Соединение театра кабуки и венецианского карнавала
Премьера «Золотого петушка» Н.А. Римского-Корсакова в эфире телеканала «Культура».
1 октября 2006 года в 16:05 телеканал «Культура» в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» представляет оперу Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Постановка Энносюке Ичикавы в исполнении Парижского оркестра и хора Мариинского театра под управлением выдающегося американского дирижёра Кента Нагано. Солисты -- Альберт Шагидуллин, Иван Левинский, Андрей Бреус, Илья Банник, Елена Манистина, Ольга Трифонова, Юри Мария Саен. Спектакль – копродукция Мариинского театра и театра Шатле (2002 год).
«Золотой петушок» -- это не первый случай, когда театр кабуки совмещается с европейской историей. Одна из самых главных удач такого рода эксперимента уже была показана на телеканале «Культура» -- опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского-Кокто в постановке Джулие Таймор и Георгия Цыпина. Однако в данном случае японская эстетика работает внутри даже не европейской или древне-греческой, но славянской концепции. Это сказочная история, и эта сказка, такая «заученная в хруст», такая родная, вдруг оказывается абсолютно отделенной от нас японским колоритом.
Кент Нагано всегда смотрит на партитуру прошлых веков сквозь призму своего опыта в исполнении современной музыки. В его Римском-Корсакове мы услышим не столько тех, у кого учился Римский-Корсаков, сколько тех, кого он научил, то есть, сквозь призму Равеля, Мессиана, Пуленка и Стравинского. Нагано всегда смотрит вперед, а не назад.
Музыкальный критик Илья Кухаренко о дирижёре Кенте Нагано:
«Кент Нагано замечателен тем, что это дирижер, который первую половину своей карьеры практически полностью посвятил современной музыке, то есть, музыке ХХ века. Долгое время его имя ассоциировалось с такими композиторами, как Стравинский, Мессиан, Шёнберг, композиторами Новой Венской школы и финкой Кайей Саариахо. Маэстро, как никто умеет донести эмоции и идеи самой сложной современной партитуры до самых непосвященных ушей. В его интерпретациях есть подкупающее обаяние современности. Достаточно вспомнить сногсшибательно исполненного «Святого Франциска Ассизского» Мессиана, в знаменитой постановке в Зальцбурге. Кстати сам маэстро называл Мессиана своим духовным отцом, и проводил с композитором и его супругой мадам Лоррио довольно много времени в последние годы жизни Мессиана. Кенту Нагано нравятся современные идеи и смешение жанров. Именно он предложил исполнить знаменитого «Лунного Пьеро» Шенберга, задействовав в качестве чтеца Бьорк, а в качестве постановщиков вагнеровского «Кольца» едва не пригласил команду по спецэффектам из «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Долгое время Нагано был связан с Лионской оперой, где ему нужно было ставить не только Прокофьева, но и Оффенбаха, и классический репертуар, и Берлиоза. Его оперный и симфонический репертуар постепенно расширили романтики и классики, у него возник интерес к произведениям Баха, которые он играл с современными оркестрами на современных инструментах. Нет ничего странного, что в его репертуаре появился Римский-Корсаков, в своей поздней «ориентальной» ипостаси, которая была близка к французским композиторам. Возможно, что интерес к русской классике возник у Нагано благодаря тому, что теперь он -- один из членов так называемой дирижерской коллегии Российского Национального Оркестра.
«Золотой петушок» -- это не первый случай, когда театр кабуки совмещается с европейской историей. Одна из самых главных удач такого рода эксперимента уже была показана на телеканале «Культура» -- опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского-Кокто в постановке Джулие Таймор и Георгия Цыпина. Однако в данном случае японская эстетика работает внутри даже не европейской или древне-греческой, но славянской концепции. Это сказочная история, и эта сказка, такая «заученная в хруст», такая родная, вдруг оказывается абсолютно отделенной от нас японским колоритом.
Кент Нагано всегда смотрит на партитуру прошлых веков сквозь призму своего опыта в исполнении современной музыки. В его Римском-Корсакове мы услышим не столько тех, у кого учился Римский-Корсаков, сколько тех, кого он научил, то есть, сквозь призму Равеля, Мессиана, Пуленка и Стравинского. Нагано всегда смотрит вперед, а не назад.
Музыкальный критик Илья Кухаренко о дирижёре Кенте Нагано:
«Кент Нагано замечателен тем, что это дирижер, который первую половину своей карьеры практически полностью посвятил современной музыке, то есть, музыке ХХ века. Долгое время его имя ассоциировалось с такими композиторами, как Стравинский, Мессиан, Шёнберг, композиторами Новой Венской школы и финкой Кайей Саариахо. Маэстро, как никто умеет донести эмоции и идеи самой сложной современной партитуры до самых непосвященных ушей. В его интерпретациях есть подкупающее обаяние современности. Достаточно вспомнить сногсшибательно исполненного «Святого Франциска Ассизского» Мессиана, в знаменитой постановке в Зальцбурге. Кстати сам маэстро называл Мессиана своим духовным отцом, и проводил с композитором и его супругой мадам Лоррио довольно много времени в последние годы жизни Мессиана. Кенту Нагано нравятся современные идеи и смешение жанров. Именно он предложил исполнить знаменитого «Лунного Пьеро» Шенберга, задействовав в качестве чтеца Бьорк, а в качестве постановщиков вагнеровского «Кольца» едва не пригласил команду по спецэффектам из «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Долгое время Нагано был связан с Лионской оперой, где ему нужно было ставить не только Прокофьева, но и Оффенбаха, и классический репертуар, и Берлиоза. Его оперный и симфонический репертуар постепенно расширили романтики и классики, у него возник интерес к произведениям Баха, которые он играл с современными оркестрами на современных инструментах. Нет ничего странного, что в его репертуаре появился Римский-Корсаков, в своей поздней «ориентальной» ипостаси, которая была близка к французским композиторам. Возможно, что интерес к русской классике возник у Нагано благодаря тому, что теперь он -- один из членов так называемой дирижерской коллегии Российского Национального Оркестра.