РЖД передаст своей «дочке» уральских клиентов
«Дочка» РЖД — Первая грузовая компания (ПГК) — открыла филиал в Екатеринбурге. С сентября этот офис начнет подписывать договоры с уральскими грузовладельцами. Предполагается, что за клиентов он будет бороться на равных с независимыми собственниками подвижного состава. Но за счет административного ресурса ПГК быстро монополизирует рынок и не пустит к кормушке частных логистов, утверждают эксперты.
Автор: Дмитрий Шлыков. dk@apress.ru
№ 30 (650) от 25 августа 2008
«Дочка» РЖД — Первая грузовая компания (ПГК) — открыла филиал в Екатеринбурге. С сентября этот офис начнет подписывать договоры с уральскими грузовладельцами. Предполагается, что за клиентов он будет бороться на равных с независимыми собственниками подвижного состава. Но за счет административного ресурса ПГК быстро монополизирует рынок и не пустит к кормушке частных логистов, утверждают эксперты.
Железнодорожный монополист создал Первую грузовую компанию около года назад. РЖД передали в собственность детищу более 200 тыс. единиц своего подвижного состава. Филиалы ПГК уже работают в девяти городах России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Саратов и др.). Один офис открыт на Украине.
Екатеринбургский филиал компании официально запустили в апреле. Почти полгода ПГК потратила на формирование и подготовку штата. Первые договоры на перевозки филиал начнет подписывать в сентябре, сообщил «ДК» Сергей Суховеев, начальник сектора корпоративных коммуникаций екатеринбургского филиала Первой грузовой компании. Местное отделение перевозчика будет искать клиентов в Свердловской, Пермской, Тюменской областях, ХМАО и ЯНАО.
Информацией о том, сколько соглашений и на какие суммы компания планирует заключать, г-н Суховеев не поделился, сославшись на то, что еще не составлены конкретные планы работы с клиентами. Он отметил лишь, что предварительные договоренности достигнуты, в частности, с нефтеперерабатывающими завода¬ми («ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и Антипинский НПЗ), предприятиями стройиндустрии («Урализвесть», «Сухоложскцемент» и «Невьянский цементник»), металлургическими комбинатами (Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод) и др.
За клиентов местный филиал ПГК должен бороться на равных с частными владельцами подвижного состава. Формально ни на какие преференции со стороны РЖД он рассчитывать не может: на законодательном уровне для всех операторов закреплен свободный и равноправный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Официально открытие екатеринбургского офиса «дочки» РЖД другие игроки рынка не комментируют. Но в кулуарных беседах заявляют: в ее клиентскую базу перейдут все грузовладельцы, которых ранее обслуживали структуры Свердловской железной дороги (СвЖД).
Несмотря на то что в границах СвЖД работает более тысячи частных логистических операторов («Желдорэкспедиция», «Евразия», «Фортуна Транс-Экспресс» и др.), их совокупная доля на местном рынке железнодорожных перевозок стремится к нулю, отметил анонимный собеседник из одной транспортной компании города.
Почти 100% грузов контролирует ОАО «РЖД». Независимые операторы пока чаще всего занимаются лишь экспедированием: подыскивают клиентов для монопольного перевозчика за свою комиссию. И после выхода на рынок ПГК ситуация принципиально не изменится. Просто функционал РЖД перейдет к «дочке».
Прогнозируя такой сценарий, бизнесмен апеллирует и к прежним опытам создания дочерних структур РЖД: «До ПГК на рынок вышли две другие «дочки» РЖД. В 2006 г. монополист создал «Рефсервис». И эта компания быстро перехватила практически 100% перевозок в рефрижераторах. В 2006 г. появился «ТрансКонтейнер». Он почти монополизировал контейнерные перевозки».
«ТрансКонтейнер», по собственным оценкам, контролирует более 60% российского рынка контейнерных перевозок. Такую долю, полагают независимые эксперты, компания заняла благодаря тому, что получила в собственность ключевые контейнерные терминалы страны. Теперь организация может устанавливать свои расценки обработки грузов на этих станциях для других игроков рынка или просто не пускать туда частный парк. «ТрансКонтейнер» стал промежуточным звеном между РЖД и частными контейнерными перевозчиками.
В случае с ПГК ситуация может быть похожей, прогнозирует другой екатеринбургский логист. Допускать к перевозкам сторонних владельцев подвижного состава РЖД невыгодно, отмечает он. Потому монополист готов давать преференции своим «дочкам» и создавать препятствия для работы независимых конкурентов через административный ресурс (задерживать вагоны на станциях, ограничивать погрузку-разгрузку и т. п.).
По большому счету, соперников у ПГК на местном рынке действительно нет, комментируют потенциальные клиенты этой структуры. «У частных владельцев подвижного состава парк вагонов слишком мал для наших потребностей. А независимые экспедиторы, у которых собственного подвижного состава и вовсе нет, станут работать через ПГК. Потому их цены априори будут выше расценок Первой грузовой», — поясняет Юрий Сендецкий, и. о. директора по транспорту и логистике «Невьянского цементника».
Как сообщил «ДК» г-н Сендецкий, его компания ранее сотрудничала напрямую с РЖД, а сейчас готовится подписать договор с ПГК. Принципиальных отличий в работе этих двух структур он не видит: ПГК получила от материнской компании и вагонный парк, и штат специалистов. А решение перейти в клиентскую базу ПГК он объясняет тем, что в актив этой структуры влилась материальная база РЖД, поэтому монополист теперь просто не может обслуживать «Невьянский цемент¬ник» напрямую.
досье
ОАО «Первая грузовая компания»
Год основания: 2007.
Основные направления деятельности: оперирование подвижным составом, транспортно-экспедиторское обслуживание, сдача подвижного состава в аренду.
Штат сотрудников: более 500 человек.
Парк подвижного состава:
75 154 цистерны;
47 000 полувагонов;
14 973 платформы;
14 267 крытых вагонов;
48 856 специализированных вагонов.
100% акций компании принадлежат ОАО «Российские железные дороги».
За семь месяцев 2008 г. объем перевозок ОАО «Первая грузовая компания» превысил 50,3 млн т.
Источник: данные компании, www.rzd.ru, www.seanews.ru