Автоматизация процессов в логистическом бизнесе
Мода на автоматизацию бизнес-процессов в условиях кризиса куда-то испарилась. Вместе с деньгами на развитие. Наверно, это следствие сложившегося мнения что средства, вложенные в автоматизацию, сродни колесу фортуны, могут принести большие прибыли, а могут и не принести.
Автоматизация процессов в логистическом бизнесе
Введение
Мода на автоматизацию бизнес-процессов в условиях кризиса куда-то испарилась. Вместе с деньгами на развитие. Наверно, это следствие сложившегося мнения что средства, вложенные в автоматизацию, сродни колесу фортуны, могут принести большие прибыли, а могут и не принести. Известны даже случаи разорения ряда компаний, начавших процессы внедрения дорогостоящих информационных систем (ИС), у которых просто в процессе закончились деньги. В среде системных интеграторов даже ходили шутки, что лучший способ разорения конкурента это «засланный казачок» активно лоббирующий внедрение сложной ИС.
В последнее время предложений на рынке так много, что трудно разобраться во всем многообразии названий, типов, видов и подвидов ИС. Попробуем внести ясность: ИС глобально можно разделить на 3 типа: ИС созданные на заказ, готовые ИС, адаптированные под конкретный бизнес и коробочные ИС. ИС разрабатываемые на заказ обычно собираются на базе готовых платформ, а не пишутся с нуля. Такой подход наиболее затратен, но считается что система будет в точности соответствовать именно Вашим задачам. В реальности задачи компании трансформируются в процессе внедрения, а много становится понятно уже после него. Поэтому заказные ИС либо «подсаживают» на иглу системного интегратора (компания которая выполняет внедрение системы) либо заставляет создавать отдел который будет заниматься только системой. Обычно по такому пути идет крупный бизнес, который может позволить себе время в 2-3 года на внедрение и широкие бюджетные возможности.
Адаптированные ИС базируются на готовых ИС и включают в себя адаптацию, внедрение и настройку системы. Готовое отлаженное ядро позволяет быстрее внедрить систему, но некоторые пожелания компании просто не могут быть учтены из-за технических ограничений исходной системы. С «коробками» все более менее прозрачно: покупаете готовый продукт, которые предварительно протестировали и подстраиваетесь под разработанные ранее стандарты.
Немного о типах ИС
CRM – системы управления взаимоотношениями с Клиентами. Основные направления: учет истории работы по каждому Клиенту в одном месте. Разграничение доступа к БД Клиентов менеджеров, формирование типовых документов передаваемых Клиентам по шаблону. Цели таких систем: повышение качества и скорости обслуживание Клиентов; Увеличение уровня безопасности бизнеса; Повышение прозрачности работы каждого сотрудника отдела продаж; Автоматизация создания отчетов по продажам.
СЭД – системы электронного документооборота. Основные направления: автоматическая регистрация входящих документов в дела и регистрационные карточки; систематизация документов в компании; ведение истории изменения и согласования документов; контроль поручений по документам. Цели: повышение безопасности документооборота, повышение скорости прохождения согласований документов; ускорение поиска документов в том числе и архивных; контроль исполнения документов.
СУП – системы управления проектами.
Биллинг – системы позволяющие Клиентам компании управлять своим счетом самостоятельно: пополнять баланс, заказывать услуги в автоматическом режиме, выписывать себе счета и получать первичные документы по оказанным услугам.
Самое интересное, что это в общем-то правильное разделение систем по типам сегодня уже практически не имеет смысла. Границы функциональности систем стираются с поразительной скоростью. Поэтому подбор системы лучше начинать с определения приоритетов: какой участок бизнес-процессов наиболее важен и выбирать системы изначально реализующую именно это направление. Остальные ее функции будут отличным дополнение к решению основной задачи.
ИС в логистике
Логистический бизнес по-сути ничем не отличается от любого другого бизнеса. Основные бизнес-процессы: Управление проектами перевозки грузов; Учет документооборота до, в процессе и после оказания услуг; Регистрация общения с клиентами, контрагентами; Поэтому, если принимать решение об автоматизации бизнеса и внедрении ИС, возникает несколько вариантов.
Можно идти по бюджетному пути – автоматизировать стандартизированные участки бизнеса: например только CRM или документооборот. Это довольно быстро даст положительный эффект. Однако обычно хотят автоматизировать именно процесс управления проектом транспортировки, так как это и есть зарабатывающее звено компании. И данный процесс комплексный и довольно уникальный. Основная сложность – то что нельзя прописать 2-3 стандартных алгоритма управлении процессом транспортировки груза. Каждый Клиент – это уникальный процесс, который к тому же может со временем меняться. Поэтому не получается использовать стандартные системы управления проектами либо их использование оказывается неэффективным. Именно поэтому решения с диаграммами Ганта и прочими «фишками» MS Project практически не используются в логистике и других специфических видах бизнеса, где управление проектами предполагает индивидуальную структуру подхода. Хочу отметить, что готовые системы автоматизации логистики в плане управления проектами транспортировки грузов весьма слабо интегрируются с документооборотом, биллингом и системами CRM. Попытки использовать несколько систем без интеграции превращаются в пытку сотрудников, которые по три раза выполняют одни и те же действия в трех системах. Например: груз пришел на таможню. Менеджер получает об этом уведомление, открывает систему управления проектами, изменяет статус проекта доставки. После этого открывает CRM систему, меняет статус доставки там, чтобы система отправила уведомление Клиенту. А потом заходит в систему документооборота, находит там Клиента и прикрепленные к нему документы сертификатов на груз и отправляет их водителю. Не очень удобно, хотя и жизнеспособно. Большинство компании вообще до сих пор все делают вручную, с использованием Excel.
Опыт автоматизации
Риссофт имеет опыт комплексной автоматизации логистического бизнеса. Изначально система разрабатывалась для управления проектами, потом был создан модуль биллинга, затем подтянулись документооборот и CRM. И это все в привязке конкретно к специфике логистики. Разработанная уникальная система охватывает практически все стандартные бизнес-процессы: позволяет конструировать уникальные проекты, заказы с помощью шаблонов. Это достигается благодаря встроенному конструктору заказов, с помощью которого любой пользователь сможет создать свою модель прохождения транспортного заказа. Излишне говорить, насколько удобно использование встроенных в систему уведомлений по стадиям заказов. Доступ в систему управления заказами возможен и для Клиентов, которые просто указав уникальный код своего заказа получают доступ к «трекингу» ля контроля местонахождения заказа и просмотра истории его транспортировки. Достаточно большое количество документации (накладные, сертификаты и проч.) прикрепляется к заказу, а заказы связаны с Клиентом. Это обеспечивает логичное хранение данных и быстрый поиск любых «бумажек». Согласование документов в процессе прохождения заказа реализовано непосредственно в карточке заказа, что делает возможным фиксацию и просмотр истории переписки между менеджерами, клиентами и контрагентами (которые тоже имеют свой, ограниченный доступ) не открывая миллион окон. Вообще, для Клиента главное – это «Чтобы работать было удобно и просто». Таких принципов мы и стараемся придерживаться при разработке заказных систем.
Более подробно рассказать про все модули и принципы работы ИС для автоматизации бизнес-процессов логистической компании надеюсь отразить в следующем материале.
Илья Тимошин,
кандидат технических наук
Компания Риссофт (RisSoft) – Российские Информационные Системы,
+7 (495) 646-8224,
Москва, Научный проезд д.8,
www.rissoft.ru
Введение
Мода на автоматизацию бизнес-процессов в условиях кризиса куда-то испарилась. Вместе с деньгами на развитие. Наверно, это следствие сложившегося мнения что средства, вложенные в автоматизацию, сродни колесу фортуны, могут принести большие прибыли, а могут и не принести. Известны даже случаи разорения ряда компаний, начавших процессы внедрения дорогостоящих информационных систем (ИС), у которых просто в процессе закончились деньги. В среде системных интеграторов даже ходили шутки, что лучший способ разорения конкурента это «засланный казачок» активно лоббирующий внедрение сложной ИС.
В последнее время предложений на рынке так много, что трудно разобраться во всем многообразии названий, типов, видов и подвидов ИС. Попробуем внести ясность: ИС глобально можно разделить на 3 типа: ИС созданные на заказ, готовые ИС, адаптированные под конкретный бизнес и коробочные ИС. ИС разрабатываемые на заказ обычно собираются на базе готовых платформ, а не пишутся с нуля. Такой подход наиболее затратен, но считается что система будет в точности соответствовать именно Вашим задачам. В реальности задачи компании трансформируются в процессе внедрения, а много становится понятно уже после него. Поэтому заказные ИС либо «подсаживают» на иглу системного интегратора (компания которая выполняет внедрение системы) либо заставляет создавать отдел который будет заниматься только системой. Обычно по такому пути идет крупный бизнес, который может позволить себе время в 2-3 года на внедрение и широкие бюджетные возможности.
Адаптированные ИС базируются на готовых ИС и включают в себя адаптацию, внедрение и настройку системы. Готовое отлаженное ядро позволяет быстрее внедрить систему, но некоторые пожелания компании просто не могут быть учтены из-за технических ограничений исходной системы. С «коробками» все более менее прозрачно: покупаете готовый продукт, которые предварительно протестировали и подстраиваетесь под разработанные ранее стандарты.
Немного о типах ИС
CRM – системы управления взаимоотношениями с Клиентами. Основные направления: учет истории работы по каждому Клиенту в одном месте. Разграничение доступа к БД Клиентов менеджеров, формирование типовых документов передаваемых Клиентам по шаблону. Цели таких систем: повышение качества и скорости обслуживание Клиентов; Увеличение уровня безопасности бизнеса; Повышение прозрачности работы каждого сотрудника отдела продаж; Автоматизация создания отчетов по продажам.
СЭД – системы электронного документооборота. Основные направления: автоматическая регистрация входящих документов в дела и регистрационные карточки; систематизация документов в компании; ведение истории изменения и согласования документов; контроль поручений по документам. Цели: повышение безопасности документооборота, повышение скорости прохождения согласований документов; ускорение поиска документов в том числе и архивных; контроль исполнения документов.
СУП – системы управления проектами.
Биллинг – системы позволяющие Клиентам компании управлять своим счетом самостоятельно: пополнять баланс, заказывать услуги в автоматическом режиме, выписывать себе счета и получать первичные документы по оказанным услугам.
Самое интересное, что это в общем-то правильное разделение систем по типам сегодня уже практически не имеет смысла. Границы функциональности систем стираются с поразительной скоростью. Поэтому подбор системы лучше начинать с определения приоритетов: какой участок бизнес-процессов наиболее важен и выбирать системы изначально реализующую именно это направление. Остальные ее функции будут отличным дополнение к решению основной задачи.
ИС в логистике
Логистический бизнес по-сути ничем не отличается от любого другого бизнеса. Основные бизнес-процессы: Управление проектами перевозки грузов; Учет документооборота до, в процессе и после оказания услуг; Регистрация общения с клиентами, контрагентами; Поэтому, если принимать решение об автоматизации бизнеса и внедрении ИС, возникает несколько вариантов.
Можно идти по бюджетному пути – автоматизировать стандартизированные участки бизнеса: например только CRM или документооборот. Это довольно быстро даст положительный эффект. Однако обычно хотят автоматизировать именно процесс управления проектом транспортировки, так как это и есть зарабатывающее звено компании. И данный процесс комплексный и довольно уникальный. Основная сложность – то что нельзя прописать 2-3 стандартных алгоритма управлении процессом транспортировки груза. Каждый Клиент – это уникальный процесс, который к тому же может со временем меняться. Поэтому не получается использовать стандартные системы управления проектами либо их использование оказывается неэффективным. Именно поэтому решения с диаграммами Ганта и прочими «фишками» MS Project практически не используются в логистике и других специфических видах бизнеса, где управление проектами предполагает индивидуальную структуру подхода. Хочу отметить, что готовые системы автоматизации логистики в плане управления проектами транспортировки грузов весьма слабо интегрируются с документооборотом, биллингом и системами CRM. Попытки использовать несколько систем без интеграции превращаются в пытку сотрудников, которые по три раза выполняют одни и те же действия в трех системах. Например: груз пришел на таможню. Менеджер получает об этом уведомление, открывает систему управления проектами, изменяет статус проекта доставки. После этого открывает CRM систему, меняет статус доставки там, чтобы система отправила уведомление Клиенту. А потом заходит в систему документооборота, находит там Клиента и прикрепленные к нему документы сертификатов на груз и отправляет их водителю. Не очень удобно, хотя и жизнеспособно. Большинство компании вообще до сих пор все делают вручную, с использованием Excel.
Опыт автоматизации
Риссофт имеет опыт комплексной автоматизации логистического бизнеса. Изначально система разрабатывалась для управления проектами, потом был создан модуль биллинга, затем подтянулись документооборот и CRM. И это все в привязке конкретно к специфике логистики. Разработанная уникальная система охватывает практически все стандартные бизнес-процессы: позволяет конструировать уникальные проекты, заказы с помощью шаблонов. Это достигается благодаря встроенному конструктору заказов, с помощью которого любой пользователь сможет создать свою модель прохождения транспортного заказа. Излишне говорить, насколько удобно использование встроенных в систему уведомлений по стадиям заказов. Доступ в систему управления заказами возможен и для Клиентов, которые просто указав уникальный код своего заказа получают доступ к «трекингу» ля контроля местонахождения заказа и просмотра истории его транспортировки. Достаточно большое количество документации (накладные, сертификаты и проч.) прикрепляется к заказу, а заказы связаны с Клиентом. Это обеспечивает логичное хранение данных и быстрый поиск любых «бумажек». Согласование документов в процессе прохождения заказа реализовано непосредственно в карточке заказа, что делает возможным фиксацию и просмотр истории переписки между менеджерами, клиентами и контрагентами (которые тоже имеют свой, ограниченный доступ) не открывая миллион окон. Вообще, для Клиента главное – это «Чтобы работать было удобно и просто». Таких принципов мы и стараемся придерживаться при разработке заказных систем.
Более подробно рассказать про все модули и принципы работы ИС для автоматизации бизнес-процессов логистической компании надеюсь отразить в следующем материале.
Илья Тимошин,
кандидат технических наук
Компания Риссофт (RisSoft) – Российские Информационные Системы,
+7 (495) 646-8224,
Москва, Научный проезд д.8,
www.rissoft.ru