Шинные технологии: инновации и достижения
Научно-технический прогресс в шинном производстве, как и во всей автомобилестроительной отрасли, развивается гигантскими темпами. Представляем обзор новейших технологий, внедренных шинниками в последние годы.
О запаске можно будет скоро забыть.
Самогерметизирующиеся
В начале 1990-х годов ведущие мировые производители шин практически одновременно занялись проблемой удержания воздуха в случае прокола покрышки. Были разработаны и внедрены несколько вариантов решения проблемы. Самый первый, он же наиболее доступный и дешевый — самогерметизирующиеся шины. Принцип действия прост: на внутреннюю поверхность покрышки нанесен слой жидкого герметика. В случае прокола герметик быстро затягивает отверстие, и в таком состоянии автомобиль может доехать до шиномонтажа без потери управляемости.
Эта технология оказалась весьма доступной, поэтому используется многими производителями и по сей день. Примеры: Continental ContiSeal, Uniroyal NailGard, General Tire America GS60 GenSeal.
Однако у данной технологии есть кое-какие недостатки. Во-первых, в большинстве подобных систем герметик справляется только в случае одного прокола. Во-вторых, герметик бессилен, если пробита боковина. Наконец, если происходит медленная разгерметизация колеса, в результате чего воздух из покрышки постепенно стравливается — а такая беда возникает, например, когда после сильного удара гнется обод — герметик справиться никак не может. На этом фоне второй разработанный вариант — самонесущие шины — выглядят куда более предпочтительнее.
Система РАХ
Еще один вариант решения проблемы со спущенной покрышкой разработала компания Michelin. Называется это системой PAX: специальный диск, специальная покрышка с особым креплением обода, кольцевая вставка внутри покрышки и датчик давления. Эта технология давно и успешно используется на бронированных лимузинах. Но вставки тоже жестковаты, и особо долго на них не покатаешься. Да и система эта пока еще дороговата: например, для бронированной А8 одно колесо в сборе стоит почти $2500. Однако уже в ближайшем будущем эта система может получить широчайшее распространение: лицензию на систему PAX уже купили Pirelli, Goodyear, Sumitomo и Toyo, ну а другие конкуренты готовят свои аналогичные разработки.
Самонесущие
Эти покрышки позволяют не прекращать движение даже при полной потере давления в колесе, даже если оно пробито в нескольких местах и воздуха в нем нет совсем. Причем на подобных шинах можно ехать без потери управляемости с любой скоростью и на любое расстояние. Технология получила общее название Run Flat Tires (RFT).
Конструкция проста: у шин RFT боковины значительно укреплены, и в случае потери давления вся масса автомобиля ложится на них, сберегая диски. Впервые подобные шины появились в качестве серийного оборудования на Chevrolet Corvette в 1993 году.
Сейчас практически все производители имеют в своем арсенале подобную продукцию, хотя и именуют ее по-своему: BFGoodrich SSS (Self-Supporting Structure), Bridgestone RFT (Run Flat Tire), Dunlop DSST (Dunlop Self-Supporting Technology), Firestone RFT (Run Flat Tire), Goodyear EMT (Extended Mobility Technology), Kumho XRP, Michelin ZP (Zero Pressure), Pirelli RFT (Run Flat Technology), Yokohama RF (Run Flat).
Но у самонесущих шин тоже есть свои минусы. В спущенном состоянии они ведут себя практически так же, как и полностью накачанные, и если автомобиль не оборудован датчиками давления в покрышках, водитель может просто не заметить разницы. А еще такие шины более жестки, шумны и весят больше обычных, что несколько увеличивает расход топлива.
Азот вместо воздуха
Заправлять колеса азотом вместо привычного воздуха предложили американские ученые. Выгода азота очевидна — он легче обычного воздуха, поэтому если им накачать покрышку, ее масса снизится, а соответственно, улучшатся сразу несколько показателей: управляемость, экономичность, плавность хода. Это нововведение предлагается уже и в Латвии несколькими официальными торговцами автопокрышек. Но так как эта услуга платная (а накачать шину обычным воздухом на АЗС можно бесплатно), она пока еще не пользуется особым спросом у автовладельцев. Но эксперты предрекают азоту большое будущее.
Так что в обозримой перспективе мы вряд ли увидим где-нибудь на обочине бедолагу-водителя, меняющего колесо в походных условиях. Да и необходимость в “запаске” исчезнет.
Эрик СПРОГИС
www.domlv.eu
Источник: «NEWCHEMISTRY.ru» - аналитический портал химической промышленности
www.newchemistry.ru
Самогерметизирующиеся
В начале 1990-х годов ведущие мировые производители шин практически одновременно занялись проблемой удержания воздуха в случае прокола покрышки. Были разработаны и внедрены несколько вариантов решения проблемы. Самый первый, он же наиболее доступный и дешевый — самогерметизирующиеся шины. Принцип действия прост: на внутреннюю поверхность покрышки нанесен слой жидкого герметика. В случае прокола герметик быстро затягивает отверстие, и в таком состоянии автомобиль может доехать до шиномонтажа без потери управляемости.
Эта технология оказалась весьма доступной, поэтому используется многими производителями и по сей день. Примеры: Continental ContiSeal, Uniroyal NailGard, General Tire America GS60 GenSeal.
Однако у данной технологии есть кое-какие недостатки. Во-первых, в большинстве подобных систем герметик справляется только в случае одного прокола. Во-вторых, герметик бессилен, если пробита боковина. Наконец, если происходит медленная разгерметизация колеса, в результате чего воздух из покрышки постепенно стравливается — а такая беда возникает, например, когда после сильного удара гнется обод — герметик справиться никак не может. На этом фоне второй разработанный вариант — самонесущие шины — выглядят куда более предпочтительнее.
Система РАХ
Еще один вариант решения проблемы со спущенной покрышкой разработала компания Michelin. Называется это системой PAX: специальный диск, специальная покрышка с особым креплением обода, кольцевая вставка внутри покрышки и датчик давления. Эта технология давно и успешно используется на бронированных лимузинах. Но вставки тоже жестковаты, и особо долго на них не покатаешься. Да и система эта пока еще дороговата: например, для бронированной А8 одно колесо в сборе стоит почти $2500. Однако уже в ближайшем будущем эта система может получить широчайшее распространение: лицензию на систему PAX уже купили Pirelli, Goodyear, Sumitomo и Toyo, ну а другие конкуренты готовят свои аналогичные разработки.
Самонесущие
Эти покрышки позволяют не прекращать движение даже при полной потере давления в колесе, даже если оно пробито в нескольких местах и воздуха в нем нет совсем. Причем на подобных шинах можно ехать без потери управляемости с любой скоростью и на любое расстояние. Технология получила общее название Run Flat Tires (RFT).
Конструкция проста: у шин RFT боковины значительно укреплены, и в случае потери давления вся масса автомобиля ложится на них, сберегая диски. Впервые подобные шины появились в качестве серийного оборудования на Chevrolet Corvette в 1993 году.
Сейчас практически все производители имеют в своем арсенале подобную продукцию, хотя и именуют ее по-своему: BFGoodrich SSS (Self-Supporting Structure), Bridgestone RFT (Run Flat Tire), Dunlop DSST (Dunlop Self-Supporting Technology), Firestone RFT (Run Flat Tire), Goodyear EMT (Extended Mobility Technology), Kumho XRP, Michelin ZP (Zero Pressure), Pirelli RFT (Run Flat Technology), Yokohama RF (Run Flat).
Но у самонесущих шин тоже есть свои минусы. В спущенном состоянии они ведут себя практически так же, как и полностью накачанные, и если автомобиль не оборудован датчиками давления в покрышках, водитель может просто не заметить разницы. А еще такие шины более жестки, шумны и весят больше обычных, что несколько увеличивает расход топлива.
Азот вместо воздуха
Заправлять колеса азотом вместо привычного воздуха предложили американские ученые. Выгода азота очевидна — он легче обычного воздуха, поэтому если им накачать покрышку, ее масса снизится, а соответственно, улучшатся сразу несколько показателей: управляемость, экономичность, плавность хода. Это нововведение предлагается уже и в Латвии несколькими официальными торговцами автопокрышек. Но так как эта услуга платная (а накачать шину обычным воздухом на АЗС можно бесплатно), она пока еще не пользуется особым спросом у автовладельцев. Но эксперты предрекают азоту большое будущее.
Так что в обозримой перспективе мы вряд ли увидим где-нибудь на обочине бедолагу-водителя, меняющего колесо в походных условиях. Да и необходимость в “запаске” исчезнет.
Эрик СПРОГИС
www.domlv.eu
Источник: «NEWCHEMISTRY.ru» - аналитический портал химической промышленности
www.newchemistry.ru