Профессия имиджмейкер

Почему имиджмейкер не имеет легального статуса в России?
Имиджмейкер в России

Имидж – что это за слово, которое почти ежедневно по несколько раз мы слышим в СМИ и произносим сами? По многочисленному числу использования этого слова в повседневной жизни, складывается впечатление, что мы живем в «Эпоху Имиджа»… Еще пару десятков лет назад такого изобилия имиджмейкеров и упоминания об имидже не наблюдалось. Что произошло? Каким образом имиджмейкер стал так популярен в России? Почему слово «имидж» так привлекает людей?
Я решилась поразмышлять об этом в рамках данной статьи. Возможно, моя позиция кому-то покажется резкой и необоснованной. Замечу, что тема для размышлений мне хорошо знакома. Более того, я ежедневно сталкиваюсь в своей практике имиджмейкера с тем, о чем собираюсь говорить. Мои наблюдения берут свое начало в исследовательской деятельности, которую я веду уже около 3-х лет. Именно тогда впервые я всерьез задумалась о фундаментальных основах имиджелогии в России. Исследования я начала с целью написать книгу «Азбука имиджа» для того, чтобы дать читателям возможность изучить практические основы имиджелогии, которые помогут самостоятельно улучшить свой имидж, разобраться в тонкостях и нюансах создания образа, получить положительный результат от применения некоторых правил. В ходе исследований мне удалось проанализировать массу литературы по имиджу, в которой я нередко сталкивалась с данными, друг другу противоречащими. Один специалист говорит, что нужно делать так-то и так-то, а другой – эти рекомендации опровергает. Например, существует распространенная точка зрения, что одежда в вертикальную полоску стройнит. Это в корне неверно. Попробуйте провести эксперимент. Нарисуйте два одинаковых квадрата. В одном из них начертите полоски вертикальные, в другом – горизонтальные. Какой из двух квадратов вам кажется «стройнее»? То, в котором полоски горизонтальные. Видите как интересно! А ведь многие пользуются подобными «рекомендациями», что брюки в вертикальную полоску сделают фигуру визуально более стройной. Отнюдь! Они просто укорачивают ноги. Почему же существуют противоречащие друг другу советы от имиджмейкеров. Все очень просто. Именно об этом данная статья.
Скажу сразу, что профессия «имиджмейкер», к великому сожалению, в России не легальна. Да, да, именно так! Дело в том, что такой специальности нет в государственном реестре. Безусловно, не только имиджмейкеры вынуждены вести свою деятельность на правах «недипломированных» специалистов. В том же положении находится, например, астрологи, кроме них есть еще ряд недипломированных профессий. Интересная особенность ситуации: об астрологах, например, сложилось двойственное мнение в социуме. Кто-то считает их деятельность важной и дающей результаты. Кто-то, напротив, с большой долей скептицизма относится к астрологическим прогнозам. Обе стороны правы. Точно так же складываются отношения публики с имиджмейкерами: некоторые с удовольствием консультируются по вопросам имиджа, а некоторые считают это бессмысленным занятием. Интересно, не правда ли?
В результате моих наблюдений, я заметила, что негативная репутация у имиджмейкера формируется только на основе того, что некоторые «специалисты», получившие «дипломы», практикуя, допускают ошибки, профанирующие или компрометирующие имиджелогию в целом. Почему это становится возможным? По одной простой причине: в России нет одобренной в Министерстве Образования методички, на основании которой преподавалась бы данные специальности официально. Именно поэтому нет стандартизации услуг, нет кодифицирования профессии, нет ни одного учебного заведения, которое вправе было бы выдавать диплом «имиджмейкера». Неужели никто не имеет диплома? Имеют многие. Но, давайте посмотрим какие это дипломы! Не государственного образца. Даже в Международном Университете Имиджелогии, который имеет кафедру имиджелогии, нет профессии «имиджмейкер» в списке предложенных абитуриентам факультетов. Любое учебное заведение вынуждено «обходить» отсутствие кодировки на профессию имиджмейкер, обучая этой дисциплине факультативно, то есть, не рассматривая это, как основной предмет. Например, в том же Университете имиджелогии данную специальность изучают на факультете «Связи с Общественностью», в медицинском институте – на факультете психологии и так далее…
Изучив материалы из различных источников по имиджу, я сделала вывод, что психология, как наука, не имеет никакого отношения к имиджелогии. Почему? Отвечаю - мы можем дискутировать сколь угодно долго, но существует один беспристрастный «арбитр», который безаппеляционно рассудит в данном случае. Это толковый словарь. В нем мы можем увидеть, что значение слова «имидж» - в переводе с английского – это образ, картинка. Давайте попробуем размышлять дальше. Что такое «образ»? Тот же толковый словарь говорит нам, что «образ» - это внешний вид, облик, внешность, наружность. И все. Понимаете? Никакого намека на поведение (которым могут заниматься психологи), на жестикуляцию, на умение вести переговоры и пр. Только лишь – внешний вид, облик, внешность, наружность. Именно поэтому, на мой взгляд, психология не имеет отношения к имиджелогии вообще. Ведь психология – должна быть наукой о психике, психической деятельности человека (психика, особенность характера, душевный склад). Есть такое данное: когда человек делает чужую работу, он не делает свою. В имиджелогии мы имеем дело только с внешней художественной формой персоны (ее внешностью: одеждой, прической, аксессуарами, макияжем, маникюром, украшениями и т.п.). Изучает ли психолог физику цвета, историю костюма, силуэтные линии, корректирующие фигуру, приемы сочетания фактур для достижения определенных эффектов? Нет. Психолог изучает иные дисциплины. И, на мой взгляд, имеджеологию и психологию надо четко разделять. Имеджеолог - практик, психолог большей частью гуманитарий.
Эта путаница в терминах, ошибочное представление о том, что психолог может быть имиджмейкером или имиджмейкер должен знать психологию, именно это создает замешательство у аудитории, у представителей СМИ, у клиентов имиджмейкера и у самих имиджмейкеров! Как разобраться в том, какие именно услуги предоставляет имиджмейкер? Создает имидж? Правильно. Но что именно мы должны понимать под словом «имидж»? Следуя определению этого слова в словаре, мы можем понять, что имиджмейкер работает над тем, чтобы создать гармоничный образ внешности, согласовать все используемые в одежде, макияже, аксессуарах оттенки и фактуры, чтобы внешность человека выглядела, как цельный образ, согласованный с социальным статусом клиента, с особенностями его природного колорита, с его привычками и уровнем достатка!
Если предположить, что в нашей стране уже введена стандартизация услуг имиджмейкера, то было бы логичным утверждать, что этот специалист консультирует только по вопросам выбора:
1. Одежды
2. Прически
3. Макияжа
4. Маникюра
5. Аксессуаров
6. Украшений
7. Обуви
8. Сумок
9. Ароматов
10. Элементов декора костюма

Остальные навыки, которыми может владеть имиджмейкер, такие, как, например, знания по этикету, могут являться только лишь его специализацией. Иными словами, мы бы говорили, что это – имиджмейкер, специалист по этикету. И было бы понятно, что перед нами тот, кто консультирует по имиджу и по этикету.
Подобная классификация поможет аудитории, представителям СМИ, клиентам и самим имиджмейкерам понимать, о чем идет речь. Ведь в настоящий момент, называя себя имиджмейкером, каждый подразумевает что-то одному ему понятное. Я наблюдала неоднократно, как два имиджмейкера, встретившись на брифинге или конференции, начинают выяснять, а чем именно занимается каждый из них.
«Я работаю по такой-то методике, консультирую клиентов, как стать уверенным в себе»
«А я занимаюсь продвижением бренда компании»
«Ну что Вы! Лично я консультирую только по вопросам выбора одежды»
Мы наблюдаем ситуацию, когда даже сами господа имиджмейкеры не всегда понимают друг друга, специфики деятельности своего коллеги и т.д.

Вот пример работы классического имиджмейкера:








































На фото клиенты «до» и «после» консультации имиджмейкера, который работал с внешней художественно формой клиента, с его образом. Разница очевидна. Любому человеку можно помочь создать неповторимый образ, комфортный для самого человека.
В одном из глянцевых журналов недавно был опубликован рейтинг самых перспективных специальностей в России на основе опросов читателей. Интересно, что лидирующую позицию этого рейтинга занимала профессия «имиджмейкер». Парадокс! Специальность, не признанная официально государством, с точки зрения граждан нашей страны, является наиболее перспективной…
Как быть в этой ситуации? Сама для себя я сформулировала варианты возможного развития событий. Хотелось бы не озвучивать их в рамках данной статьи, чтобы дать возможность каждому желающему высказать свою точку зрения на данную ситуацию.
Надеюсь, мои аргументы положат начало циклу статей, интервью и обзорных публикаций на тему «Имиджмейкер в России»…

С уважением,
Имиджмейкер-стилист,
Автор книги «Азбука имиджа»
©Ирина Сохина

На фото: Ирина Сохина в бутике UFO в Гостином Дворе, где представлена ее коллекция авторских аксессуаров. Фотограф: Илья Степанов http://redfoto.narod.ru
Фото «до» и «после» клиентов Ирины Сохиной. Фотографы: Павел Киселев и Илья Степанов
00:31
3002
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X