Диверсификация экономики России: проблемы, рекомендации
Основными особенностями развития экономики Российской Федерации в настоящее время являются доминирующее положение нефтегазового и сырьевого секторов и вытеснение из структуры потребления российской продукции традиционных отраслей импортными товарами, особенно это касается потребляемой в России продукции инновационного сектора.
Как показали события последних месяцев, избыточная зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и металлов, мирового финансового рынка, а также от импорта товаров и оборудования ставит под вопрос экономическую безопасность России. В такой ситуации абсолютно необходимой представляется целенаправленная государственная политика диверсификации и модернизации экономики Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения устойчивого экономического роста страны и отдельных регионов и повышение благосостояния граждан.
Таким образом, в 2008-2009 гг. году по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации экспертами НИСИПП выполняется научно-исследовательская работа «Разработка комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики». На настоящий момент выполнен первый этап работы, в ходе которого была проведена комплексная оценка действующих институтов и инструментов, оказывающих значимое влияние на диверсификацию экономики Российской Федерации, выявлены проблемы применения институтов и инструментов диверсификации, уроки, которые необходимо учитывать для успешной реализации политики диверсификации в дальнейшем. Также оценен охват хозяйствующих субъектов институтами и инструментами диверсификации, определены направления необходимых изменений и рекомендации по совершенствованию рассмотренных институтов и инструментов.
Как отмечает заместитель генерального директора НИСИПП Евгений Литвак, «для успешной реализации политики диверсификации экономики России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов, соответствующих институтов и инструментов экономического развития. Они должны осуществляться как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, и наконец-то создать благоприятные условия для экономического развития и инвестиций. Особенно эти изменения становятся актуальным в условиях текущего финансово-экономического кризиса, предъявляющего новые требования к подходам, качеству и эффективности государственного управления экономикой».
Вместе с тем экспертам, очевидно, что при реализации политики диверсификации в нашей стране придется столкнуться с многочисленными проблемами.
– Изначальной системной проблемой решения задачи диверсификации экономики является отсутствие координации принимаемых для этого мер. А также применение институтов и отдельных инструментов, оказывающих влияние на диверсификацию экономики, в рамках решения более частных задач, закрепленных за различными субъектами государственной политики и стратегически не увязанных друг с другом в явном виде, – говорит Николай Смирнов, руководитель направления НИСИПП. – Если же говорить о проблемах, характерных для институтов диверсификации, то следует отметить таких как: (1) несовершенство или отсутствие конкурсных процедур при функционировании институтов, (2) отсутствие общественного мониторинга и контроля функционирования институтов, (3) высокие издержки администрирования, (4) нерентабельность использования отдельных механизмов диверсификации, (5) отсутствие системы управления по результатам, (6) низкие стимулы у региональных и местных органов власти к эффективному развитию базового законодательства и инфраструктуры, (7) недостаточное финансирование деятельности институтов, (8) активное системное сопротивление групп специальных интересов фундаментальным институциональным изменениям.
По результатам проведенного анализа был подготовлен широкий перечень рекомендаций по совершенствованию институтов и инструментов диверсификации.
– Имеются достаточно серьезные резервы для совершенствования практически всех рассмотренных институтов, – отметил Евгений Литвак. – Они связаны с «перенастройкой» институтов (корректировкой нормативных правовых актов на основании правоприменительной практики, принятием прозрачных регламентов, порядков, устранением излишних барьеров); совершенствованием механизмов администрирования; внедрением действенных систем мониторинга и управления по результатам; повышением прозрачности и открытости операторов институтов. А также распространением положительного опыта, масштабированием лучших практик и согласованием интересов бизнеса и власти.
В целом разработанные рекомендации направлены на снижение остроты проблем применения институтов диверсификации, понижение рисков нерезультативной и неэффективной работы институтов и инструментов диверсификации.
С перечнем рекомендаций, а также с краткими итогами первого этапа проекта можно познакомиться на сайте НИСИПП в разделе «Исследования и аналитика» (http://nisse.ru/business/article/Article_456.html).
Таким образом, в 2008-2009 гг. году по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации экспертами НИСИПП выполняется научно-исследовательская работа «Разработка комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики». На настоящий момент выполнен первый этап работы, в ходе которого была проведена комплексная оценка действующих институтов и инструментов, оказывающих значимое влияние на диверсификацию экономики Российской Федерации, выявлены проблемы применения институтов и инструментов диверсификации, уроки, которые необходимо учитывать для успешной реализации политики диверсификации в дальнейшем. Также оценен охват хозяйствующих субъектов институтами и инструментами диверсификации, определены направления необходимых изменений и рекомендации по совершенствованию рассмотренных институтов и инструментов.
Как отмечает заместитель генерального директора НИСИПП Евгений Литвак, «для успешной реализации политики диверсификации экономики России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов, соответствующих институтов и инструментов экономического развития. Они должны осуществляться как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, и наконец-то создать благоприятные условия для экономического развития и инвестиций. Особенно эти изменения становятся актуальным в условиях текущего финансово-экономического кризиса, предъявляющего новые требования к подходам, качеству и эффективности государственного управления экономикой».
Вместе с тем экспертам, очевидно, что при реализации политики диверсификации в нашей стране придется столкнуться с многочисленными проблемами.
– Изначальной системной проблемой решения задачи диверсификации экономики является отсутствие координации принимаемых для этого мер. А также применение институтов и отдельных инструментов, оказывающих влияние на диверсификацию экономики, в рамках решения более частных задач, закрепленных за различными субъектами государственной политики и стратегически не увязанных друг с другом в явном виде, – говорит Николай Смирнов, руководитель направления НИСИПП. – Если же говорить о проблемах, характерных для институтов диверсификации, то следует отметить таких как: (1) несовершенство или отсутствие конкурсных процедур при функционировании институтов, (2) отсутствие общественного мониторинга и контроля функционирования институтов, (3) высокие издержки администрирования, (4) нерентабельность использования отдельных механизмов диверсификации, (5) отсутствие системы управления по результатам, (6) низкие стимулы у региональных и местных органов власти к эффективному развитию базового законодательства и инфраструктуры, (7) недостаточное финансирование деятельности институтов, (8) активное системное сопротивление групп специальных интересов фундаментальным институциональным изменениям.
По результатам проведенного анализа был подготовлен широкий перечень рекомендаций по совершенствованию институтов и инструментов диверсификации.
– Имеются достаточно серьезные резервы для совершенствования практически всех рассмотренных институтов, – отметил Евгений Литвак. – Они связаны с «перенастройкой» институтов (корректировкой нормативных правовых актов на основании правоприменительной практики, принятием прозрачных регламентов, порядков, устранением излишних барьеров); совершенствованием механизмов администрирования; внедрением действенных систем мониторинга и управления по результатам; повышением прозрачности и открытости операторов институтов. А также распространением положительного опыта, масштабированием лучших практик и согласованием интересов бизнеса и власти.
В целом разработанные рекомендации направлены на снижение остроты проблем применения институтов диверсификации, понижение рисков нерезультативной и неэффективной работы институтов и инструментов диверсификации.
С перечнем рекомендаций, а также с краткими итогами первого этапа проекта можно познакомиться на сайте НИСИПП в разделе «Исследования и аналитика» (http://nisse.ru/business/article/Article_456.html).