На страже демократии, 2011 - Выпуск 29
Реформа судебной системы: для всех или для избранных? Украинская власть публично заявляет о реформировании судебной системы и борьбе с коррупцией. Президент Украины также уточняет, что в рамках судебной реформы будет проведена и реформа избирательного законодательства. Открывая осеннюю сессию украинского парламента, В. Янукович, в частности, отметил, что лично проконтролирует, чтобы рекомендации Венецианской комиссии и ОБСЕ в новом законопроекте о выборах в Верховную Раду Украины были учтены(1).
Что касается самой Венецианской комиссии, то она раскритиковала проект закона о выборах. Комиссия считает, что ряд его положений нуждается в существенной доработке. Кроме того, в законопроекте не были учтены предыдущие рекомендации Венецианской комиссии и ОБСЕ, касающиеся, в частности, процедуры обжалования результатов выборов, запрета на участие в выборах кандидатов, которые ранее были осуждены и т.п. Новый законопроект в Комиссии считают слишком усложненным и трудным для понимания участников избирательного процесса и членов избирательных комиссий(2).
Судебная реформа в Украине медленно внедряется в жизнь. В частности, был принят и введен в действие Закон о судоустройстве и статусе судей. Состоялась передача Высшему совету юстиции права назначения судей на административные должности. Но, несмотря на уже осуществленные шаги, еще слишком многие аспекты украинского судопроизводства нуждаются в изменениях для приведения их в соответствие с принципами Европейской хартии судей и к устоявшимся европейским стандартам(3).
При этом сама власть оценивает ход реформирования судебной системы вполне оптимистично. Так, во время сентябрьского визита в Украину президента Европейской народной партии (ЕНП) Вильфреда Мартенса, министр юстиции Украины Алесандр Лавринович уверял его, что только нереформированная криминальная юстиция остается последним из невыполненных обязательств Украины перед Советом Европы.
Впрочем, несмотря на заявления властей об успешном ходе реформ, внимание международного сообщества остается прикованным к громким судебным процессам, ставящим под большое сомнение объективность украинских судов и демократичность нынешней власти. Самое пристальное внимание, естественно, привлекают суды над экс-премьером Юлией Тимошенко и экс-министром внутренних дел Юрием Луценко. Что касается Тимошенко, то такие факторы, как затянутость процесса, продолжающегося уже несколько месяцев, факт ареста Тимошенко, которая все это время находится в следственном изоляторе, а также обвинения относительно неправомерного подписания газовых контрактов Украины с Россией в ходе последней «газовой войны» 2009 года, побуждают международное сообщество выдвигать предположения о том, что судебный процесс над экс-премьером является политическим. Кроме того, постоянный перенос слушаний и затягивание процесса с целью посмотреть, как на это будут реагировать ведущие страны мира, свидетельствуют о том, что сама власть сомневается и в законности суда над Тимошенко, и в алгоритме дальнейших действий по этому делу. В частности, в середине сентября судья Родион Киреев, председательствующий на суде по делу Ю. Тимошенко, в очередной раз перенес слушание, на этот раз на 27 сентября.
Некоторые эксперты и СМИ высказывают предположение, что украинская власть не пойдет на применение жесткого сценария и после вынесения приговора по делу Тимошенко амнистирует ее. На это косвенно указывает, в частности, зарегистрированный в Верховной Раде законопроект об амнистии Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Примечательно, что фракция БЮТ не намерена принимать участие в голосовании по этому законопроекту, поскольку не считает экс-премьера виновной.
Эксперты и журналисты, в свою очередь, отмечают, что, амнистировав Тимошенко и Луценко, власть, с одной стороны, избежит жесткой критики Запада, а с другой, обезвредит своих самых сильных конкурентов, которые уже не смогут баллотироваться на парламентских выборах 2012 года. Сама Ю. Тимошенко заявляет, что суд над ней является актом политической расправы, и она будет отстаивать свои права в Европейском суде по правам человека.
Президент Янукович всячески пытается убедить мировую общественность в том, что судебный процесс против Тимошенко ему не выгоден. В частности, в интервью В. Янукович настаивает на своей полной непричастности к процессу по делу экс-премьера и к выдвижению ей обвинений о причинении Украине ущерба вследствие подписания ныне действующего газового соглашения с Россией. При этом Президент не отрицает, что пребывание Ю. Тимошенко, Ю. Луценко и некоторых других бывших чиновников под стражей до вынесения приговора является неправомерным(4).
Стоит заметить, что политические суды над бывшим экс-премьером и членами ее кабинета дискредитируют украинскую демократию и власть в глазах самого населения. В частности, по результатам социологического опроса, проведенного Международным фондом избирательных систем (IFES) совместно с Киевским международным институтом социологии (КМИС), 44% украинцев не считают, что Украина является демократическим государством, и лишь 21% опрошенных называют политический строй в Украине демократией(5). Кроме того, по результатам исследования Центра Разумкова, только 16,8% граждан считают, что в Украине проводятся эффективные экономические реформы.
Учитывая вышеизложенные факты, касающиеся специфики процесса реформирования судебной системы в Украине, остается надеяться, что Президент Янукович сдержит свое обещание и сделает все возможное, чтобы "каста неприкасаемых" из числа украинских политиков и чиновников перестала существовать как явление. Обеспечение равенства всех перед законом – это единственная возможность для украинской власти осуществить модернизацию общества и приблизиться к европейскому уровню развития демократии. Только таким образом власть сможет доказать, что реформирует судебную систему в Украине для всех, а не только для избранных.
(1) http://www.bbc.co.uk/ukrainian/news/2011/09/110906_rada_opening_dt.shtml.
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/14/6585542/
(3) http://www.radiosvoboda.org/content/article/24320625.html
(4) http://www.kommersant.ua/doc/1766755
(5) http://un.ua/ukr/article/349595.html
Комментарий Фонда "Сначала Люди": В 1170 году тогдашний король Англии Генрих ХI поссорился с архиепископом Кентерберийским и, по легенде, публично гневно воскликнул в здании суда: "Неужели никто не освободит меня от этого мятежного попа?". Вскоре четверо рыцарей отправились в графство Кентербери и убили архиепископа. Этот акт насилия навсегда остался в истории страны темным пятном. Рыцарей, как и положено, приговорили к смертной казни, а король босиком прошел путь от Лондона до Кентербери, чтобы выпросить прощение за свои грехи...
Эта история не без морали – каждый, кто наделен властью, должен быть осторожным, выражая вслух свои сокровенные желания, ведь всегда найдется тот, кто может воспринять эти слова как руководство к действию.
Вслед за Генрихом XI, Президент Янукович сегодня навлекает на себя гнев международного сообщества, расплачиваясь за "медвежьи услуги" собственных советников. К сожалению, он попал в ловушку, которую сам себе подготовил, выстроив вертикаль, где вся ответственность ложится на плечи того, кто эту вертикаль возглавляет. Как следствие, сегодня Президент виноват во всех бедах, вплоть до плохой погоды. Действительно, дело против Ю. Тимошенко должным образом не продумано, а сам судебный процесс вообще похож на скверно режиссированный спектакль. Кто в этом виноват? Даже если озвученное вслух желание и принадлежит Президенту, то вряд ли он был автором сценария спектакля.
Вероятнее всего, этот план, будучи уверены в собственной вседозволенности, разработали приближенные "к телу" советники в надежде исполнить любую прихоть сюзерена и получить за это вознаграждение. Их политическое невежество, равно как и некомпетентная и грубая работа властной пиар-команды, спровоцировали последствия, нанесшие непоправимый ущерб – и репутации самого Президента, и государству в целом. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать логические последствия такого суда над лидером оппозиции. Вполне естественно, что и США, и Великобритания, и Европейский Союз подняли шум – и не потому, что они так горячо поддерживают именно Юлию Тимошенко, а потому, что в демократической стране над оппозиционным лидером не совершают грубой расправы.
Вся "спецоперация" против Тимошенко, скорее всего, имеет целью обезвредить сильного конкурента на парламентских выборах в Верховную Раду 2012 года и президентских выборах 2015 года. Операция проваливается. Рейтинги Тимошенко в образе мученицы взлетели вверх. Более того, существует высокая вероятность того, что по результатам следующих выборов Партия регионов потеряет большинство в парламенте. Где тогда окажется президентская вертикаль власти? Чтобы получить ответ на этот вопрос, ждать осталось недолго. Но уже сейчас можно предположить, что самому Президенту, вероятно, придется забыть о приказном стиле управления и привыкнуть к переговорному стилю.
Какой выбор есть сегодня у Президента? Во-первых, он может воспользоваться полномочиями главы исполнительной власти и спросить с генерального прокурора и всех, кто несет ответственность за неправомерные и политически некомпетентные действия. Кроме того, главе государства стоит трезво оценить "достижения" своей пиар-команды.
Очистив от балласта свою команду, Президент мог бы, наконец, перейти к выполнению предвыборных обещаний. Борьба с коррупцией и вынесение справедливого приговора по делу судьи-"колядныка" Игоря Зварыча – это то, с чего следовало бы начать. Президенту также стоило бы прислушаться к мнению Венецианской комиссии и ОБСЕ по поводу нового украинского закона о выборах. В целом, основательное реформирование правового сектора могло бы исцелить государственный организм от многих хронических недугов.
Впрочем, даже такая системная реформа сама по себе не накормит людей, не обеспечит их рабочими местами и не заставит народ доверять власти. Если Президент хочет удержаться у власти на следующих выборах, ему неизбежно придется прибегнуть к жестким мерам по реальному, а не декларативному, реформированию судебной, медицинской системы и системы образования, искоренить коррупцию, создать рабочие места путем привлечения серьезных иностранных инвестиций. Ему придется научиться отказывать олигархам, а также многочисленным нахлебникам и стервятникам, которые делают все возможное, чтобы получить страну в свою частную собственность. Без таких шагов дни пребывания Президента у власти сочтены.
Цитата недели:
Политики никогда не должны ставить на пьедестал себя: правительство обязано ставить на пьедестал людей, а мы, в свою очередь, – нашу страну.
Неизвестный автор
Судебная реформа в Украине медленно внедряется в жизнь. В частности, был принят и введен в действие Закон о судоустройстве и статусе судей. Состоялась передача Высшему совету юстиции права назначения судей на административные должности. Но, несмотря на уже осуществленные шаги, еще слишком многие аспекты украинского судопроизводства нуждаются в изменениях для приведения их в соответствие с принципами Европейской хартии судей и к устоявшимся европейским стандартам(3).
При этом сама власть оценивает ход реформирования судебной системы вполне оптимистично. Так, во время сентябрьского визита в Украину президента Европейской народной партии (ЕНП) Вильфреда Мартенса, министр юстиции Украины Алесандр Лавринович уверял его, что только нереформированная криминальная юстиция остается последним из невыполненных обязательств Украины перед Советом Европы.
Впрочем, несмотря на заявления властей об успешном ходе реформ, внимание международного сообщества остается прикованным к громким судебным процессам, ставящим под большое сомнение объективность украинских судов и демократичность нынешней власти. Самое пристальное внимание, естественно, привлекают суды над экс-премьером Юлией Тимошенко и экс-министром внутренних дел Юрием Луценко. Что касается Тимошенко, то такие факторы, как затянутость процесса, продолжающегося уже несколько месяцев, факт ареста Тимошенко, которая все это время находится в следственном изоляторе, а также обвинения относительно неправомерного подписания газовых контрактов Украины с Россией в ходе последней «газовой войны» 2009 года, побуждают международное сообщество выдвигать предположения о том, что судебный процесс над экс-премьером является политическим. Кроме того, постоянный перенос слушаний и затягивание процесса с целью посмотреть, как на это будут реагировать ведущие страны мира, свидетельствуют о том, что сама власть сомневается и в законности суда над Тимошенко, и в алгоритме дальнейших действий по этому делу. В частности, в середине сентября судья Родион Киреев, председательствующий на суде по делу Ю. Тимошенко, в очередной раз перенес слушание, на этот раз на 27 сентября.
Некоторые эксперты и СМИ высказывают предположение, что украинская власть не пойдет на применение жесткого сценария и после вынесения приговора по делу Тимошенко амнистирует ее. На это косвенно указывает, в частности, зарегистрированный в Верховной Раде законопроект об амнистии Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Примечательно, что фракция БЮТ не намерена принимать участие в голосовании по этому законопроекту, поскольку не считает экс-премьера виновной.
Эксперты и журналисты, в свою очередь, отмечают, что, амнистировав Тимошенко и Луценко, власть, с одной стороны, избежит жесткой критики Запада, а с другой, обезвредит своих самых сильных конкурентов, которые уже не смогут баллотироваться на парламентских выборах 2012 года. Сама Ю. Тимошенко заявляет, что суд над ней является актом политической расправы, и она будет отстаивать свои права в Европейском суде по правам человека.
Президент Янукович всячески пытается убедить мировую общественность в том, что судебный процесс против Тимошенко ему не выгоден. В частности, в интервью В. Янукович настаивает на своей полной непричастности к процессу по делу экс-премьера и к выдвижению ей обвинений о причинении Украине ущерба вследствие подписания ныне действующего газового соглашения с Россией. При этом Президент не отрицает, что пребывание Ю. Тимошенко, Ю. Луценко и некоторых других бывших чиновников под стражей до вынесения приговора является неправомерным(4).
Стоит заметить, что политические суды над бывшим экс-премьером и членами ее кабинета дискредитируют украинскую демократию и власть в глазах самого населения. В частности, по результатам социологического опроса, проведенного Международным фондом избирательных систем (IFES) совместно с Киевским международным институтом социологии (КМИС), 44% украинцев не считают, что Украина является демократическим государством, и лишь 21% опрошенных называют политический строй в Украине демократией(5). Кроме того, по результатам исследования Центра Разумкова, только 16,8% граждан считают, что в Украине проводятся эффективные экономические реформы.
Учитывая вышеизложенные факты, касающиеся специфики процесса реформирования судебной системы в Украине, остается надеяться, что Президент Янукович сдержит свое обещание и сделает все возможное, чтобы "каста неприкасаемых" из числа украинских политиков и чиновников перестала существовать как явление. Обеспечение равенства всех перед законом – это единственная возможность для украинской власти осуществить модернизацию общества и приблизиться к европейскому уровню развития демократии. Только таким образом власть сможет доказать, что реформирует судебную систему в Украине для всех, а не только для избранных.
(1) http://www.bbc.co.uk/ukrainian/news/2011/09/110906_rada_opening_dt.shtml.
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/14/6585542/
(3) http://www.radiosvoboda.org/content/article/24320625.html
(4) http://www.kommersant.ua/doc/1766755
(5) http://un.ua/ukr/article/349595.html
Комментарий Фонда "Сначала Люди": В 1170 году тогдашний король Англии Генрих ХI поссорился с архиепископом Кентерберийским и, по легенде, публично гневно воскликнул в здании суда: "Неужели никто не освободит меня от этого мятежного попа?". Вскоре четверо рыцарей отправились в графство Кентербери и убили архиепископа. Этот акт насилия навсегда остался в истории страны темным пятном. Рыцарей, как и положено, приговорили к смертной казни, а король босиком прошел путь от Лондона до Кентербери, чтобы выпросить прощение за свои грехи...
Эта история не без морали – каждый, кто наделен властью, должен быть осторожным, выражая вслух свои сокровенные желания, ведь всегда найдется тот, кто может воспринять эти слова как руководство к действию.
Вслед за Генрихом XI, Президент Янукович сегодня навлекает на себя гнев международного сообщества, расплачиваясь за "медвежьи услуги" собственных советников. К сожалению, он попал в ловушку, которую сам себе подготовил, выстроив вертикаль, где вся ответственность ложится на плечи того, кто эту вертикаль возглавляет. Как следствие, сегодня Президент виноват во всех бедах, вплоть до плохой погоды. Действительно, дело против Ю. Тимошенко должным образом не продумано, а сам судебный процесс вообще похож на скверно режиссированный спектакль. Кто в этом виноват? Даже если озвученное вслух желание и принадлежит Президенту, то вряд ли он был автором сценария спектакля.
Вероятнее всего, этот план, будучи уверены в собственной вседозволенности, разработали приближенные "к телу" советники в надежде исполнить любую прихоть сюзерена и получить за это вознаграждение. Их политическое невежество, равно как и некомпетентная и грубая работа властной пиар-команды, спровоцировали последствия, нанесшие непоправимый ущерб – и репутации самого Президента, и государству в целом. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать логические последствия такого суда над лидером оппозиции. Вполне естественно, что и США, и Великобритания, и Европейский Союз подняли шум – и не потому, что они так горячо поддерживают именно Юлию Тимошенко, а потому, что в демократической стране над оппозиционным лидером не совершают грубой расправы.
Вся "спецоперация" против Тимошенко, скорее всего, имеет целью обезвредить сильного конкурента на парламентских выборах в Верховную Раду 2012 года и президентских выборах 2015 года. Операция проваливается. Рейтинги Тимошенко в образе мученицы взлетели вверх. Более того, существует высокая вероятность того, что по результатам следующих выборов Партия регионов потеряет большинство в парламенте. Где тогда окажется президентская вертикаль власти? Чтобы получить ответ на этот вопрос, ждать осталось недолго. Но уже сейчас можно предположить, что самому Президенту, вероятно, придется забыть о приказном стиле управления и привыкнуть к переговорному стилю.
Какой выбор есть сегодня у Президента? Во-первых, он может воспользоваться полномочиями главы исполнительной власти и спросить с генерального прокурора и всех, кто несет ответственность за неправомерные и политически некомпетентные действия. Кроме того, главе государства стоит трезво оценить "достижения" своей пиар-команды.
Очистив от балласта свою команду, Президент мог бы, наконец, перейти к выполнению предвыборных обещаний. Борьба с коррупцией и вынесение справедливого приговора по делу судьи-"колядныка" Игоря Зварыча – это то, с чего следовало бы начать. Президенту также стоило бы прислушаться к мнению Венецианской комиссии и ОБСЕ по поводу нового украинского закона о выборах. В целом, основательное реформирование правового сектора могло бы исцелить государственный организм от многих хронических недугов.
Впрочем, даже такая системная реформа сама по себе не накормит людей, не обеспечит их рабочими местами и не заставит народ доверять власти. Если Президент хочет удержаться у власти на следующих выборах, ему неизбежно придется прибегнуть к жестким мерам по реальному, а не декларативному, реформированию судебной, медицинской системы и системы образования, искоренить коррупцию, создать рабочие места путем привлечения серьезных иностранных инвестиций. Ему придется научиться отказывать олигархам, а также многочисленным нахлебникам и стервятникам, которые делают все возможное, чтобы получить страну в свою частную собственность. Без таких шагов дни пребывания Президента у власти сочтены.
Цитата недели:
Политики никогда не должны ставить на пьедестал себя: правительство обязано ставить на пьедестал людей, а мы, в свою очередь, – нашу страну.
Неизвестный автор
Источник:
http://www.peoplefirst.org.ua