Российский рынок лекарств: итоги 1 полугодия 2007 года

По данным DSM Group, объем аптечных продаж лекарственных средств в РФ в первом полугодии 2007 года увеличился на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и достиг объема $3,4 млрд. в розничных ценах.
По данным DSM Group, объем аптечных продаж лекарственных средств в РФ в первом полугодии 2007 года увеличился на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и достиг объема $3,4 млрд. в розничных ценах.

Однако, по прогнозу DSM Group, весь рынок лекарств (коммерческий, госпитальный сегменты и ДЛО) вырастет по итогам 2007 года лишь на 10-12% (что гораздо меньше 35%-ного роста в 2006 году) и превысит объем $11 млрд. Основная причина снижения темпов роста рынка – это уменьшение объема сегмента ДЛО, и рост аптечных продаж лекарств не может скомпенсировать это падение в государственной программе.

Лидеры среди производителей лекарств на коммерческом рынке по итогам первого полугодия 2007 года:
1. Sanofi-Aventis (4,47%)
2. Фармстандарт (3,86%)
3. Berlin-Chemie /A.Menarini/ (3,66%)
4. Gedeon Richter (2,90%)
5. Nycomed (2,86%)
6. Lek DD (2,67%)
7. Pfizer International inc. (2,60%)
8. Novartis (2,56%)
9. Servier (2,46%)
10. KRKA (2,19%)

Возмутителем спокойствия, безусловно, стали отечественные компании.

Фармстандарт, который перешел с 5 на 2 место, увеличив объемы продаж на 67%. Сразу два бренда этой компании вошли в первую десятку по рынку: Арбидол (1 место) и Пенталгин (10 место).

Другой отечественный производитель Отечественные лекарства вырос еще больше 73%. Это позволило компании впервые попасть в двадцатку лидеров среди производителей.

Очень агрессивно ведет себя Lek DD с темпом прироста в 35%. Успех компании обусловлен стремительным взлетом бренда Линекс, который переместился с 17 на 7 место, увеличив объем продаж на 61%.

Также можно отметить Nycomed с темпом роста в 31%, чей препарат Конкор ворвался в Топ-20 по коммерческому рынку ($16,4 млн., +60% к 1П 2006г.).

Стоит отметить также, что Nycomed не ограничивается выпуском только лекарственных препаратов, а активно проявляет себя и на рынке БАДов. Среди компаний-производителей биологически активных добавок эта компания занимает 4 место. Темп роста Никомеда на рынке БАД еще более внушительные, чем на рынке лекарственных средств: +67%. Наиболее популярный БАД, производимый этой компанией – Геримакс, чьи продажи с прошлого года выросли более чем в 2 раза ($5,4 млн., +107% к 1П 2006г.).

В рейтинге аптечных продаж на 11-м месте появилась компания Bayer Shering Pharma AG, которая была создана в начале 2007 года в результате слияния фармацевтических компаний Bayer AG и Shering AG. По итогам 2006 года компания Shering AG занимала 13 место в аптечных продажах с долей 1,7%., а компания Bayer AG в аналогичном рейтинге занимала место в шестом десятке с долей 0,5%. Именно суммарная доля двух этих компаний позволила подняться объединенной компании на две ступеньки вверх.

Во второй десятке наибольшего прогресса добилась компания Boehringer Ingelheim с темпом прироста в 58%. Это произошло за счет почти двукратного увеличения продаж своих лидеров: Мовалиса и Лазолвана.

Компании Pfizer и Servier приросли на 11% и 12% соответственно, но этого оказалось недостаточно. При росте всего рынка на 18% эти производители начали терять свои доли в России.

Среди брендов лекарственных препаратов также произошли изменения. Рейтинг по итогам первого полугодия 2007 г. выглядит следующим образом:
1. Арбидол (0,95%)
2. Актовегин (0,87%)
3. Виагра (0,83%)
4. Эссенциале (0,73%)
5. Энап (0,72%)
6. Витрум (0,70%)
7. Линекс (0,68%)
8. Терафлю (0,66%)
9. Мезим форте (0,66%)
10. Пенталгин (0,61%)

Среди наиболее популярных лекарственных препаратов присутствуют три российские компании: Фармстандарт, Фармасофт, Материа Медика. Помимо уже упомянутых двух отечественных препаратов Арбидол и Пенталгин от Фармстандарта в ТОП-20 вошли такие препараты как Мексидол (Фармасофт) и Анаферон (Материа Медика). Их высокие показатели обусловленные как хорошими потребительскими свойствами, так и агрессивной маркетинговой политикой.

В первом полугодии этого года произошло знаковое событие: многолетний бессменный участник ТОП-5 аптечных продаж НАСТОЙКА БОЯРЫШНИКА сдал свои позиции. Объем продаж сократился на 40% ($26,7 млн. до $15,7 млн.), и с 4 места он опустился на 20.

Аналогична ситуация с НАСТОЙКОЙ ПЕРЦА СТРУЧКОВОГО, который переместился с 13 на 28 место в рейтинге продаж (объем продаж уменьшился на 8%: с $ 15,6 млн. до $ 14,3 млн.).

Дало результаты стремление государственных органов сократить продажи спиртосодержащей продукции через аптечные учреждения и работа правоохранительных органов по выявлению нелегальных производств этого препарата. Кстати, с 1 января 2007 года максимальный объем флакона НАСТОЙКИ БОЯРЫШНИКА может составлять только 25 мл, тогда как раньше самая популярная доза содержала 100 мл, что было более удобно для определенных категорий потребителей.

Объем импорта лекарственных средств в Россию за период январь-май 2007 г. упал по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 17%. Совокупный объем импортных поставок составил 2,26 $ млрд., что значительно ниже показателей 2006 года (2,95 $ млн.).

Такое большое падение импортных поставок произошло впервые с момента кризиса 1998 года.

Наиболее значимой причиной столь высокого падения, является неясность с выплатами за поставленные в 2006 году импортные лекарства в рамках программы ДЛО. И западные производители, и российские дистрибьюторы могли скорректировать прогнозы продаж по России. Кроме того, в логистической цепочке программы ДЛО в течение 2006 года сформировались высокие товарные запасы. Эти два фактора и привели к падению объема импорта в 2007 году.

Наибольшее падение импорта в 2007 году отмечается у таких западных производителей как Servier (- 27%), GSK (-33%), Solvay (–29%).

На финансирование Программы ДЛО в 2007 году государством выделено 34,9 млрд. руб. ($1,4 млрд.). По данным Росздравнадзора по итогам первого полугодия 2007 г. в регионах было отпущено лекарственных препаратов на сумму более 21 млрд. руб. ($840 млн.), что составляет более 50% от бюджета ДЛО этого года.

В текущем году оплата идет согласно федеральному бюджету, но отпуск из аптек лекарственных препаратов идет опережающими темпами. По итогам 2007 года, по нашей оценке, объем отпущенных лекарств по программе ДЛО может составить 50 млрд. руб. ($2 млрд.). Таким, образом, на закупку лекарств для льготников в 2007 г. может не хватить 15 млрд. руб. ($600 млн.).

В настоящий момент остается непогашенным долг 2006 года в размере более 20 млрд. руб. ($800 млн.) Общая сумма долга по итогам 2006-2007 годов может составить около 40 млрд. руб. ($1,6 млрд.).

До сих пор нет нормативных документов описывающих механизм и позволяющих полностью закрыть долги 2006 года. Хотя выделенные дополнительные бюджетные средства и резервы ФФОМС способны полностью закрыть дефицит средств 2006 и 2007 годов.

Подробности на сайте www.dsm.ru
00:18
1156
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X