Вузы должны строить не стратегию продаж, а стратегию партнерства
Традиционно «образовательные» круглые столы проходят в режиме обмена опытом между представителями региональных вузов. Стратегия нынешнего «выпуска» образовательного стола «Российское PR-образование: технологии продвижения в условиях кризиса и перемен», который состоялся в рамках международной конференции по стратегическим коммуникациям «Кризис – время перемен» XIII Фестиваля «Дни PR в Москве», была иной: повернуть русло разговора от опыта конкретного вуза по взращиванию PR-специалистов к проблемам продвижения не только специальности, но и вуза, а также выяснить, насколько сегодня востребован на рынке труда PR-специалист и какие квалификационные требования к нему предъявляет работодатель в условиях кризиса.
PR-директор компании Staffwell Екатерина Шустер отметила, что с осени 2008 года отечественный рынок труда постепенно трансформировался из «рынка кандидатов» в «рынок работодателей». Массовые сокращения специалистов по связям с общественностью и, соответственно, расширение функциональных обязанностей действующих сотрудников, формируют спрос на многопрофильных профессионалов.
Но какие компетенции наиболее востребованы работодателями? Об этом рассказали профессор Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) Константин Киуру и заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Института международных связей (ИМС) Ольга Попова, которые подвели результаты исследования «Ключевые компетенции выпускника по направлению «Связи с общественностью и реклама», которое проводилось Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). Опрос был проведён весной 2009 года с целью выявить приоритетные и наиболее конкурентоспособные компетенции выпускника в различных сферах деятельности, а также определить, насколько устраивает работодателей уровень подготовки будущих специалистов по связям с общественностью в вузах. В опросе приняли участие 108 экспертов из 20 крупнейших городов России: директора, начальники отделов по связям с общественностью, PR-специалисты, пресс-секретари, заведующие профильными кафедрами.
На первое место 70% респондентов поставили такие компетенции, как умение составлять различные виды PR- и рекламных текстов, знание основ проектной деятельности, личностные качества, навыки работы с персональным компьютером.
Второе место 60% опрошенных отдали способности к комплексному и ситуационному анализу процессов, а также умению принимать решения в условиях риска и изменений.
Наименее необходимыми навыками работодатели считают знание нормативно-правовых документов, документооборота, опыт работы с мультимедийными материалами. А больше всего нареканий вызвали неспособность выпускников составлять письменные и устные тексты, проектировать и анализировать.
Однако в период финансовой нестабильности трудности испытывают не только специалисты, но и вузы - особенно те, которые относятся к коммерческому сегменту. «Снижение финансирования коммуникационной деятельности в результате экономического кризиса приводит к уменьшению числа абитуриентов», - считает доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им А.И. Герцена Елена Каверина. По ее мнению, именно сейчас, в условиях перемен и жесточайшей конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимо активизировать взаимодействие с внешними и внутренними аудиториями.
Среди факторов, определяющих специфику коммуникационной деятельности в сфере образования, Е. Каверина называет высокую социальную значимость, уровень корпоративной социальной ответственности, степень государственного регулирования сферы образования. А наиболее эффективные технологии, позволяющие удержаться «на плаву» - прямой и событийный маркетинг, интернет-продвижение, взаимодействие со СМИ. Реклама занимает в этом списке последнее место и рекомендована к использованию лишь в совокупности с иными инструментами продвижения.
Яркие примеры креативного взаимодействия с группами внешней общественности и, прежде всего, с абитуриентами, были продемонстрированы в сообщении ректора МХПИ Алексея Егорова и доцента ГУ-ВШЭ Ирины Огарь, которая обратила внимание аудитории на такой мощный имиджевый ресурс современной высшей школы, как союзы выпускников.
В целом, разговор о технологиях продвижения российского PR-образования оказался продуктивным и перспективным. Российское PR-образование в эпоху перемен и во время кризиса способно доказать перспективность своего развития, активно и креативно используя известный традиционный инструментарий. Разговор о проблемах продвижения образования, вуза будет продолжен как в рамках Baltic PR-Weekend’а, так и на конференции в СПбГУ в ноябре 2009 г.
Но какие компетенции наиболее востребованы работодателями? Об этом рассказали профессор Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) Константин Киуру и заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Института международных связей (ИМС) Ольга Попова, которые подвели результаты исследования «Ключевые компетенции выпускника по направлению «Связи с общественностью и реклама», которое проводилось Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). Опрос был проведён весной 2009 года с целью выявить приоритетные и наиболее конкурентоспособные компетенции выпускника в различных сферах деятельности, а также определить, насколько устраивает работодателей уровень подготовки будущих специалистов по связям с общественностью в вузах. В опросе приняли участие 108 экспертов из 20 крупнейших городов России: директора, начальники отделов по связям с общественностью, PR-специалисты, пресс-секретари, заведующие профильными кафедрами.
На первое место 70% респондентов поставили такие компетенции, как умение составлять различные виды PR- и рекламных текстов, знание основ проектной деятельности, личностные качества, навыки работы с персональным компьютером.
Второе место 60% опрошенных отдали способности к комплексному и ситуационному анализу процессов, а также умению принимать решения в условиях риска и изменений.
Наименее необходимыми навыками работодатели считают знание нормативно-правовых документов, документооборота, опыт работы с мультимедийными материалами. А больше всего нареканий вызвали неспособность выпускников составлять письменные и устные тексты, проектировать и анализировать.
Однако в период финансовой нестабильности трудности испытывают не только специалисты, но и вузы - особенно те, которые относятся к коммерческому сегменту. «Снижение финансирования коммуникационной деятельности в результате экономического кризиса приводит к уменьшению числа абитуриентов», - считает доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им А.И. Герцена Елена Каверина. По ее мнению, именно сейчас, в условиях перемен и жесточайшей конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимо активизировать взаимодействие с внешними и внутренними аудиториями.
Среди факторов, определяющих специфику коммуникационной деятельности в сфере образования, Е. Каверина называет высокую социальную значимость, уровень корпоративной социальной ответственности, степень государственного регулирования сферы образования. А наиболее эффективные технологии, позволяющие удержаться «на плаву» - прямой и событийный маркетинг, интернет-продвижение, взаимодействие со СМИ. Реклама занимает в этом списке последнее место и рекомендована к использованию лишь в совокупности с иными инструментами продвижения.
Яркие примеры креативного взаимодействия с группами внешней общественности и, прежде всего, с абитуриентами, были продемонстрированы в сообщении ректора МХПИ Алексея Егорова и доцента ГУ-ВШЭ Ирины Огарь, которая обратила внимание аудитории на такой мощный имиджевый ресурс современной высшей школы, как союзы выпускников.
В целом, разговор о технологиях продвижения российского PR-образования оказался продуктивным и перспективным. Российское PR-образование в эпоху перемен и во время кризиса способно доказать перспективность своего развития, активно и креативно используя известный традиционный инструментарий. Разговор о проблемах продвижения образования, вуза будет продолжен как в рамках Baltic PR-Weekend’а, так и на конференции в СПбГУ в ноябре 2009 г.