Полет Икара
К 100-летию со дня рождения Сержа Лифаря на телеканале «Культура» - фильм «В Париже, и больше нигде».
В этом году легенде русского балета Сержу Лифарю исполняется 100 лет. Выдающийся танцовщик, хореограф, поставивший более 200 балетов и хореографических миниатюр, педагог, известный коллекционер. «Все, что делает Лифарь, - сказал о нем Жан Кокто, - он делает талантливо и искренно».
В начале 20-х Лифарь эмигрировал во Францию, он полюбил свою вторую Родину, где познал радость творчества и где к нему пришла мировая слава, но он никогда не забывал и свою первую Родину, и в соответствии с его завещанием на могильном камне на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев де Буа написано: «Серж Лифарь из Киева».
К 100-летию со дня рождения Сержа Лифаря на телеканале «Культура» - фильм «В Париже, и больше нигде».
Серж Лифарь начал заниматься балетом в Киеве в студии Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика и балетмейстера Вацлава в Нижинского в том возрасте – в 14 лет – когда профессиональное обучение танцовщиков уже завершают. Он уехал из Киева в 18 лет и вскоре в Париже стал первым танцовщиком труппы Сергея Дягилева.
Свои хореографические «университеты» Серж Лифарь прошел в труппе С.П.Дягилева, первым танцовщиком которой он был на протяжении шести лет. Его последняя роль в прославленной труппе – в балете «Блудный сын» в постановке Дж.Баланчина – стала триумфальной и знаковой для него. «Никто не знал тогда, - вспоминал Серж Лифарь, - что в том балете я играл себя, свою жизнь».
После смерти С.П.Дягилева его труппа распалась. И Серж Лифарь принял предложение Гранд-Опера. 24-летнему танцовщику предложили сразу три должности в театре – художественного руководителя, главного балетмейстера и первого танцовщика. Следует отметить, что тогда знаменитая в прошлом труппа, как и европейский балет в целом, переживала период упадка. Лифарь с энтузиазмом взялся за дело, и при нем балет Гранд-Опера вновь занял лидирующее положение. На сцене Гранд-Опера Серж Лифарь поставил свои знаменитые балеты, среди которых «Сюита в белых тонах», «Миражи», «Икар». В творчестве он остался верен принципам Дягилева, считавшего, что «настоящим балетмейстером является только тот, кто не боится рисковать, экспериментировать, даже эпатировать толпу, главное – увлечь, зажечь и повести за собой и исполнителей, и зрителей!». Серж Лифарь руководил балетной труппой Парижской Оперы больше трех десятилетий. Он покинул Гранд-Опера в 1958 году. Причиной разрыва его отношений с театром и балетной труппой, где его очень любили, стал запрет на его приезд в Советский Союз. Лифарь с воодушевлением отнесся к идее организовать гастроли Гран-Опера в СССР, но ему, как «белоэмигранту», отказали в визе. В знак протеста он покинул театр. По многочисленным свидетельствам его друзей Лифарь мечтал приехать на родину, он собирался поставить в Большом театре «Федру» с Майей Плисецкой, но этим планам не дано было осуществиться.
Много внимания уделял Лифарь и педагогической деятельности. Он руководил кафедрой хореографии в Сорбонне. По его инициативе и при его непосредственном участии в Париже был основан Институт хореографии при Гранд-Опера. Он – автор более 20 книг по истории и теории балета.
Серж Лифарь дружил со многими выдающимися современниками – Игорем Стравинским, Анной Павловой, Пабло Пикассо, Федором Шаляпиным, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Шарлем де Голлем, Жоржем Помпиду, Полем Валерии, Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих…
В фильме «В Париже, и больше нигде» принимают участие звезды французского балета: Клод Бесси, Серилл Атанасов, Нина Вырубова. Своими воспоминаниями делится единственная близкая родственница Лифаря - племянница Элен. Съемки проходили в Париже.
В начале 20-х Лифарь эмигрировал во Францию, он полюбил свою вторую Родину, где познал радость творчества и где к нему пришла мировая слава, но он никогда не забывал и свою первую Родину, и в соответствии с его завещанием на могильном камне на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев де Буа написано: «Серж Лифарь из Киева».
К 100-летию со дня рождения Сержа Лифаря на телеканале «Культура» - фильм «В Париже, и больше нигде».
Серж Лифарь начал заниматься балетом в Киеве в студии Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика и балетмейстера Вацлава в Нижинского в том возрасте – в 14 лет – когда профессиональное обучение танцовщиков уже завершают. Он уехал из Киева в 18 лет и вскоре в Париже стал первым танцовщиком труппы Сергея Дягилева.
Свои хореографические «университеты» Серж Лифарь прошел в труппе С.П.Дягилева, первым танцовщиком которой он был на протяжении шести лет. Его последняя роль в прославленной труппе – в балете «Блудный сын» в постановке Дж.Баланчина – стала триумфальной и знаковой для него. «Никто не знал тогда, - вспоминал Серж Лифарь, - что в том балете я играл себя, свою жизнь».
После смерти С.П.Дягилева его труппа распалась. И Серж Лифарь принял предложение Гранд-Опера. 24-летнему танцовщику предложили сразу три должности в театре – художественного руководителя, главного балетмейстера и первого танцовщика. Следует отметить, что тогда знаменитая в прошлом труппа, как и европейский балет в целом, переживала период упадка. Лифарь с энтузиазмом взялся за дело, и при нем балет Гранд-Опера вновь занял лидирующее положение. На сцене Гранд-Опера Серж Лифарь поставил свои знаменитые балеты, среди которых «Сюита в белых тонах», «Миражи», «Икар». В творчестве он остался верен принципам Дягилева, считавшего, что «настоящим балетмейстером является только тот, кто не боится рисковать, экспериментировать, даже эпатировать толпу, главное – увлечь, зажечь и повести за собой и исполнителей, и зрителей!». Серж Лифарь руководил балетной труппой Парижской Оперы больше трех десятилетий. Он покинул Гранд-Опера в 1958 году. Причиной разрыва его отношений с театром и балетной труппой, где его очень любили, стал запрет на его приезд в Советский Союз. Лифарь с воодушевлением отнесся к идее организовать гастроли Гран-Опера в СССР, но ему, как «белоэмигранту», отказали в визе. В знак протеста он покинул театр. По многочисленным свидетельствам его друзей Лифарь мечтал приехать на родину, он собирался поставить в Большом театре «Федру» с Майей Плисецкой, но этим планам не дано было осуществиться.
Много внимания уделял Лифарь и педагогической деятельности. Он руководил кафедрой хореографии в Сорбонне. По его инициативе и при его непосредственном участии в Париже был основан Институт хореографии при Гранд-Опера. Он – автор более 20 книг по истории и теории балета.
Серж Лифарь дружил со многими выдающимися современниками – Игорем Стравинским, Анной Павловой, Пабло Пикассо, Федором Шаляпиным, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Шарлем де Голлем, Жоржем Помпиду, Полем Валерии, Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих…
В фильме «В Париже, и больше нигде» принимают участие звезды французского балета: Клод Бесси, Серилл Атанасов, Нина Вырубова. Своими воспоминаниями делится единственная близкая родственница Лифаря - племянница Элен. Съемки проходили в Париже.