Время малых предприятий
Российская индустрия моды набирает обороты
В октябре 2003 г. в Москве откроется очередная выставка «Малый бизнес и индустрия моды. Прет-а-порте на Покровке», на которой вновь будут представлены лучшие образцы российских торговых марок одежды класса prêt-a-porter и prêt-a-porter de luxe, а также модные головные уборы, аксессуары и современные ткани.
Вопрос о наличии в России «индустрии моды» вызывает оживленный спор в профессиональной среде. Действительно, говорить сегодня о полноценной fashion-индустрии при 1,5% доле легкой промышленности в общем объеме промышленного производства страны, несколько преждевременно. Однако, наряду со 1,2% спадом в легкой промышленности в целом по отрасли, наметился рост производства именно модной продукции. В течение прошедшего года в московских магазинах, бутиках и торговых центрах было зафиксировано увеличение розничных продаж модной одежды российских дизайнеров, что подтверждает рост интереса потребителей к отечественной продукции. Появление новых профильных российских СМИ (журналов, телепрограмм, интернет-сайтов) активно способствует более детальному освещению событий в отечественной индустрии моды и налаживанию цепочки производитель – торговля – потребитель. Если добавить к этому успешное участие молодых российских модельеров в конкурсах и показах, внимание зарубежных экспертов моды к творчеству наших соотечественников и проведение многочисленных недель российской моды, то можно сделать вывод: fashion-индустрия в нашей стране уверенно «набирает обороты».
Приближению отечественной индустрии моды к мировым стандартам организации бизнеса пока еще препятствуют ряд негативных факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать низкую инвестиционную привлекательность, сложности с кредитованием и высокие коммерческие риски в этом секторе рынка. Сдерживающими факторами также являются высокие ставки арендной платы за производственные и торговые помещения, изношенность промышленного оборудования. Менеджмент швейных предприятий нуждается в повышении квалификации и переподготовке технического и управленческого персонала. Негативно сказывается и ежегодное увеличение импорта, доля которого в 2002 г. выросла на 20%, и в 4,5 раза превысила объем внутреннего производства. Не сложилась пока практика использования российскими предприятиями услуг консалтинговых структур, специализирующихся в области изучения и прогнозирования рынка модной продукции, например, по сравнению с США, где консалтинговые фирмы во многом определяют стратегию развития предприятий fashion-индустрии.
Рассмотрев состояние отечественной легкой промышленности, Правительство РФ в срочном порядке приступило к разработке комплекса мероприятий, призванных улучшить состояние дел в отрасли, в которой сегодня занято 827 тыс. человек. Наряду с этим, уже сегодня ряд малых предприятий, с присущей им мобильностью, успешно приспосабливаются к условиям динамичного рынка модной продукции. Наметилась положительная тенденция к разукрупнению многих предприятий швейной промышленности и создание на их базе небольших фирм, объединяющихся в рамках холдингов.
В настоящий момент в легкой промышленности России уже работают 13 тысяч малых предприятий, однако, по оценкам экспертов, емкость внутреннего рынка почти в 5 раз превышает объем производимой продукции, что создает объективные предпосылки для дальнейшего интенсивного увеличения их количества. Небольшие фирмы (дома моды, дизайн-студии, малые производственные предприятия) де-факто составляют ядро будущей полноценной индустрии моды. Жесткие условия выживания в условиях российской экономики, борьба с иностранными конкурентами за потребителя оставляют на рынке самых жизнеспособных. Именно поэтому всемерная поддержка малых предприятий является залогом будущего успеха российской индустрии моды.
Одной из целевых программ поддержки малого предпринимательства является программа Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы «Экспомарафон». В рамках этой программы, реализуемой с 2001 года Международным центром деловых контактов «Дельконт», ежегодно проводится выставка «Малый бизнес и индустрия моды. «Прет-а-порте на Покровке».
В выставке «Прет-а-порте на Покровке» ежегодно принимают участие известные российские фирмы, торговые марки и дизайнеры, в числе которых: ALEX, AN-2, Clarus Fashion, DIVA, ENTON, Furland, Image Control, «Дом моды «Русский шик», «Дом моды «Стиль Дега», «Дом моды Лены Макашовой» (ТМ «Ширпотреб»), «Дом моды Натальи Нафталиевой», «Икс-студио» (ТМ «Сергей Сысоев»), «Калинка–Морозов», «Кволл» (ТМ Lo), «МА-КОШ» (ЦНИИЛКА), «МЭН», «Натюр Лайн» (ТМ «Веретено»), рaba (дизайнер Екатерина Панкратова), Салон Starline (ТМ «Лена Старикова»), «Универсал нью лайн» (ТМ «Ольга Комиссарова») и другие. В проекте участвуют производители современных модных тканей Dormeuil, EMMECI, INSETA, RIOPELE, «Купавна», «Новый мир». Актуальные аксессуары на выставке представляют российские и зарубежные компании, в том числе DIVETRO, Swarovski Russia, «Дуэт», «Евгения», «Т-Трейд», «Эксклюзив».По их мнению, в отличие от недель российской моды и федеральных ярмарок, выставка «Прет-а-порте на Покровке» позволяет «одним взглядом» охватить основные тенденции в российской индустрии моды, оценить ее потенциал, реально расширить круг своих клиентов и получить оценку своей продукции. Особо экспоненты отмечают возможность эффективного корпоративного сотрудничества, позволяющего за четыре дня работы выставки подобрать ткани, аксессуары и фурнитуру для будущих коллекций, принять участие в показах и профессиональных семинарах, а также познакомиться с последними разработками коллег. Работу выставки ежегодно освещают более 20 ведущих российских печатных и интернет-изданий, работающих в области индустрии моды и информационного обеспечения предпринимательства.
Качество используемых тканей, наряду с современным дизайном, имеет важнейшее значение для успешной работы на рынке fashion-индустрии, поэтому эффективной частью деловой программы выставки «Прет-а-порте на Покровке» является воркшоп – ежегодная встреча отечественных и зарубежных производителей модных тканей со специалистами российских фирм, занимающихся созданием коллекций модной одежды.
С целью налаживания контактов между российскими фирмами-производителями и торговыми организациями, из Москвы и регионов РФ на выставку «Прет-а-порте на Покровке» целенаправленно приглашаются директора и ведущие товароведы около 200 магазинов и торговых центров, занимающихся продажей модной одежды, аксессуаров и тканей. Предыдущую выставку, которая прошла в ЦДП в октябре 2002 г., посетили более 7000 человек, из которых более 2500 - специалисты индустрии моды и торговли из России и других стран.
Дополнительно следует отметить, что специалисты МЦДК «Дельконт» в период между проведением выставок ведут постоянную работу по установлению деловых контактов между российскими швейными предприятиями и зарубежными производителями современных тканей. В качестве результатов этой работы, можно отметить успешное сотрудничество московских фирм ООО «Дом моды Лены Макашовой» и ООО «Натюр Лайн» с известными производителями современных тканей Industria Tessile EMMECI (Италия) и фабрикой Riopele (Португалия). Ежегодно «Дельконт» организовывает деловые поездки российских специалистов за рубеж.
3-я московская специализированная выставка «Малый бизнес и индустрия моды. Прет-а-порте на Покровке» пройдет в Москве с 10 по 13 октября 2003 г. в Центральном доме предпринимателя (ул. Покровка д. 47/24). Выставка проводится по инициативе и при частичном финансировании Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Устроитель выставки – Международный центр деловых контактов «Дельконт».
Вопрос о наличии в России «индустрии моды» вызывает оживленный спор в профессиональной среде. Действительно, говорить сегодня о полноценной fashion-индустрии при 1,5% доле легкой промышленности в общем объеме промышленного производства страны, несколько преждевременно. Однако, наряду со 1,2% спадом в легкой промышленности в целом по отрасли, наметился рост производства именно модной продукции. В течение прошедшего года в московских магазинах, бутиках и торговых центрах было зафиксировано увеличение розничных продаж модной одежды российских дизайнеров, что подтверждает рост интереса потребителей к отечественной продукции. Появление новых профильных российских СМИ (журналов, телепрограмм, интернет-сайтов) активно способствует более детальному освещению событий в отечественной индустрии моды и налаживанию цепочки производитель – торговля – потребитель. Если добавить к этому успешное участие молодых российских модельеров в конкурсах и показах, внимание зарубежных экспертов моды к творчеству наших соотечественников и проведение многочисленных недель российской моды, то можно сделать вывод: fashion-индустрия в нашей стране уверенно «набирает обороты».
Приближению отечественной индустрии моды к мировым стандартам организации бизнеса пока еще препятствуют ряд негативных факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать низкую инвестиционную привлекательность, сложности с кредитованием и высокие коммерческие риски в этом секторе рынка. Сдерживающими факторами также являются высокие ставки арендной платы за производственные и торговые помещения, изношенность промышленного оборудования. Менеджмент швейных предприятий нуждается в повышении квалификации и переподготовке технического и управленческого персонала. Негативно сказывается и ежегодное увеличение импорта, доля которого в 2002 г. выросла на 20%, и в 4,5 раза превысила объем внутреннего производства. Не сложилась пока практика использования российскими предприятиями услуг консалтинговых структур, специализирующихся в области изучения и прогнозирования рынка модной продукции, например, по сравнению с США, где консалтинговые фирмы во многом определяют стратегию развития предприятий fashion-индустрии.
Рассмотрев состояние отечественной легкой промышленности, Правительство РФ в срочном порядке приступило к разработке комплекса мероприятий, призванных улучшить состояние дел в отрасли, в которой сегодня занято 827 тыс. человек. Наряду с этим, уже сегодня ряд малых предприятий, с присущей им мобильностью, успешно приспосабливаются к условиям динамичного рынка модной продукции. Наметилась положительная тенденция к разукрупнению многих предприятий швейной промышленности и создание на их базе небольших фирм, объединяющихся в рамках холдингов.
В настоящий момент в легкой промышленности России уже работают 13 тысяч малых предприятий, однако, по оценкам экспертов, емкость внутреннего рынка почти в 5 раз превышает объем производимой продукции, что создает объективные предпосылки для дальнейшего интенсивного увеличения их количества. Небольшие фирмы (дома моды, дизайн-студии, малые производственные предприятия) де-факто составляют ядро будущей полноценной индустрии моды. Жесткие условия выживания в условиях российской экономики, борьба с иностранными конкурентами за потребителя оставляют на рынке самых жизнеспособных. Именно поэтому всемерная поддержка малых предприятий является залогом будущего успеха российской индустрии моды.
Одной из целевых программ поддержки малого предпринимательства является программа Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы «Экспомарафон». В рамках этой программы, реализуемой с 2001 года Международным центром деловых контактов «Дельконт», ежегодно проводится выставка «Малый бизнес и индустрия моды. «Прет-а-порте на Покровке».
В выставке «Прет-а-порте на Покровке» ежегодно принимают участие известные российские фирмы, торговые марки и дизайнеры, в числе которых: ALEX, AN-2, Clarus Fashion, DIVA, ENTON, Furland, Image Control, «Дом моды «Русский шик», «Дом моды «Стиль Дега», «Дом моды Лены Макашовой» (ТМ «Ширпотреб»), «Дом моды Натальи Нафталиевой», «Икс-студио» (ТМ «Сергей Сысоев»), «Калинка–Морозов», «Кволл» (ТМ Lo), «МА-КОШ» (ЦНИИЛКА), «МЭН», «Натюр Лайн» (ТМ «Веретено»), рaba (дизайнер Екатерина Панкратова), Салон Starline (ТМ «Лена Старикова»), «Универсал нью лайн» (ТМ «Ольга Комиссарова») и другие. В проекте участвуют производители современных модных тканей Dormeuil, EMMECI, INSETA, RIOPELE, «Купавна», «Новый мир». Актуальные аксессуары на выставке представляют российские и зарубежные компании, в том числе DIVETRO, Swarovski Russia, «Дуэт», «Евгения», «Т-Трейд», «Эксклюзив».По их мнению, в отличие от недель российской моды и федеральных ярмарок, выставка «Прет-а-порте на Покровке» позволяет «одним взглядом» охватить основные тенденции в российской индустрии моды, оценить ее потенциал, реально расширить круг своих клиентов и получить оценку своей продукции. Особо экспоненты отмечают возможность эффективного корпоративного сотрудничества, позволяющего за четыре дня работы выставки подобрать ткани, аксессуары и фурнитуру для будущих коллекций, принять участие в показах и профессиональных семинарах, а также познакомиться с последними разработками коллег. Работу выставки ежегодно освещают более 20 ведущих российских печатных и интернет-изданий, работающих в области индустрии моды и информационного обеспечения предпринимательства.
Качество используемых тканей, наряду с современным дизайном, имеет важнейшее значение для успешной работы на рынке fashion-индустрии, поэтому эффективной частью деловой программы выставки «Прет-а-порте на Покровке» является воркшоп – ежегодная встреча отечественных и зарубежных производителей модных тканей со специалистами российских фирм, занимающихся созданием коллекций модной одежды.
С целью налаживания контактов между российскими фирмами-производителями и торговыми организациями, из Москвы и регионов РФ на выставку «Прет-а-порте на Покровке» целенаправленно приглашаются директора и ведущие товароведы около 200 магазинов и торговых центров, занимающихся продажей модной одежды, аксессуаров и тканей. Предыдущую выставку, которая прошла в ЦДП в октябре 2002 г., посетили более 7000 человек, из которых более 2500 - специалисты индустрии моды и торговли из России и других стран.
Дополнительно следует отметить, что специалисты МЦДК «Дельконт» в период между проведением выставок ведут постоянную работу по установлению деловых контактов между российскими швейными предприятиями и зарубежными производителями современных тканей. В качестве результатов этой работы, можно отметить успешное сотрудничество московских фирм ООО «Дом моды Лены Макашовой» и ООО «Натюр Лайн» с известными производителями современных тканей Industria Tessile EMMECI (Италия) и фабрикой Riopele (Португалия). Ежегодно «Дельконт» организовывает деловые поездки российских специалистов за рубеж.
3-я московская специализированная выставка «Малый бизнес и индустрия моды. Прет-а-порте на Покровке» пройдет в Москве с 10 по 13 октября 2003 г. в Центральном доме предпринимателя (ул. Покровка д. 47/24). Выставка проводится по инициативе и при частичном финансировании Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Устроитель выставки – Международный центр деловых контактов «Дельконт».