Рост доходов городского населения снижает спрос на дачи – выводы исследования агентства ABARUS MR
Результаты аналитического отчета агентства ABARUS Market Research, подготовленного в декабре 2006 г., свидетельствуют о том, что для обеспеченных городских жителей России все более типичным становится европейский образ жизни – загородный дом из места летнего отдыха превращается в постоянное место жительства.
Эта тенденция отчетливо прослеживается на рынке загородной недвижимости Подмосковья. Рынок Московской области в конце 90-х гг. вступил в качественно новую стадию развития – теперь наиболее динамичным является сегмент организованного коттеджного строительства в противовес индивидуальному. Текущий объем рынка коттеджных поселков в Подмосковье составляет около $8-9 млрд. Основное число предложений – коттеджные поселки бизнес-класса. Они составляют 65% рынка, 20% приходится на элитный класс и порядка 15% – на эконом-класс. По мнению аналитиков, востребованы все сегменты. Но поскольку рентабельность элитного жилищного строительства и жилья бизнес-класса до сих пор была относительно выше по сравнению с сегментом эконом-класса, эти два верхних ценовых сегмента осваивались активнее. Теперь они уже достаточно насыщены предложением и конкуренция среди застройщиков в них достаточно высока. К тому же зрелые потребительские предпочтения настоящего времени приводят к тому, что многие объекты стремительно теряют свою ликвидность.
В связи с этим некоторые московские строительные компании уже обратили внимание на потенциал коттеджей эконом-класса (в том числе и таунхаусов). Данный сегмент загородного строительства, по мнению экспертов ABARUS Market Research, претерпит наиболее динамичный рост в ближайшие годы. Развитие ипотечного кредитования и повышение документальных требований к оформлению земли в последнее время сыграют не последнюю роль в развитии этого рынка. Дополнительным фактором смещения потребительских предпочтений в сторону загородного жилья сыграют также хоть и замедлившиеся в своем росте, но все же высокие цены на столичное жилье.
Эти же факторы, хотя и в меньшей степени, справедливы и для рынка загородной недвижимости Ленинградской области. По самым скромным оценкам экспертов, объем петербургского рынка сейчас составляет около $1 млрд., 70% этого объема приходится на коттеджи, причем сегмент организованной коттеджной застройки (поселки) составляет всего 15% общего объема рынка.
Впрочем, динамичное развитие рынка загородной недвижимости сегодня характерно для многих регионов страны. Развивающиеся рынки, к которым можно отнести Свердловскую область, переживают сейчас стадию, свойственную московскому рынку середины 90-х гг. Спрос опережает предложение, а организованность строительства пока недостаточная.
Что касается Краснодарского края, то рынок загородного жилья в регионах, которые считаются курортными, имеет свою специфику развития. По мнению специалистов, объектов эконом-сегмента в таких городах, как Сочи, Туапсе или Геленджик сейчас нет. Недвижимость в приморских районах в подавляющем большинстве покупается в качестве летнего места отдыха. Поэтому элитные объекты испытывают рост спроса со стороны представителей высшего слоя общества благодаря возникшей моде на подобные сделки. Средний класс предпочитает покупать в южных регионах квартиры.
Эта тенденция отчетливо прослеживается на рынке загородной недвижимости Подмосковья. Рынок Московской области в конце 90-х гг. вступил в качественно новую стадию развития – теперь наиболее динамичным является сегмент организованного коттеджного строительства в противовес индивидуальному. Текущий объем рынка коттеджных поселков в Подмосковье составляет около $8-9 млрд. Основное число предложений – коттеджные поселки бизнес-класса. Они составляют 65% рынка, 20% приходится на элитный класс и порядка 15% – на эконом-класс. По мнению аналитиков, востребованы все сегменты. Но поскольку рентабельность элитного жилищного строительства и жилья бизнес-класса до сих пор была относительно выше по сравнению с сегментом эконом-класса, эти два верхних ценовых сегмента осваивались активнее. Теперь они уже достаточно насыщены предложением и конкуренция среди застройщиков в них достаточно высока. К тому же зрелые потребительские предпочтения настоящего времени приводят к тому, что многие объекты стремительно теряют свою ликвидность.
В связи с этим некоторые московские строительные компании уже обратили внимание на потенциал коттеджей эконом-класса (в том числе и таунхаусов). Данный сегмент загородного строительства, по мнению экспертов ABARUS Market Research, претерпит наиболее динамичный рост в ближайшие годы. Развитие ипотечного кредитования и повышение документальных требований к оформлению земли в последнее время сыграют не последнюю роль в развитии этого рынка. Дополнительным фактором смещения потребительских предпочтений в сторону загородного жилья сыграют также хоть и замедлившиеся в своем росте, но все же высокие цены на столичное жилье.
Эти же факторы, хотя и в меньшей степени, справедливы и для рынка загородной недвижимости Ленинградской области. По самым скромным оценкам экспертов, объем петербургского рынка сейчас составляет около $1 млрд., 70% этого объема приходится на коттеджи, причем сегмент организованной коттеджной застройки (поселки) составляет всего 15% общего объема рынка.
Впрочем, динамичное развитие рынка загородной недвижимости сегодня характерно для многих регионов страны. Развивающиеся рынки, к которым можно отнести Свердловскую область, переживают сейчас стадию, свойственную московскому рынку середины 90-х гг. Спрос опережает предложение, а организованность строительства пока недостаточная.
Что касается Краснодарского края, то рынок загородного жилья в регионах, которые считаются курортными, имеет свою специфику развития. По мнению специалистов, объектов эконом-сегмента в таких городах, как Сочи, Туапсе или Геленджик сейчас нет. Недвижимость в приморских районах в подавляющем большинстве покупается в качестве летнего места отдыха. Поэтому элитные объекты испытывают рост спроса со стороны представителей высшего слоя общества благодаря возникшей моде на подобные сделки. Средний класс предпочитает покупать в южных регионах квартиры.