Использование документарных аккредитивов в транспортных перевозках: опыт лидеров
ICC Russia продолжает серию специализированных мероприятий по подготовке специалистов, используя опыт ведущих международных и российский компаний. Для тех, кто отвечает за сферу документарных операций и торгового финансирования в компаниях и банках, мастер-класс «UCP 600 и международные перевозки» позволит найти ответы на многие актуальные вопросы - это подтверждает и активная регистрация на мероприятие.
Отличительной особенностью высокопрофессиональных мастер-классов международного уровня является предварительное знакомство слушателей с экспертами, – считают в Российском национальном комитете ICC. Именно поэтому пресс-служба ICC Russia встретилась c финансовым директором Холдинга STS Logistics Владимиром Дороховым, который будет вести сессию «Организация международных перевозок различными видами транспорта»на предстоящем мероприятии.
Вопрос: Владимир, насколько нам известно, ваша компания за девять лет работы накопила большой опыт в области документарных аккредитивов. Проработав более 15 лет в транспортно-экспедиторском бизнесе и имея такую широкую географию собственных офисов на территории Российской федерации, наверное, вы, как никто другой, владеете информацией о профессиональной ситуации, сложившейся в этой сфере. Расскажите подробнее: каков уровень подготовки наших специалистов?
Ответ:К сожалению, вынужден отметить, что качество нашей высшей школы оставляет желать лучшего. Не смотря на открытие остро востребованных на рынке логистических и внешнеэкономических направлений образования – свежеиспеченные специалисты из них выходят не только с отсутствием практических знаний, но и с крайне низким уровнем теоретической базы. При этом выпускников интересует прежде всего высшая планка денежного вознаграждения, совершенно не связанная с той полезной составляющей, которую он может принести в компанию. Скорее всего, это является следствием дефицита специалистов на рынке внешнеэкономической деятельности и возможностей быстрого карьерного роста в современной России. Радует то, что в настоящее время прослеживается тенденция по увеличению доли сотрудников, работающих по специальности, а значит и образование получается не «для корочки», что в скором времени, так или иначе, приведет к повышению его качества.
Вопрос:Велика ли потребность в повышении квалификации для российских специалистов? Как Вы считаете, существуют ли достойные предложение для повышения уровня знаний на рынке образовательных услуг или международные стажировки по-прежнему остаются наиболее предпочтительными?
Ответ:Не секрет, что международное образование часто имеет высокие стандарты качества. Кроме того, за границей можно получить практические знания в новых для России направлениях. Однако существенный недостаток зарубежного образования сводится к тому, что оно дается без учета нюансов российской действительности. В последние годы в России появились достойные предложения по образованию, основанному на сплаве блестящих теоретических знаний международного бизнеса и практики российской действительности. К чести российского образования стоит отметить, что рынок делает свое дело и сейчас все прекрасно понимают, что на красивых лозунгах далеко не уедешь и, если программа обучения не будет приносить практические плоды бизнесу – он ей никогда не воспользуется. Сегодня безусловными преимуществами обладают те международные «институты», которые работают в России и организуют здесь целевые семинары для практикующих специалистов. Такие мероприятия приносят большую пользу в повышении квалификации сотрудников, интересующихся развитием своего направления.
Вопрос: А теперь перейдем к специализированной сфере. Ваша компания является ассоциативным членом Международной федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA): каковы отличия между мультимодальным коносаментом FIATA и коносаментом морского перевозчика?
Ответ:Основным отличием является покрытие одним документом нескольких этапов перевозок различными видами транспорта, что приводит к сокращению сроков расчетов. При этом мультимодальный коносамент FIATA (FBL) наряду с коносаментами морских перевозчиков выполняет функции товарораспорядительного документа, который можно использовать для дальнейшей продажи товара на бирже. Согласно правилам ЮНКТАД от 1991 года (UNCTAD/ICC Rules for Multimodal Transport Documents), при использовании мультимодального коносамента FIATA экспедитор несет ответственность за груз по правилам, применимым к перевозчику каждого этапа транспортировки.
Стоит отметить, что кроме оборотного коносамента существует еще 7 документов FIATA, два из которых (оборотный мультимодальный коносамент FIATA (FBL) и необоротная транспортная накладная FIATA (FWB) отвечают требованиям Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой палаты.
Вопрос: Есть ли недостатки применения данного документа?
Ответ:Основным недостатком является его преимущество – оборотность документа, выражающаяся в его товарораспорядительных функциях. Часто при указании его в перечне документов, участники контрактов не предусматривают необходимость обязательного возврата коносамента для получения товара.
К сожалению, в силу непонятных причин, предложения использования в контрактах такого альтернативного инструмента, как транспортная накладная FIATA, имеющей схожие функции, но не являющейся товарораспорядительным документом, банками принимается в штыки. Таким образом, изначально неправильно подписанный контракт причиняет участникам ВЭД много неудобств, выливающихся, в конечном итоге, в ощутимые денежные потери.
Вопрос: Каково законодательное обоснование применимости документов FIATA к документарным аккредитивам?
Ответ: С принятием 1 июля 2007 г. Международной торговой палатой новых Унифицированных обычаев и практики применения документарных аккредитивов (Uniform Customs and practice for Documentary Credits (UCP 600) было официально признано широкое использование грузоотправителями международных перевозочных документов экспедитора – оборотного мультимодального транспортного коносамента FIATA (FBL) и необоротной мультимодальной транспортной накладной (FWB).
Статья 19 USP 600 предусматривает принятие банками транспортного документа, покрывающего перевозку грузов, как минимум, двумя различными видами транспорта. Коносамент ФИАТА подпадает под действие требований этой статьи.
Статья 20 предусматривает предъявление морского коносамента в качестве доказательства исполнения обязательств по контракту купли-продажи товаров. Положение о коносаменте FIATA предусматривает его использование в качестве морского коносамента. Таким образом, в соответствии со статьей 20 USP 600 коносамент FIATA также принимается всеми банками к оплате в соответствии с транспортными условиями контракта купли-продажи и аккредитива.
Статья 21 предусматривает также прием к оплате необоротных морских накладных. Под это требование подпадает необоротная мультимодальная накладная FIATA независимо от того, применяется ли она при смешанных или прямых перевозках.
Вопрос: Какие сложности Вы испытываете при работе с документарными аккредитивами?
Ответ: Основные проблемы состоят из несогласованности российского законодательства и международных правил, помноженной на незнание банковскими и государственными служащими вопроса.
Так, например, признанные во всем мире транспортные документы FIATA, не принимаются к работе банками и российскими официальными органами.
Отсутствие связи аккредитива с транспортными условиями контракта и, как следствие, сложность, а порой и невозможность его погашения.
Невозможность реализации некоторых транспортных условий аккредитивов по INCOTERMS в применении к российскому законодательству (DDP, DAF) .
Необоснованные требования банка к содержанию транспортного документа, не соответствующие условий отгрузки товара.
Несоответствие требуемых документов обычаям товарооборота стран-участников сделки, отражающееся в отсутствии учета необходимости предоставления оригинальных документов для оформления официальных процедур в государственных органах или требований налоговой отчетности.
Вопрос: Есть ли риски невыполнения условий аккредитива после поставки товара?
Ответ: Несмотря на видимую документарную защиту, у аккредитивной формы расчетов есть ряд рисков, которые всецело зависят от компетентности участников подписания торгового контракта.
Как пример, это могут быть следующие случаи:
- невозможность предоставления продавцом указанных в перечне документов в банк
- колебания в объеме или весе отгруженного груза, не учтенные в контракте,
- неподписание обязательных документов покупателем и, как следствие, непредставление полного комплекта документов в банк.
Вопрос: Расскажите о путях повышения надежности документальной части аккредитивной схемы.
Ответ: Самое лучшее средство защиты – предупреждение проблем путем качественной подготовки контрактов. Поэтому, участие экспертов в предварительной проработке транспортных условий документарного аккредитива, эти риски в большинстве своем преодолевают.
Кроме того, привлекая к реализации транспортной части профессиональных экспедиторов, являющиеся многолетними членами экспедиторских ассоциаций, имеющих право выпускать собственные коносаменты, застраховавшие свою ответственность и организующие регулярный мониторинг движения груза, участники внешнеэкономической деятельности во многом избегают возможных проблем в правильности оформления документов для аккредитивов.
Даже не участвуя в предварительной подготовке документов, но зная о наличии аккредитива в контракте, профессиональный экспедитор приложит все усилия для качественного выполнения его условий и минимизации возможных ошибок контракта.
По дополнительным вопросам обращайтесь к
руководителю направления коммуникаций и связям с общественностью
Олесе Батог
Вопрос: Владимир, насколько нам известно, ваша компания за девять лет работы накопила большой опыт в области документарных аккредитивов. Проработав более 15 лет в транспортно-экспедиторском бизнесе и имея такую широкую географию собственных офисов на территории Российской федерации, наверное, вы, как никто другой, владеете информацией о профессиональной ситуации, сложившейся в этой сфере. Расскажите подробнее: каков уровень подготовки наших специалистов?
Ответ:К сожалению, вынужден отметить, что качество нашей высшей школы оставляет желать лучшего. Не смотря на открытие остро востребованных на рынке логистических и внешнеэкономических направлений образования – свежеиспеченные специалисты из них выходят не только с отсутствием практических знаний, но и с крайне низким уровнем теоретической базы. При этом выпускников интересует прежде всего высшая планка денежного вознаграждения, совершенно не связанная с той полезной составляющей, которую он может принести в компанию. Скорее всего, это является следствием дефицита специалистов на рынке внешнеэкономической деятельности и возможностей быстрого карьерного роста в современной России. Радует то, что в настоящее время прослеживается тенденция по увеличению доли сотрудников, работающих по специальности, а значит и образование получается не «для корочки», что в скором времени, так или иначе, приведет к повышению его качества.
Вопрос:Велика ли потребность в повышении квалификации для российских специалистов? Как Вы считаете, существуют ли достойные предложение для повышения уровня знаний на рынке образовательных услуг или международные стажировки по-прежнему остаются наиболее предпочтительными?
Ответ:Не секрет, что международное образование часто имеет высокие стандарты качества. Кроме того, за границей можно получить практические знания в новых для России направлениях. Однако существенный недостаток зарубежного образования сводится к тому, что оно дается без учета нюансов российской действительности. В последние годы в России появились достойные предложения по образованию, основанному на сплаве блестящих теоретических знаний международного бизнеса и практики российской действительности. К чести российского образования стоит отметить, что рынок делает свое дело и сейчас все прекрасно понимают, что на красивых лозунгах далеко не уедешь и, если программа обучения не будет приносить практические плоды бизнесу – он ей никогда не воспользуется. Сегодня безусловными преимуществами обладают те международные «институты», которые работают в России и организуют здесь целевые семинары для практикующих специалистов. Такие мероприятия приносят большую пользу в повышении квалификации сотрудников, интересующихся развитием своего направления.
Вопрос: А теперь перейдем к специализированной сфере. Ваша компания является ассоциативным членом Международной федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA): каковы отличия между мультимодальным коносаментом FIATA и коносаментом морского перевозчика?
Ответ:Основным отличием является покрытие одним документом нескольких этапов перевозок различными видами транспорта, что приводит к сокращению сроков расчетов. При этом мультимодальный коносамент FIATA (FBL) наряду с коносаментами морских перевозчиков выполняет функции товарораспорядительного документа, который можно использовать для дальнейшей продажи товара на бирже. Согласно правилам ЮНКТАД от 1991 года (UNCTAD/ICC Rules for Multimodal Transport Documents), при использовании мультимодального коносамента FIATA экспедитор несет ответственность за груз по правилам, применимым к перевозчику каждого этапа транспортировки.
Стоит отметить, что кроме оборотного коносамента существует еще 7 документов FIATA, два из которых (оборотный мультимодальный коносамент FIATA (FBL) и необоротная транспортная накладная FIATA (FWB) отвечают требованиям Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой палаты.
Вопрос: Есть ли недостатки применения данного документа?
Ответ:Основным недостатком является его преимущество – оборотность документа, выражающаяся в его товарораспорядительных функциях. Часто при указании его в перечне документов, участники контрактов не предусматривают необходимость обязательного возврата коносамента для получения товара.
К сожалению, в силу непонятных причин, предложения использования в контрактах такого альтернативного инструмента, как транспортная накладная FIATA, имеющей схожие функции, но не являющейся товарораспорядительным документом, банками принимается в штыки. Таким образом, изначально неправильно подписанный контракт причиняет участникам ВЭД много неудобств, выливающихся, в конечном итоге, в ощутимые денежные потери.
Вопрос: Каково законодательное обоснование применимости документов FIATA к документарным аккредитивам?
Ответ: С принятием 1 июля 2007 г. Международной торговой палатой новых Унифицированных обычаев и практики применения документарных аккредитивов (Uniform Customs and practice for Documentary Credits (UCP 600) было официально признано широкое использование грузоотправителями международных перевозочных документов экспедитора – оборотного мультимодального транспортного коносамента FIATA (FBL) и необоротной мультимодальной транспортной накладной (FWB).
Статья 19 USP 600 предусматривает принятие банками транспортного документа, покрывающего перевозку грузов, как минимум, двумя различными видами транспорта. Коносамент ФИАТА подпадает под действие требований этой статьи.
Статья 20 предусматривает предъявление морского коносамента в качестве доказательства исполнения обязательств по контракту купли-продажи товаров. Положение о коносаменте FIATA предусматривает его использование в качестве морского коносамента. Таким образом, в соответствии со статьей 20 USP 600 коносамент FIATA также принимается всеми банками к оплате в соответствии с транспортными условиями контракта купли-продажи и аккредитива.
Статья 21 предусматривает также прием к оплате необоротных морских накладных. Под это требование подпадает необоротная мультимодальная накладная FIATA независимо от того, применяется ли она при смешанных или прямых перевозках.
Вопрос: Какие сложности Вы испытываете при работе с документарными аккредитивами?
Ответ: Основные проблемы состоят из несогласованности российского законодательства и международных правил, помноженной на незнание банковскими и государственными служащими вопроса.
Так, например, признанные во всем мире транспортные документы FIATA, не принимаются к работе банками и российскими официальными органами.
Отсутствие связи аккредитива с транспортными условиями контракта и, как следствие, сложность, а порой и невозможность его погашения.
Невозможность реализации некоторых транспортных условий аккредитивов по INCOTERMS в применении к российскому законодательству (DDP, DAF) .
Необоснованные требования банка к содержанию транспортного документа, не соответствующие условий отгрузки товара.
Несоответствие требуемых документов обычаям товарооборота стран-участников сделки, отражающееся в отсутствии учета необходимости предоставления оригинальных документов для оформления официальных процедур в государственных органах или требований налоговой отчетности.
Вопрос: Есть ли риски невыполнения условий аккредитива после поставки товара?
Ответ: Несмотря на видимую документарную защиту, у аккредитивной формы расчетов есть ряд рисков, которые всецело зависят от компетентности участников подписания торгового контракта.
Как пример, это могут быть следующие случаи:
- невозможность предоставления продавцом указанных в перечне документов в банк
- колебания в объеме или весе отгруженного груза, не учтенные в контракте,
- неподписание обязательных документов покупателем и, как следствие, непредставление полного комплекта документов в банк.
Вопрос: Расскажите о путях повышения надежности документальной части аккредитивной схемы.
Ответ: Самое лучшее средство защиты – предупреждение проблем путем качественной подготовки контрактов. Поэтому, участие экспертов в предварительной проработке транспортных условий документарного аккредитива, эти риски в большинстве своем преодолевают.
Кроме того, привлекая к реализации транспортной части профессиональных экспедиторов, являющиеся многолетними членами экспедиторских ассоциаций, имеющих право выпускать собственные коносаменты, застраховавшие свою ответственность и организующие регулярный мониторинг движения груза, участники внешнеэкономической деятельности во многом избегают возможных проблем в правильности оформления документов для аккредитивов.
Даже не участвуя в предварительной подготовке документов, но зная о наличии аккредитива в контракте, профессиональный экспедитор приложит все усилия для качественного выполнения его условий и минимизации возможных ошибок контракта.
По дополнительным вопросам обращайтесь к
руководителю направления коммуникаций и связям с общественностью
Олесе Батог