1 сентября жизнь начинается снова
Не за горами День знаний. Он необыкновенно важен для каждого ребенка и его родителей, особенно если маленький человек идет в школу в первый раз. Как она встретит его, чем для него станет и куда приведет? Пожалуй, нет таких родителей, которые не задавались бы этими вопросами, выбирая школу, где их ребенку предстоит провести свое отрочество. Итак, что же такое школа XXI века? С этим и некоторыми другими вопросами мы обратились к Тамаре Кошелевой, директору гимназии «Доверие».
Не за горами День знаний. Он необыкновенно важен для каждого ребенка и его родителей, особенно если маленький человек идет в школу в первый раз. Как она встретит его, чем для него станет и куда приведет? Пожалуй, нет таких родителей, которые не задавались бы этими вопросами, выбирая школу, где их ребенку предстоит провести свое отрочество. Итак, что же такое школа XXI века? С этим и некоторыми другими вопросами мы обратились к Тамаре Кошелевой, директору гимназии «Доверие».
– Тамара Константиновна, какой, по вашему мнению, должна быть современная школа? Чего не хватает российскому среднему образованию?
– Содержание учебного материала должно иметь бо́льшую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, мы рискуем ее «усвояемостью», ведь неиспользованная информация быстро забывается. Поэтому преподавать всем детям то, в чем каждый из них при необходимости будет специализироваться в институте, считаю нецелесообразным. Я вовсе не повторяю модные сегодня призывы к примитивизации среднего образования. Просто содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества.
А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы , проектная деятельность.
И здесь мы вплотную подходим ко второй проблеме. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Раньше обучение было более унифицированным. На изучение каждой темы, будь то простые дроби или литература эпохи Возрождения, давалось определенное количество часов, и этот план учитель обязан был выполнить. Сейчас он имеет право варьировать изучение программы, делать его более ориентированным на возможности и интересы ребенка.
И все же очень сложно обеспечить индивидуальный подход к обучению, учитывать склад ума каждого ученика, его способности к восприятию и умственной обработке информации, когда в классе 25-30 человек. Поэтому я считаю, что прообраз школы будущего – это именно частные школы.
Что же касается современных тенденций, то сегодня школа соответствует целям опережающего развития, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, мотивации к образованию и самообразованию.
– А что такое частная школа, в чем ее преимущества?
– Прежде всего это индивидуальное обучение в коллективе. Небольшие классы из 10-12 учеников, каждый из которых может рассчитывать на дополнительные консультации и помощь учителя в усвоении материала.
При этом наряду с обязательной программой для средних школ можно давать и расширенную. Например, у нас начальная школа и 5-6 класс занимаются по программе ассоциации «Школа 2100» , направленной на развитие способностей ребенка. С первого класса дети изучают английский язык по программе спецшколы, с пятого – французский или немецкий как второй язык, а с седьмого по желанию могут изучать третий. Для старших классов есть множество элективных курсов по выбору. Кроме того, мы широко практикуем обучение в форме индивидуальных проектов. Причем даже для самых младших учеников. Например, совсем недавно одна из наших первоклашек защитила проект «От крестушки до Барби», посвященный истории кукол. Таким образом, детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы.
– Но ведь это и более высокая нагрузка. Справятся ли с ней дети?
– Как показывает практика, индивидуальный подход дает очень хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Кроме того, в школе учебный процесс сопровождают психологи и логопеды, чтобы при необходимости корректировать нагрузку учащихся, облегчать их контакт с учителями. Мы проводим групповые психологические тренинги, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, поддерживаем тесный контакт с родителями.
– Вы отдельно упомянули логопедов. Дефекты речи – это сегодня серьезная проблема?
– Дело не только в дефектах речи. Во-первых, для части учеников русский язык не является родным. Во-вторых, есть дети с нарушением фонематического слуха . Это создает определенные проблемы при изучении как русского, так и английского языка. Наконец, есть достаточное количество детей, у которых поставлены не все звуки, о чем вы и спрашивали. Так что работы логопеду хватит в любой школе.
– А как быть с домашними занятиями? Ведь сегодня среди родителей много занятых людей, которые пропадают на работе с утра до вечера и не всегда могут найти время для проверки уроков.
– Да, это действительно проблема. Мы, чтобы решить ее, ввели полупансион, то есть дети находятся в школе с 8.00 до 20.00, и уроки они делают тут же под присмотром преподавателей.
– А как же досуг? Не может же ребенок целыми днями только учиться.
– Об этом нет и речи. Перегружать детей учебными занятиями ни в коем случае нельзя. На этот счет существуют нормативы, которых мы придерживаемся. Например, в младших классах на школьное обучение отводится 20 часов в неделю и 1-1,5 часа в день – на приготовление домашних заданий. С возрастом количество часов увеличивается. В старших классах уроки занимают 32 часа в неделю, а домашние задания – 2-2,5 часа в день.
В свободное время дети могут заниматься в различных кружках по интересам, спортивных секциях. К примеру, в нашей школе есть большой и малый теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, театральная и музыкальная студии.
Кроме того, мы проводим развивающие командные игры, различные соревнования. Систематически организуем экскурсии по Москве, посещаем музеи. Есть специальная программа музейной педагогики и отдельный курс «Третьяковская галерея» для учеников 2-6 классов. Принимаем участие во встречах с известными писателями и поэтами, которые регулярно проводятся в московских библиотеках.
Не должна замирать школьная жизнь и в период летних каникул. Например, в конце июня – начале июля мы проводим ежегодную стажировку по английскому языку, которая включает в себя учебу и ознакомительную экскурсионную программу в англоговорящие страны: Великобританию, Шотландию, на Мальту и т.д. Ездим в основном в международные лагеря. Конечно, условия там не эксклюзивные, но зато моментально снимается языковой барьер. Ведь дети общаются со своими сверстниками из разных стран, разговаривать с которыми могут только на английском языке. Как показывает практика, ребята начинают свободно общаться уже через неделю.
– Расскажите, как должно быть организовано в школе питание?
– В школе организовано 3-разовое питание. Проводится анкетирование. Если у кого-то из родителей возникают какие-либо вопросы или сомнения, мы приглашаем их покушать вместе с нами. И все вопросы сразу снимаются.
Питаются у нас все вместе – и дети, и учителя. Действует 20-дневное меню, так что с разнообразием блюд все в порядке. Конечно, ни о каких полуфабрикатах не может быть и речи. И еще: добавки у нас приветствуются.
– Не секрет, что сегодня в ученической среде часто возникают конфликты, вызванные различиями в материальном статусе родителей. В любом случае ученики всегда что-то приносят в школу из семьи. Как вы решаете подобные проблемы?
– Скажу без тени лукавства: конфликтов на материальной почве у нас не бывает в принципе. А объясняется это очень просто. Дети всегда вместе и постоянно чем-то заняты. Во многих наших кружках и секциях (в том числе спортивных) нет разделения по возрастам, что способствует дружбе, развитию командного духа, привычке помогать друг другу. И тогда все остальное отходит на второй план. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что дети проводят в школе целый день, а не только время уроков.
Конечно, семья есть семья, и полностью оставить за воротами школы то, что происходит дома, дети не могут. Особенно тяжело они переживают конфликты между родителями. К сожалению, в последние годы это явление приобретает масштабы эпидемии и вызывает серьезную тревогу. Дети всегда реагируют на ссоры и развод очень остро и болезненно, замыкаются в себе, их поведение подчас становится неадекватным. Мы стараемся уделять таким ученикам особое внимание, подключаем психолога, помогаем им преодолеть непростой период в их жизни. Но, конечно, лучшее лекарство от любых психологических травм ребенка – мир в семье.
– Трудно ли сегодня поступить в гимназию? Нужна ли ребенку какая-то специальная дошкольная подготовка?
– Зачисление в 1-й класс проводится после беседы с логопедом и психологом. Мы смотрим, как физически и психологически готов ребенок к школе. Даем рекомендации родителям на лето. За год до школы мы советуем отдавать детей в подготовительную группу садика, где занятия проводит учитель будущего 1-го класса.
Дошкольная подготовка помогает ребенку освоиться в коллективе, получить основные коммуникативные навыки. Именно поэтому при гимназии работает детский сад. Вообще я придерживаюсь мнения, что ребенку вполне достаточно одного года дошкольной подготовки. В более раннем возрасте предпочтительнее домашнее воспитание.
– Но наверняка к вам дети приходят не только в первый класс. Вы проводите какие-то тесты, экзамены? Насколько детям трудно влиться в учебный процесс, догнать своих сверстников, занимающихся по более сложной программе? Не ощущают они себя «не в своей тарелке»?
– От силы неделю, потом вливаются: атмосфера у нас очень дружелюбная. А небольшая наполняемость классов и индивидуальные консультации позволяют очень быстро подтянуть ученика до уровня стандарта усвоения программы.
Детей, которые учились на «4» и «5», мы принимаем без экзаменов. Если есть хотя бы одна тройка, то проводим тестирование по русскому языку, математике и английскому языку. Если провального отставания (например, когда нужно наверстывать целый год) нет, то мы примем ребенка. Конечно, в том случае, если у нас есть свободные места.
– Существует ли миграция учеников в обратном направлении? Насколько сложно учащемуся после гимназии прижиться в государственной школе?
– Конечно, существует, ведь люди иногда перебираются с места на место. Но в целом не более 10%. Сказать, что дети, попавшие от нас в государственную школу, совсем не ощущают никакого дискомфорта, я не могу. Поначалу они немного теряются, так как там ученики значительно в большей степени предоставлены сами себе. Но адаптация происходит довольно быстро. Одно могу сказать точно: уходя от нас, дети никогда не снижают свою успеваемость.
– А как с поступлением в вузы? Многие выпускники гимназии после ее окончания продолжают обучение?
– Все наши выпускники – студенты вузов, причем 70% поступают на бюджет (бесплатное обучение с зачислением по итогам вступительных экзаменов. – Прим. ред.), и мы считаем, что это показатель. Среди наших выпускников много медалистов. На сайте гимназии есть подробная статистика по выпускам за последние девять лет.
– Тамара Константиновна, чего вы ожидаете от грядущего 1 сентября?
– Радости. Это очень большой праздник для каждого учителя. Мы с нетерпением ждем наших ребят с каникул и, конечно же, новых маленьких друзей. В школе закончен капитальный ремонт, она стала втрое просторнее и намного комфортабельнее. Планируются и нововведения в учебном плане. Например, с этого года мы начинаем изучение нового и необыкновенно интересного курса «История религий». Будем продолжать участвовать в городских и районных олимпиадах и различных ученических конкурсах, где мы всегда выступаем с успехом. Откроет новый сезон школьная театральная студия. Одним словом, в этом году, как и всегда, 1 сентября жизнь начинается снова.
Что ж, остается только пожелать новых успехов гимназии, ее преподавательскому составу, ученикам и их родителям. Школьные годы – лучшее время в жизни каждого человека. И если они проходят с интересом и пользой, в дружном коллективе и доброжелательной обстановке, то разве можно желать чего-то большего? С Днем знаний вас!
Интервью подготовлено пресс-службой гимназии «Доверие»
– Тамара Константиновна, какой, по вашему мнению, должна быть современная школа? Чего не хватает российскому среднему образованию?
– Содержание учебного материала должно иметь бо́льшую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, мы рискуем ее «усвояемостью», ведь неиспользованная информация быстро забывается. Поэтому преподавать всем детям то, в чем каждый из них при необходимости будет специализироваться в институте, считаю нецелесообразным. Я вовсе не повторяю модные сегодня призывы к примитивизации среднего образования. Просто содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества.
А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы , проектная деятельность.
И здесь мы вплотную подходим ко второй проблеме. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Раньше обучение было более унифицированным. На изучение каждой темы, будь то простые дроби или литература эпохи Возрождения, давалось определенное количество часов, и этот план учитель обязан был выполнить. Сейчас он имеет право варьировать изучение программы, делать его более ориентированным на возможности и интересы ребенка.
И все же очень сложно обеспечить индивидуальный подход к обучению, учитывать склад ума каждого ученика, его способности к восприятию и умственной обработке информации, когда в классе 25-30 человек. Поэтому я считаю, что прообраз школы будущего – это именно частные школы.
Что же касается современных тенденций, то сегодня школа соответствует целям опережающего развития, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, мотивации к образованию и самообразованию.
– А что такое частная школа, в чем ее преимущества?
– Прежде всего это индивидуальное обучение в коллективе. Небольшие классы из 10-12 учеников, каждый из которых может рассчитывать на дополнительные консультации и помощь учителя в усвоении материала.
При этом наряду с обязательной программой для средних школ можно давать и расширенную. Например, у нас начальная школа и 5-6 класс занимаются по программе ассоциации «Школа 2100» , направленной на развитие способностей ребенка. С первого класса дети изучают английский язык по программе спецшколы, с пятого – французский или немецкий как второй язык, а с седьмого по желанию могут изучать третий. Для старших классов есть множество элективных курсов по выбору. Кроме того, мы широко практикуем обучение в форме индивидуальных проектов. Причем даже для самых младших учеников. Например, совсем недавно одна из наших первоклашек защитила проект «От крестушки до Барби», посвященный истории кукол. Таким образом, детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы.
– Но ведь это и более высокая нагрузка. Справятся ли с ней дети?
– Как показывает практика, индивидуальный подход дает очень хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Кроме того, в школе учебный процесс сопровождают психологи и логопеды, чтобы при необходимости корректировать нагрузку учащихся, облегчать их контакт с учителями. Мы проводим групповые психологические тренинги, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, поддерживаем тесный контакт с родителями.
– Вы отдельно упомянули логопедов. Дефекты речи – это сегодня серьезная проблема?
– Дело не только в дефектах речи. Во-первых, для части учеников русский язык не является родным. Во-вторых, есть дети с нарушением фонематического слуха . Это создает определенные проблемы при изучении как русского, так и английского языка. Наконец, есть достаточное количество детей, у которых поставлены не все звуки, о чем вы и спрашивали. Так что работы логопеду хватит в любой школе.
– А как быть с домашними занятиями? Ведь сегодня среди родителей много занятых людей, которые пропадают на работе с утра до вечера и не всегда могут найти время для проверки уроков.
– Да, это действительно проблема. Мы, чтобы решить ее, ввели полупансион, то есть дети находятся в школе с 8.00 до 20.00, и уроки они делают тут же под присмотром преподавателей.
– А как же досуг? Не может же ребенок целыми днями только учиться.
– Об этом нет и речи. Перегружать детей учебными занятиями ни в коем случае нельзя. На этот счет существуют нормативы, которых мы придерживаемся. Например, в младших классах на школьное обучение отводится 20 часов в неделю и 1-1,5 часа в день – на приготовление домашних заданий. С возрастом количество часов увеличивается. В старших классах уроки занимают 32 часа в неделю, а домашние задания – 2-2,5 часа в день.
В свободное время дети могут заниматься в различных кружках по интересам, спортивных секциях. К примеру, в нашей школе есть большой и малый теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, театральная и музыкальная студии.
Кроме того, мы проводим развивающие командные игры, различные соревнования. Систематически организуем экскурсии по Москве, посещаем музеи. Есть специальная программа музейной педагогики и отдельный курс «Третьяковская галерея» для учеников 2-6 классов. Принимаем участие во встречах с известными писателями и поэтами, которые регулярно проводятся в московских библиотеках.
Не должна замирать школьная жизнь и в период летних каникул. Например, в конце июня – начале июля мы проводим ежегодную стажировку по английскому языку, которая включает в себя учебу и ознакомительную экскурсионную программу в англоговорящие страны: Великобританию, Шотландию, на Мальту и т.д. Ездим в основном в международные лагеря. Конечно, условия там не эксклюзивные, но зато моментально снимается языковой барьер. Ведь дети общаются со своими сверстниками из разных стран, разговаривать с которыми могут только на английском языке. Как показывает практика, ребята начинают свободно общаться уже через неделю.
– Расскажите, как должно быть организовано в школе питание?
– В школе организовано 3-разовое питание. Проводится анкетирование. Если у кого-то из родителей возникают какие-либо вопросы или сомнения, мы приглашаем их покушать вместе с нами. И все вопросы сразу снимаются.
Питаются у нас все вместе – и дети, и учителя. Действует 20-дневное меню, так что с разнообразием блюд все в порядке. Конечно, ни о каких полуфабрикатах не может быть и речи. И еще: добавки у нас приветствуются.
– Не секрет, что сегодня в ученической среде часто возникают конфликты, вызванные различиями в материальном статусе родителей. В любом случае ученики всегда что-то приносят в школу из семьи. Как вы решаете подобные проблемы?
– Скажу без тени лукавства: конфликтов на материальной почве у нас не бывает в принципе. А объясняется это очень просто. Дети всегда вместе и постоянно чем-то заняты. Во многих наших кружках и секциях (в том числе спортивных) нет разделения по возрастам, что способствует дружбе, развитию командного духа, привычке помогать друг другу. И тогда все остальное отходит на второй план. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что дети проводят в школе целый день, а не только время уроков.
Конечно, семья есть семья, и полностью оставить за воротами школы то, что происходит дома, дети не могут. Особенно тяжело они переживают конфликты между родителями. К сожалению, в последние годы это явление приобретает масштабы эпидемии и вызывает серьезную тревогу. Дети всегда реагируют на ссоры и развод очень остро и болезненно, замыкаются в себе, их поведение подчас становится неадекватным. Мы стараемся уделять таким ученикам особое внимание, подключаем психолога, помогаем им преодолеть непростой период в их жизни. Но, конечно, лучшее лекарство от любых психологических травм ребенка – мир в семье.
– Трудно ли сегодня поступить в гимназию? Нужна ли ребенку какая-то специальная дошкольная подготовка?
– Зачисление в 1-й класс проводится после беседы с логопедом и психологом. Мы смотрим, как физически и психологически готов ребенок к школе. Даем рекомендации родителям на лето. За год до школы мы советуем отдавать детей в подготовительную группу садика, где занятия проводит учитель будущего 1-го класса.
Дошкольная подготовка помогает ребенку освоиться в коллективе, получить основные коммуникативные навыки. Именно поэтому при гимназии работает детский сад. Вообще я придерживаюсь мнения, что ребенку вполне достаточно одного года дошкольной подготовки. В более раннем возрасте предпочтительнее домашнее воспитание.
– Но наверняка к вам дети приходят не только в первый класс. Вы проводите какие-то тесты, экзамены? Насколько детям трудно влиться в учебный процесс, догнать своих сверстников, занимающихся по более сложной программе? Не ощущают они себя «не в своей тарелке»?
– От силы неделю, потом вливаются: атмосфера у нас очень дружелюбная. А небольшая наполняемость классов и индивидуальные консультации позволяют очень быстро подтянуть ученика до уровня стандарта усвоения программы.
Детей, которые учились на «4» и «5», мы принимаем без экзаменов. Если есть хотя бы одна тройка, то проводим тестирование по русскому языку, математике и английскому языку. Если провального отставания (например, когда нужно наверстывать целый год) нет, то мы примем ребенка. Конечно, в том случае, если у нас есть свободные места.
– Существует ли миграция учеников в обратном направлении? Насколько сложно учащемуся после гимназии прижиться в государственной школе?
– Конечно, существует, ведь люди иногда перебираются с места на место. Но в целом не более 10%. Сказать, что дети, попавшие от нас в государственную школу, совсем не ощущают никакого дискомфорта, я не могу. Поначалу они немного теряются, так как там ученики значительно в большей степени предоставлены сами себе. Но адаптация происходит довольно быстро. Одно могу сказать точно: уходя от нас, дети никогда не снижают свою успеваемость.
– А как с поступлением в вузы? Многие выпускники гимназии после ее окончания продолжают обучение?
– Все наши выпускники – студенты вузов, причем 70% поступают на бюджет (бесплатное обучение с зачислением по итогам вступительных экзаменов. – Прим. ред.), и мы считаем, что это показатель. Среди наших выпускников много медалистов. На сайте гимназии есть подробная статистика по выпускам за последние девять лет.
– Тамара Константиновна, чего вы ожидаете от грядущего 1 сентября?
– Радости. Это очень большой праздник для каждого учителя. Мы с нетерпением ждем наших ребят с каникул и, конечно же, новых маленьких друзей. В школе закончен капитальный ремонт, она стала втрое просторнее и намного комфортабельнее. Планируются и нововведения в учебном плане. Например, с этого года мы начинаем изучение нового и необыкновенно интересного курса «История религий». Будем продолжать участвовать в городских и районных олимпиадах и различных ученических конкурсах, где мы всегда выступаем с успехом. Откроет новый сезон школьная театральная студия. Одним словом, в этом году, как и всегда, 1 сентября жизнь начинается снова.
Что ж, остается только пожелать новых успехов гимназии, ее преподавательскому составу, ученикам и их родителям. Школьные годы – лучшее время в жизни каждого человека. И если они проходят с интересом и пользой, в дружном коллективе и доброжелательной обстановке, то разве можно желать чего-то большего? С Днем знаний вас!
Интервью подготовлено пресс-службой гимназии «Доверие»
Источник:
http://www.resobr.ru