Владимир Васильев: «У меня нет нелюбимых ролей!»

О своем творческом пути, педагогах и партнерах, работе с выдающимися балетмейстерами и дирижерами рассказывает Владимир Васильев в программе телеканала «Культура» «Большой балет».
«Балет - самое жестокое искусство, - сказал Владимир Васильев, - потому что подвластен только молодым: в девятнадцать лет сценическую карьеру начинают, к сорока, если до этого не случится серьезных травм, - заканчивают…». О своем творческом пути, педагогах и партнерах, работе с выдающимися балетмейстерами и дирижерами рассказывает Владимир Васильев в программе телеканала «Культура» «Большой балет».

Программа «Большой балет» начинается с воспоминаний Владимира Васильева о своем детстве. «Танцевать я мечтал всегда. Время, на которое пришлось мое детство, было тяжелое, военное, и танец заменял мне и игрушки, и сладости, и развлечения, которых мы были лишены. Сперва я танцевал дома и в детском саду, потом пошел в хореографический кружок Кировского дворца пионеров города Москвы. На всю жизнь я сохранил благодарность Елене Романовне Россе – моему первому педагогу, которая научила меня азам профессии танцовщика». Именно она разглядела в девятилетнем Володе уникальные способности, врожденную координацию движений, высокий легкий прыжок, и настояла на том, чтобы он поступал в Московское хореографическое училище. В 1949 году Володю Васильева приняли туда. «На вступительных экзаменах, - рассказывает танцовщик, - я впервые увидел Катю Максимову, с которой с тех пор связана моя личная и творческая жизнь». Васильев вспоминает в программе, что в годы его ученичества на сцене Большого театра танцевали две великие балерины – Галина Уланова и Ольга Лепешинская – и ученики, как, впрочем, и балетоманы, делились на поклонников одной и другой. Васильев был страстным поклонником Лепешинской, а Максимова – Улановой. Тогда они и не мечтали о том, что Галина Сергеевна Уланова станет их педагогом-репетитором и другом.

«Сейчас много говорят и пишут о том, - рассказывает Васильев в программе «Большой балет» - что сегодня в балете не стало ярких личностей, что подлинное мастерство уходит вместе с артистами моего поколения. Я не могу с этим согласиться. Техника танца стала значительно сложнее, балет многое позаимствовал из спорта. И само по себе это замечательно. Отвага, риск, стремление к совершенству свойственны молодости. Мы тоже усложняли танец, разучивали новые движения, осваивали сложнейшие поддержки. Но трюк – это не самоцель, и у любого движения должен быть смысл. Зачем ты это делаешь? Чтобы поразить публику и сорвать аплодисменты – тогда это плохо, чтобы дополнить свою роль в балете новыми выразительными красками – тогда замечательно. Наши педагоги и в училище, и в театре учили нас, прежде всего, думать на сцене, создавать художественный образ. Любое па должно быть осмыслено».

«Артист балета учится всю жизнь, - продолжает Васильев, - сперва в училище, потом в театре: ежедневные мастер-классы, занятия с педагогом-репетитором. Мне посчастливилось работать в Большом театре с выдающимися педагогами: Асафом Мессерером, который в свою очередь был учеником Александра Горского и передал нам великие традиции русского балета XIX века, и великой балериной ХХ века Галиной Улановой».

С другой стороны, размышляет далее Владимир Васильев, в его эпоху от артиста балета требовалось, в первую очередь, быть артистом, а потом уже – танцовщиком. Это диктовалось и стилем самих спектаклей – развернутые хореографические полотна с конкретным сюжетом, часто на основе литературных произведений – так называемый драмбалет – господствующий стиль 50-х и 60-х. Тогда в Большом театре работали выдающиеся балетмейстеры – Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Касьян Голейзовский, Юрий Григорович. Владимир Васильев работал с каждым из них и образно и увлекательно рассказал в программе о совместном творчестве. А первой звездной ролью Владимира Васильева на сцене Большого театра стал Иванушка в балете «Конек-горбунок» Р.Щедрина. «Эта роль удивительно совпала с моей индивидуальностью: русский парень с открытой улыбкой, герой русских сказок. Технических трудностей для меня не существовало – я мог исполнить все, что требовалось по роли. Спектакль создавался в удивительной эмоциональной атмосфере: молодой талантливый композитор Родион Щедрин, влюбленный в Майю Плисецкую, написал для нее балет. Меня пригласили на первую в моей жизни главную роль, и моей партнершей была потрясающая балерина Плисецкая!». С теплотой и нежностью Владимир Васильев рассказывает и о других своих партнершах, замечательных балеринах Раисе Стручковой, Нине Тимофеевой, Марине Кондратьевой. Но «балериной всей жизни и музой» стала для него Екатерина Максимова.

Самой знаменитой ролью Васильева считается роль Спартака. Балет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича стал настоящим прорывом! Григорович привнес новую эстетику и новое понимание танца. Впервые в истории мирового балета, считает артист, танцовщик в спектакле стал равен балерине, до этого он оставался «в тени ее пачки». Васильев вспоминает, с каким энтузиазмом работали балетмейстер и артисты, какие это были счастливые минуты творческого вдохновения, единения и полного взаимопонимания! Однако в юбилейной программе Владимир Васильев ответил на вопрос о своей любимой роли так: «Вы думаете, я назову Спартака? Нет. Что самое удачное, самое любимое? Когда у артиста все роли не удались, и только одна получилась, ему легко выбрать, мне – нет. Когда все мои роли выстраданы, продуманы и прочувствованы, тогда нельзя назвать любимую. У меня нет нелюбимых ролей. Люблю все свои роли! В каждой – частица моей души».

«Индивидуальность Васильева одним словом не определишь, - сказала о нем Галина Уланова, - он удивительно многогранен. В его репертуаре героические, комедийные, лирические, трагические и гротесковые роли. И потому в историю балета Васильев вошел не только как уникальный танцовщик, но и как выдающийся актер. Его танец отмечен не только техническим совершенством, но и глубиной мысли, и силой чувств».

В программе «Большой балет» использованы уникальные фотографии и видеосъемки из архива Большого театра и личного архива Владимира Васильева.

Смотрите на телеканале «Культура» программу «Большой балет», посвященную выдающемуся танцовщику Владимиру Васильеву, с 23 по 26 января в 23:30
11:28
610
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X