколько редакций – исполнительских, режиссерских, научных. Самые известные из них – это варианты Н.А. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича.
Чтобы разобраться во всех исторических хитросплетениях этих вариантов, к работе над постановкой оперы в ГАБТ были приглашены научные консультанты – известные специалисты по русской музыке, музыковеды Евгений Михайлович Левашев и Наталья Ивановна Тетерина. Они собрали воедино все редакции, нашли недостающие фрагменты, убрали поздние неавторские изменения и предложили Сокурову несколько версий «Бориса Годунова». Левашев утверждает: «Я считаю, что использование разрозненных фрагментов из разных редакций неправомерно, так как они зачастую противоречат друг другу. Это был очень распространенный путь в оперной практике, но с научной точки зрения недопустимый. Готовясь к этой премьере, мы обсуждали семь вариантов оперы Мусоргского, и вместе с Александром Сокуровым была избрана редакция 1871 года. Однако театральная концепция должна идти вместе с практикой и соответствовать исполнительским, слушательским и эстетическим стандартам современного зрителя. Поэтому эта постановка не вполне соответствует партитуре, и купюры здесь все же будут».
Так какую версию оперы увидит телезритель канала «Культура»? Многих знатоков творчества Мусоргского, любивших красочные сцены в версии Римского-Корсакова, поразит новый колорит звучания оркестра, который исполнит оперу в соответствии с оркестровкой самого Мусоргского. «Считалось, что Мусоргский не умел оркестровать музыку, и его принципы распределения голосов между инструментами неудобны для исполнителей, поэтому-то и возникли все эти оркестровки. Думаю, что и сегодня звучания Мусоргского непривычны для слуха», - считает Александр Ведерников, музыкальный руководитель и дирижер новой постановки.
Неожиданной для зрителей станет и концовка драмы. Заключительной сцены под Кромами, о которой в советское время писали, что в ней «поднимается народное самосознание», в этой постановке не будет - занавес опустится сразу после смерти Бориса.
Особое внимание уделено яркости действия и динамичности событий. Юрий Купер - художник, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, создал несколько вариантов декораций - мягкие и твердые - которые могут меняться в разных картинах всего за несколько секунд. Различные световые проекции будут изменять их цвет и яркость. Костюмы Павла Каплевича, известного режиссера и художника, поражают роскошью и обилием деталей.
Чтобы все художественные эффекты могли быть максимально доступны для восприятия телезрителей, во время премьеры оперы телеканал «Культура» будет вести многокамерную съемку в зале. В антракте «Бориса» смотрите передачу, посвященную истории создания постановки. Об этом расскажут А. Сокуров, Ю. Купер, Е. Левашев и артисты театра, а вести программу будет Святослав Бэлза.
Для всех ценителей русской оперы телеканал «Культура» подготовил приятный подарок: уникальная премьера оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, поставленная в Большом театре, будет транслироваться в прямом эфире канала.
В качестве режиссера-постановщика оперы был приглашен Александр Сокуров. Он работал с музыкантами и снимал фильмы о них (например, запрещенный в советское время фильм о Шостаковиче «Альтовая соната» и ленту о Г. Вишневской и М. Ростроповиче «Элегия жизни»), а сейчас режиссер впервые обращается к работе в сфере музыкального театрального искусства. По словам Сокурова, для него «Борис Годунов» - не просто опера, а полноценный спектакль с хорошей актерской работой, яркими декорациями и выразительными костюмами. В своей режиссуре Сокуров не намерен совершать революций, однако он увидел в сюжете новые грани. «Это опера про счастливых людей. Каждый герой оперы достигает того, к чему он стремился. Но счастье и власть вещи несовместимые….» - считает мэтр отечественного кино.
Опера Мусоргского впервые будет поставлена полностью в авторской редакции, датированной летом 1871 года. В такой версии она никогда раньше не звучала в Большом театре и вообще когда-либо на оперной сцене. Однако авторы постановки не утверждают, что их решение - единственно верное. Они называют «Бориса Годунова» оперой-«трансформером». Дело в том, что Мусоргский сочинял «Бориса» 4 года (с 1868 по 1872) и оставил 7 различных вариантов, представляющих собой законченные сочинения, хотя и по-разному трактующие трагедию Пушкина. Сам композитор менял последовательность сцен и их количество, дополнял, переносил и дописывал музыкальные фрагменты. (Сейчас разрозненные рукописи Мусоргского хранятся в архивах Российской национальной библиотеки и Центральной музыкальной библиотеки в Санкт-Петербурге.) После смерти композитора партитура оперы обрела еще несколько редакций – исполнительских, режиссерских, научных. Самые известные из них – это варианты Н.А. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича.
Чтобы разобраться во всех исторических хитросплетениях этих вариантов, к работе над постановкой оперы в ГАБТ были приглашены научные консультанты – известные специалисты по русской музыке, музыковеды Евгений Михайлович Левашев и Наталья Ивановна Тетерина. Они собрали воедино все редакции, нашли недостающие фрагменты, убрали поздние неавторские изменения и предложили Сокурову несколько версий «Бориса Годунова». Левашев утверждает: «Я считаю, что использование разрозненных фрагментов из разных редакций неправомерно, так как они зачастую противоречат друг другу. Это был очень распространенный путь в оперной практике, но с научной точки зрения недопустимый. Готовясь к этой премьере, мы обсуждали семь вариантов оперы Мусоргского, и вместе с Александром Сокуровым была избрана редакция 1871 года. Однако театральная концепция должна идти вместе с практикой и соответствовать исполнительским, слушательским и эстетическим стандартам современного зрителя. Поэтому эта постановка не вполне соответствует партитуре, и купюры здесь все же будут».
Так какую версию оперы увидит телезритель канала «Культура»? Многих знатоков творчества Мусоргского, любивших красочные сцены в версии Римского-Корсакова, поразит новый колорит звучания оркестра, который исполнит оперу в соответствии с оркестровкой самого Мусоргского. «Считалось, что Мусоргский не умел оркестровать музыку, и его принципы распределения голосов между инструментами неудобны для исполнителей, поэтому-то и возникли все эти оркестровки. Думаю, что и сегодня звучания Мусоргского непривычны для слуха», - считает Александр Ведерников, музыкальный руководитель и дирижер новой постановки.
Неожиданной для зрителей станет и концовка драмы. Заключительной сцены под Кромами, о которой в советское время писали, что в ней «поднимается народное самосознание», в этой постановке не будет - занавес опустится сразу после смерти Бориса.
Особое внимание уделено яркости действия и динамичности событий. Юрий Купер - художник, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, создал несколько вариантов декораций - мягкие и твердые - которые могут меняться в разных картинах всего за несколько секунд. Различные световые проекции будут изменять их цвет и яркость. Костюмы Павла Каплевича, известного режиссера и художника, поражают роскошью и обилием деталей.
Чтобы все художественные эффекты могли быть максимально доступны для восприятия телезрителей, во время премьеры оперы телеканал «Культура» будет вести многокамерную съемку в зале. В антракте «Бориса» смотрите передачу, посвященную истории создания постановки. Об этом расскажут А. Сокуров, Ю. Купер, Е. Левашев и артисты театра, а вести программу будет Святослав Бэлза.