Судьба политического слогана на постсоветском пространстве
О номинации "Политический слоган" Первого Всероссийского открытого конкурса "Золотой слоган" рассуждает Олег Резников, PR-директор группы «ГЛАГОЛ», который является членом Оргкомитета конкурса
Среди номинаций Первого Всероссийского открытого конкурса "Золотой слоган", финал которого состоится 22 февраля в Москве, есть и «Политический слоган». В предверии этого события редакция портала RWR.ru решила побеседовать с Олегом Резниковым, PR-директором группы «ГЛАГОЛ», который также является членом Оргкомитета конкурса, о том, чем же отличается успешный слоган от других, в чём один из секретов победы Ющенко на Украине и о многом другом.
- Илья Андрианов, редактор RWR.ru: Олег, не утратит ли премия своей актуальности в связи с последними политическими событиями, которые так спутали карты специалистам по политическому PR?
- Олег Резников: Я принимал участие во всех последних избирательных кампаниях и отлично представляю себе, что творится за кулисами предвыборных штабов. Мы не случайно включили в список номинаций конкурса «Золотой слоган» позицию «политический слоган». Мне было очень интересно, кто из политических партий откликнется на наше приглашение поучаствовать в конкурсе, и какие слоганы они выставят. Таких оказалось на удивление много. Сразу оговоримся – мы этого не ожидали. Не ожидали потому, что конкурс проводится в период политического затишья – выборы отгремели и избирательные страсти заметно поутихли.
- И.А.: Каким же должен быть политический слоган?
- О.Р.: Слоган есть очень мощный инструмент политического макротекста, который охватывает широкую гамму всех составных политической коммуникации – вербальной, невербальной, цветовой, музыкальной, графической. Вспомним украинскую «оранжевую революцию». Ведь не зря же (и мы в этом убедились) флагом революции стал оранжевый флаг. И все это под музыкальный речитатив – «Нас багато, нас не подолати» («Нас – много. Нас не победить»). Предвыборная кампания Виктора Ющенко имела очень ярко выраженные полноценные характеристики. Конечно же, его противник в этом смысле заметно ему проигрывал. И вот пример успешного слогана - «Вирю. Знаю. Можемо» («Верю. Знаю. Можем»). Или: «Так! Ющенко!» («Да! Ющенко!»). Хотя, я бы лично в первом слогане «можем» заменил на «сможем».
- И.А.: Чем отличается эффективный слоган от посредственного?
- О.Р.: Успешный политический слоган должен привлекать внимание, легко запоминаться (функция аттрактивности), быть убедительным и информативным (функция информативности). В синтаксическом плане – слоган должен состоять из простых предложений, что способствует его легкой запоминаемости. Употребление здесь усложненных синтаксических конструкций может свести все остальные его полезные функции к нулю.
- И.А.: Например?
- О.Р.: Допустим, «Верю. Знаю. Можем». Состоит из трех номинативных предложений. И в этом он только выигрывает. Особенность человеческой психологии состоит в том, что если бы он состоял из четырех предложений – то уже не воспринимался. И вся его информативность была бы сведена на нет. Сравним: «Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние» (Аграрная партия России, 1996 г.). No comment.
- И.А.: Олег, а вот из примеров творчества отечественных PR-специалистов?
- О.Р.: Очень нравится слоган Союза Правых Сил – «Победа за правыми!». Но, к моему сожалению, эта политическая партия выставила на конкурс другой слоган. Из других слоганов-конкурсантов выделяется (в хорошем смысле) слоган КПРФ – «Мы изменили себя, не изменяя Родине». Хотя, подчеркну, я говорю об этом, совершенно абстрагируясь от своих политических симпатий, к тому же – я не член Жюри конкурса.
- И.А.: Какова же в итоге роль слогана в комплексе всех мероприятий продвижения кандидата?
- О.Р.: Самое главное – никакой прекрасный слоган не сможет гарантировать какой-либо политической силе победу в электоральных баталиях в отрыве от других обязательных компонентов. Это – всего лишь составляющая всего комплекса политического инструментария. Хотя и очень важная.
Великий профессионал PR Владимир Ульянов когда-то вышел на политическую сцену России с ярким слоганом (хотя к тому моменту был известен лишь ограниченному количеству лиц) «Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим!». Все мы знаем последующее развитие событий. Мы живем в другое время. И очень хочется, чтобы за слоганами тех или других политических сил стояли реальные дела и реальные программы. И еще: чтобы они отличались друг от друга.
- И.А.: Спасибо за интересные ответы и желаю удачи конкурсу.
- О.Р.: Вам спасибо!
- Илья Андрианов, редактор RWR.ru: Олег, не утратит ли премия своей актуальности в связи с последними политическими событиями, которые так спутали карты специалистам по политическому PR?
- Олег Резников: Я принимал участие во всех последних избирательных кампаниях и отлично представляю себе, что творится за кулисами предвыборных штабов. Мы не случайно включили в список номинаций конкурса «Золотой слоган» позицию «политический слоган». Мне было очень интересно, кто из политических партий откликнется на наше приглашение поучаствовать в конкурсе, и какие слоганы они выставят. Таких оказалось на удивление много. Сразу оговоримся – мы этого не ожидали. Не ожидали потому, что конкурс проводится в период политического затишья – выборы отгремели и избирательные страсти заметно поутихли.
- И.А.: Каким же должен быть политический слоган?
- О.Р.: Слоган есть очень мощный инструмент политического макротекста, который охватывает широкую гамму всех составных политической коммуникации – вербальной, невербальной, цветовой, музыкальной, графической. Вспомним украинскую «оранжевую революцию». Ведь не зря же (и мы в этом убедились) флагом революции стал оранжевый флаг. И все это под музыкальный речитатив – «Нас багато, нас не подолати» («Нас – много. Нас не победить»). Предвыборная кампания Виктора Ющенко имела очень ярко выраженные полноценные характеристики. Конечно же, его противник в этом смысле заметно ему проигрывал. И вот пример успешного слогана - «Вирю. Знаю. Можемо» («Верю. Знаю. Можем»). Или: «Так! Ющенко!» («Да! Ющенко!»). Хотя, я бы лично в первом слогане «можем» заменил на «сможем».
- И.А.: Чем отличается эффективный слоган от посредственного?
- О.Р.: Успешный политический слоган должен привлекать внимание, легко запоминаться (функция аттрактивности), быть убедительным и информативным (функция информативности). В синтаксическом плане – слоган должен состоять из простых предложений, что способствует его легкой запоминаемости. Употребление здесь усложненных синтаксических конструкций может свести все остальные его полезные функции к нулю.
- И.А.: Например?
- О.Р.: Допустим, «Верю. Знаю. Можем». Состоит из трех номинативных предложений. И в этом он только выигрывает. Особенность человеческой психологии состоит в том, что если бы он состоял из четырех предложений – то уже не воспринимался. И вся его информативность была бы сведена на нет. Сравним: «Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние» (Аграрная партия России, 1996 г.). No comment.
- И.А.: Олег, а вот из примеров творчества отечественных PR-специалистов?
- О.Р.: Очень нравится слоган Союза Правых Сил – «Победа за правыми!». Но, к моему сожалению, эта политическая партия выставила на конкурс другой слоган. Из других слоганов-конкурсантов выделяется (в хорошем смысле) слоган КПРФ – «Мы изменили себя, не изменяя Родине». Хотя, подчеркну, я говорю об этом, совершенно абстрагируясь от своих политических симпатий, к тому же – я не член Жюри конкурса.
- И.А.: Какова же в итоге роль слогана в комплексе всех мероприятий продвижения кандидата?
- О.Р.: Самое главное – никакой прекрасный слоган не сможет гарантировать какой-либо политической силе победу в электоральных баталиях в отрыве от других обязательных компонентов. Это – всего лишь составляющая всего комплекса политического инструментария. Хотя и очень важная.
Великий профессионал PR Владимир Ульянов когда-то вышел на политическую сцену России с ярким слоганом (хотя к тому моменту был известен лишь ограниченному количеству лиц) «Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим!». Все мы знаем последующее развитие событий. Мы живем в другое время. И очень хочется, чтобы за слоганами тех или других политических сил стояли реальные дела и реальные программы. И еще: чтобы они отличались друг от друга.
- И.А.: Спасибо за интересные ответы и желаю удачи конкурсу.
- О.Р.: Вам спасибо!