Региональная экспансия аптечной сети «Доктор Столетов»
Покупкой лидера розничного фармацевтического рынка Cаратовской области компания «Уникор» фактически заявила о вступлении в новую фазу активного развития аптечной сети «Доктор Столетов». Долгое время эта сеть не проводила политику активной региональной экспансии, тогда как ряд аптечных сетей стремительно росли («Аптеки 36,6», «Ригла» и др.). Покупка группы компаний «Эфедра» выводит «Доктор Столетов» на третье место по количеству розничных точек в сети из числа региональных компаний. По некоторым оценкам суммарный годовой оборот после завершения процесса интеграции составит не менее 100 млн. долл. США.
Эксперты рынка оценивают возможную сделку в ценовом коридоре 15-25 млн долл США. Таким образом, средняя стоимость одной аптеки могла составить 130-160 тыс. долл. США.
В группу компаний «Эфедра» входят 4 аптечные сети: «Эфедра», «Город здоровья», «М-Сервис», «ФармВолга». По нашим оценкам, совокупная доля рынка группы в Саратовской области составляет порядка 30%.
Впрочем, активно развиваются и другие крупные розничные сети. Расширением регионального присутствия занимаются, например: «Здоровые люди», «Имплозия», «Фармакор». Что собственно и собирается делать «Уникор», в ближайших планах компании увеличение товарооборота вдвое. Формально для этого необходимо открытие или приобретение ещё как минимум 120-150 аптек. Основными регионами по расширению бизнеса для компании, возможно, станут Центральная Россия, Юг и Поволжье.
Стремительное развитие аптечных сетей определяет основную тенденцию на розничном рынке – пропорционально увеличивается количество сделок по слиянию и поглощению. Крупные фармретейлеры, в основном, скупают мелкие и средние аптечные сети в регионах. Основные игроки стремятся через консолидацию рынка к увеличению капитализации компаний и укреплению своих позиций. По мнению руководителя Департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, в 2006 году на рынке произойдут существенные изменения в плане увеличивающего отрыва лидеров сегмента от сетей «второго эшелона». Так, по прогнозам ЦМИ «Фармэксперт», в 2008 году аптечные сети будут контролировать до 70% розничного фармацевтического рынка. На долю крупнейших ретейлеров придется до 80% от всего сетевого оборота.
Сегодня Доктор Столетов» становится все более интересным объектом для поглощения. Крупнейшие западные компании Alliance Boots и Celesio присматриваются к покупке в России крупного актива. Полагаем, что в зоне внимания иностранных покупателей находятся сети, состоящие не менее чем из 500 аптек. Не исключено, что в перспективе этим интересным активом станет и сам «Доктор Столетов».
Сетевой бизнес в России сравнительно молод, но уже можно говорить о первых победах, которые он одерживает на рынке, меняя вектор влиятельности в свою сторону. Современная аптечная сеть имеет широкий выбор возможностей для быстрого процесса дифференциации от несетевых учреждений. Основные факторы, влияющие на развитие сетевого бизнеса, представлены в SWOT матрице – таблица 1.
Таблица 1. SWOT-анализ аптечных сетей в России
Сильные стороны
Единый товарно-финансовый поток
Централизованная система управления
Единая маркетинговая стратегия
Единый имидж (фирменный стиль оформления аптек, унифицированный подход к обслуживанию посетителей)
Сила в переговорах с поставщиками
Меньшие издержки при оснащении отдельной аптеки
Возможности
Экспансия в регионы
Скидки от дистрибьюторов
Возможность появления нового препарата сразу в многих аптеках
Рекламные акции сразу во всех аптеках сети
Повышение профессионального уровня персонала, тренинги
Слабые стороны
Непривлекательность открытия аптек в маленьких населенных пунктах
Отсутствие индивидуального подхода к покупателям
Недостаточная гибкость
Угрозы
Возможные попытки крупных дистрибьюторов и государства влиять на сети
Высокая «текучка» кадров
«Обезличенность» услуг
Покупка сетей иностранными сетями и инвесторами
Эксперты рынка оценивают возможную сделку в ценовом коридоре 15-25 млн долл США. Таким образом, средняя стоимость одной аптеки могла составить 130-160 тыс. долл. США.
В группу компаний «Эфедра» входят 4 аптечные сети: «Эфедра», «Город здоровья», «М-Сервис», «ФармВолга». По нашим оценкам, совокупная доля рынка группы в Саратовской области составляет порядка 30%.
Впрочем, активно развиваются и другие крупные розничные сети. Расширением регионального присутствия занимаются, например: «Здоровые люди», «Имплозия», «Фармакор». Что собственно и собирается делать «Уникор», в ближайших планах компании увеличение товарооборота вдвое. Формально для этого необходимо открытие или приобретение ещё как минимум 120-150 аптек. Основными регионами по расширению бизнеса для компании, возможно, станут Центральная Россия, Юг и Поволжье.
Стремительное развитие аптечных сетей определяет основную тенденцию на розничном рынке – пропорционально увеличивается количество сделок по слиянию и поглощению. Крупные фармретейлеры, в основном, скупают мелкие и средние аптечные сети в регионах. Основные игроки стремятся через консолидацию рынка к увеличению капитализации компаний и укреплению своих позиций. По мнению руководителя Департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, в 2006 году на рынке произойдут существенные изменения в плане увеличивающего отрыва лидеров сегмента от сетей «второго эшелона». Так, по прогнозам ЦМИ «Фармэксперт», в 2008 году аптечные сети будут контролировать до 70% розничного фармацевтического рынка. На долю крупнейших ретейлеров придется до 80% от всего сетевого оборота.
Сегодня Доктор Столетов» становится все более интересным объектом для поглощения. Крупнейшие западные компании Alliance Boots и Celesio присматриваются к покупке в России крупного актива. Полагаем, что в зоне внимания иностранных покупателей находятся сети, состоящие не менее чем из 500 аптек. Не исключено, что в перспективе этим интересным активом станет и сам «Доктор Столетов».
Сетевой бизнес в России сравнительно молод, но уже можно говорить о первых победах, которые он одерживает на рынке, меняя вектор влиятельности в свою сторону. Современная аптечная сеть имеет широкий выбор возможностей для быстрого процесса дифференциации от несетевых учреждений. Основные факторы, влияющие на развитие сетевого бизнеса, представлены в SWOT матрице – таблица 1.
Таблица 1. SWOT-анализ аптечных сетей в России
Сильные стороны
Единый товарно-финансовый поток
Централизованная система управления
Единая маркетинговая стратегия
Единый имидж (фирменный стиль оформления аптек, унифицированный подход к обслуживанию посетителей)
Сила в переговорах с поставщиками
Меньшие издержки при оснащении отдельной аптеки
Возможности
Экспансия в регионы
Скидки от дистрибьюторов
Возможность появления нового препарата сразу в многих аптеках
Рекламные акции сразу во всех аптеках сети
Повышение профессионального уровня персонала, тренинги
Слабые стороны
Непривлекательность открытия аптек в маленьких населенных пунктах
Отсутствие индивидуального подхода к покупателям
Недостаточная гибкость
Угрозы
Возможные попытки крупных дистрибьюторов и государства влиять на сети
Высокая «текучка» кадров
«Обезличенность» услуг
Покупка сетей иностранными сетями и инвесторами