ЕГРЮЛ обретет новое руководство
Возможно, в скором времени государственный реестр юридических лиц станет подведомственной организацией арбитражного суда, а не налоговой службы, как было ранее, – таковы намерения Кремля.
Возможно, в скором времени государственный реестр юридических лиц станет подведомственной организацией арбитражного суда, а не налоговой службы, как было ранее, – таковы намерения Кремля. Теперь вся регистрационная документация будет подлежать тщательной проверке со стороны контролирующих органов, поэтому компании, не отвечающие на почтовые запросы по официальным адресам, будут удалены из реестра. Эксперты прогнозируют, что такие нововведения далеко не лучшим образом отразятся на работе многих компаний и юридических лиц.
Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в своем проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах» настаивает на передаче государственного реестра в ведомство арбитражного судебного органа и считает такое решение вполне оправданным. По мнению членов совета, сегодня довольно сложно судить о подлинности регистрационных данных, ведь действующее законодательство сегодня не располагает нужными инструментами для проведения полноценных расследований в данной области. Поэтому для обеспечения интересов юридических лиц и граждан предпринимателей нужны по-настоящему кардинальные изменения и радикальные меры.
По мнению членов совета, управление государственным реестром должно перейти под контроль органов юстиции, так как в настоящее время налоговая служба не способна в полной мере защитить интересы частного предпринимательства. В связи с этим, в проекте акцентируется внимание на расширении функций арбитражных судов. В качестве аргументов, совет приводит удачный опыт Германии, Австрии и других стран, сделавших успешные шаги в направлении реорганизации системы государственной регистрации юридических лиц.
Помимо передачи государственного реестра арбитражному суду, члены совета настаивают на так называемой публичной достоверности реестра. Дело в том, что по принуждению государства, с 2002 г. налоговики практически не вели проверку регистрационных документов. Отныне же регистрационные документы будут тщательно контролироваться.
Каждой компании будут предоставлены на выбор два регистрационных устава, на базе которых будет вестись государственная регистрация юридических лиц. К тому же, компании будут иметь право подавать на экспертизу свои проекты устава.
Юридическая экспертиза не вызывает протестов среди аналитиков, одно они склонны придерживаться мнения, что подобное нововведение может послужить возможным административным барьером. Эксперты утверждают, что при проведении комплексной юридической экспертизы длительность процедуры прохождения государственной регистрации существенно увеличится. Также в государственном аппарате возникнет новый очаг коррупции, и регистрационный процесс будет постоянно стопориться чиновниками якобы для усовершенствования документации.
Разумеется, рассчитывать на стопроцентную проверку всей учредительной документации не приходится, особенно это касается адресации. Иными словами арбитраж не будет вести разбирательства относительно ложных адресов, данный функциональный момент целиком и полностью будет возложен на юридическое лицо. Поэтому все запросы по соответствующим адресам автоматически будут фиксироваться как полученные.
Целесообразность такого нововведения весьма неоднозначна, ведь данный аспект концепции может оказать негативное воздействие и на законопослушных предпринимателей.
Современные условия ведения бизнеса таковы, что многие компании оказываются не в состояние длительное время арендовать дорогостоящие офисные помещения, поэтому происходит частая смена фактических адресов, которые могут не соответствовать юридическим. Фактически ситуация такова, что после отправки запроса по юридическому адресу такой организации, ответа, разумеется, не последует, и законопослушному юридическому лицу будет грозить исключение из регистра.
Согласно новой концепции, вся ответственность и возмещение возможных убытков, полученных вследствие несоответствия данных либо их несвоевременного предоставления, будет непосредственно на юридических лиц. Таким образом, соответствующие изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс. В свою очередь, юридические лица не имеют право ссылки на незарегистрированные данные.
Предусмотренное нововведение призвано упразднить временное прекращение действия регистрации. По крайней мере, такой вариант предусматривается по требованию одного из учредителей компании. Правда, для этого собственник компании в своем заявлении должен ссылаться на недостоверность регистрационной информации.
Есть здесь и свои нюансы – данный порядок будет весьма выгоден регулятору, ведь он будет вправе контролировать и «притормаживать» регистрационные процессы. Минимальные условия для этого – жалоба хотя бы одного собственника компании.
В урегулировании подобного рода инцидентов, государство будет играть решающую роль, поэтому власти смогут оказывать влияние на приватизационный процесс. Подобные случаи широко известны. Так, обладатель даже минимального процента акций огромной компании (западной или российской – значения не имеет), способен тем или иным образом повлиять на сделку по приобретению акций, опираясь на постановление любого районного суда.
По словам главы комитета Государственной думы Виктора Плескачевского, вывод государственного регистра на публичный уровень и обеспечение его достоверности – это ответственная миссия, которую должно взять на себя государство. Однако не стоит забывать о том, что передача реестра из рук ФНС под контроль ВАС, неизбежно повлечет за собой множество сложных аспектов и проблем, по крайней мере, на начальном этапе преобразований.
Материал подготовлен компанией «Ино Аудит»
Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в своем проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах» настаивает на передаче государственного реестра в ведомство арбитражного судебного органа и считает такое решение вполне оправданным. По мнению членов совета, сегодня довольно сложно судить о подлинности регистрационных данных, ведь действующее законодательство сегодня не располагает нужными инструментами для проведения полноценных расследований в данной области. Поэтому для обеспечения интересов юридических лиц и граждан предпринимателей нужны по-настоящему кардинальные изменения и радикальные меры.
По мнению членов совета, управление государственным реестром должно перейти под контроль органов юстиции, так как в настоящее время налоговая служба не способна в полной мере защитить интересы частного предпринимательства. В связи с этим, в проекте акцентируется внимание на расширении функций арбитражных судов. В качестве аргументов, совет приводит удачный опыт Германии, Австрии и других стран, сделавших успешные шаги в направлении реорганизации системы государственной регистрации юридических лиц.
Помимо передачи государственного реестра арбитражному суду, члены совета настаивают на так называемой публичной достоверности реестра. Дело в том, что по принуждению государства, с 2002 г. налоговики практически не вели проверку регистрационных документов. Отныне же регистрационные документы будут тщательно контролироваться.
Каждой компании будут предоставлены на выбор два регистрационных устава, на базе которых будет вестись государственная регистрация юридических лиц. К тому же, компании будут иметь право подавать на экспертизу свои проекты устава.
Юридическая экспертиза не вызывает протестов среди аналитиков, одно они склонны придерживаться мнения, что подобное нововведение может послужить возможным административным барьером. Эксперты утверждают, что при проведении комплексной юридической экспертизы длительность процедуры прохождения государственной регистрации существенно увеличится. Также в государственном аппарате возникнет новый очаг коррупции, и регистрационный процесс будет постоянно стопориться чиновниками якобы для усовершенствования документации.
Разумеется, рассчитывать на стопроцентную проверку всей учредительной документации не приходится, особенно это касается адресации. Иными словами арбитраж не будет вести разбирательства относительно ложных адресов, данный функциональный момент целиком и полностью будет возложен на юридическое лицо. Поэтому все запросы по соответствующим адресам автоматически будут фиксироваться как полученные.
Целесообразность такого нововведения весьма неоднозначна, ведь данный аспект концепции может оказать негативное воздействие и на законопослушных предпринимателей.
Современные условия ведения бизнеса таковы, что многие компании оказываются не в состояние длительное время арендовать дорогостоящие офисные помещения, поэтому происходит частая смена фактических адресов, которые могут не соответствовать юридическим. Фактически ситуация такова, что после отправки запроса по юридическому адресу такой организации, ответа, разумеется, не последует, и законопослушному юридическому лицу будет грозить исключение из регистра.
Согласно новой концепции, вся ответственность и возмещение возможных убытков, полученных вследствие несоответствия данных либо их несвоевременного предоставления, будет непосредственно на юридических лиц. Таким образом, соответствующие изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс. В свою очередь, юридические лица не имеют право ссылки на незарегистрированные данные.
Предусмотренное нововведение призвано упразднить временное прекращение действия регистрации. По крайней мере, такой вариант предусматривается по требованию одного из учредителей компании. Правда, для этого собственник компании в своем заявлении должен ссылаться на недостоверность регистрационной информации.
Есть здесь и свои нюансы – данный порядок будет весьма выгоден регулятору, ведь он будет вправе контролировать и «притормаживать» регистрационные процессы. Минимальные условия для этого – жалоба хотя бы одного собственника компании.
В урегулировании подобного рода инцидентов, государство будет играть решающую роль, поэтому власти смогут оказывать влияние на приватизационный процесс. Подобные случаи широко известны. Так, обладатель даже минимального процента акций огромной компании (западной или российской – значения не имеет), способен тем или иным образом повлиять на сделку по приобретению акций, опираясь на постановление любого районного суда.
По словам главы комитета Государственной думы Виктора Плескачевского, вывод государственного регистра на публичный уровень и обеспечение его достоверности – это ответственная миссия, которую должно взять на себя государство. Однако не стоит забывать о том, что передача реестра из рук ФНС под контроль ВАС, неизбежно повлечет за собой множество сложных аспектов и проблем, по крайней мере, на начальном этапе преобразований.
Материал подготовлен компанией «Ино Аудит»