На страже демократии, 2011 - Выпуск 32
За период с 2008 года по сегодняшний день Украина имела возможность оценить эффективность двух правительств – под руководством премьера Ю.Тимошенко (декабрь 2007 г. – март 2010 г.) и премьера Н.Азарова (с марта 2010 года по сей день). По состоянию на сегодня экс-премьер Ю.Тимошенко после громкого и продолжительного судебного процесса приговорена к тюремному заключению на 7 лет, а действующий премьер не устает рапортовать об успехах власти и экономическом прогрессе. Попробуем и мы сравнить результаты их работы.
Личности и стиль
Правительство Юлии Тимошенко приняло на себя удар кризиса 2008 года и в целом отличалось высокой степенью самостоятельности премьера. Правительство Николая Азарова изначально было создано как инструмент воплощения политики Президента Януковича. Нынешний премьер, который одновременно является и главой Партии регионов, политических амбиций не демонстрирует, сосредотачиваясь преимущественно на решении экономических задач.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": По своим личностным и профессиональным качествам руководители двух последних правительств Украины оказались совершенно разными. Красноречивая Юлия Тимошенко предпочитала политику популизма, которая позволяла пламенному премьеру конкурировать с президентом в борьбе за телевизионное эфирное время и место на первых полосах газет. Премьер-министр Н.Азаров в этом смысле является полной противоположностью своей предшественнице – без особой необходимости с журналистами общаться не стремится, зато занимается реализацией крайне непопулярной и весьма противоречивой, но отчасти назревшей экономической политики.
Оба правительства далеко не идеальны, а в том, что касается широты политического мировоззрения, – одинаково недальновидны. Оба лишены фундаментальных идеологических принципов как основы формирования политики власти и долгосрочной стратегии преодоления проблем, масштаб которых пока только растет. Ни одно из этих правительств не может похвастаться командой министров, преданных общественным интересам и государственническим идеям. Все, что мы наблюдаем в экономике Украины на протяжении последних нескольких лет, больше напоминает действие «коленного рефлекса» как реакцию на раздражение чувствительных нервных окончаний в экономике, но никак не взвешенную политику, направленную на укрепление экономики и развитие государства.
Программа реформ
В качестве самого убедительного аргумента в пользу эффективности правительства Н.Азарова декларируется его реформаторская направленность. Впрочем, как известно, принятие нового Налогового кодекса привело не только к серьезному сокращению доли малого и среднего бизнеса в Украине, но и к освобождению крупного бизнеса от социальных обязательств. Сотрудничество с МВФ, которое обусловило быстрый старт ряда реформ, ныне существенно затормозилось. Несмотря на то, что украинское правительство пошло на внедрение непопулярной пенсионной реформы (как известно, это было одним из условий предоставления очередных займов со стороны МВФ), выделение новых траншей до конца текущего года маловероятно. Причина заключается в недостаточных, с точки зрения МВФ, темпах роста внутренних цен на газ для населения. Но правительство не спешит выполнять это условие, так как в случае реализации такого крайне непопулярного шага рейтинг действующей власти может быть окончательно подорван.
Кроме перечисленных реформ, разработаны и поданы на рассмотрение парламента проекты Трудового и Жилищного кодексов, существенно урезающих права населения в сфере управления частной собственностью и неоправданно расширяющих права работодателей. Начатая правительством административная реформа еще не привела к оптимизации численности чиновников в органах власти, расходы на содержание которых, наоборот, выросли почти на 20%. Таким образом, Н.Азаров как глава правительства несет непосредственную ответственность за начатые нынешней властью реформы, в том числе и за негативные последствия их внедрения.
Что касается программы реформ правительства Ю.Тимошенко, то, по свидетельству экс-президента В.Ющенко, а также политических экспертов и даже однопартийцев экс-премьера, правительство Ю.Тимошенко не занималось стратегическими реформами, а лишь ситуационно и несистемно реагировало на проблемы в экономике.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Красочная риторика не помогла Ю.Тимошенко разработать программу реформ. Было много разговоров и обвинений, а вот до реальных действий дело так и не дошло. Кто-то может возразить, мол, инициативы Ю.Тимошенко блокировались президентом Ющенко. Но в таком случае было бы логично, если бы премьер, не желая нести персональную ответственность за провальную политику, поступила достойно и подала в отставку. Вместо этого страну лихорадило от перманентных столкновений двух лидеров-антагонистов.
С приходом к власти новой команды премьер Н.Азаров сразу же взялся за дело и начал масштабную программу реформ. Впрочем, проблема состояла и ныне состоит в том, что предложенные им реформы не решают проблем по сути. Создается впечатление, что эти так называемые реформы имеют целью облегчить жизнь спонсорам Партии регионов, а не обеспечить системное развитие государства. Эти обстоятельства демонстрируют внутренние дефекты политической системы, которая позволяет богачам покупать власть. Безусловно, эта система не имеет ничего общего с подлинной демократией, приоритетом для которой являются национальные, а не личные интересы.
Экономика
К негативным результатам деятельности правительства Н.Азарова эксперты относят уменьшение в 2010 году добычи природного газа в Украине на 5,3%, нефти и газового конденсата – на 10,3%. В бюджете на 2011 год статьи расходов на содержание охотничьих хозяйств и резиденций увеличены на 50%, на медицинское обслуживание народных депутатов – на 82%, на Генеральную прокуратуру – на 77%. И это при том, что почти трети украинцев заработанных денег хватает только на еду, а 12,5 млн. граждан Украины живут за чертой бедности(1).
К одному из наиболее положительных результатов своей работы нынешнее правительство причисляет рост ВВП, в 2010 году составившем, по официальным данным, 4%. Однако стоит заметить, что фоновым для сравнения стал кризисный 2009 год, когда во времена премьерства Ю.Тимошенко падение ВВП составило 14,8%. К тому же, улучшение состояния украинской экономики произошло в основном за счет увеличения в 2010-11 гг. спроса со стороны Индии и Китая на украинскую экспортную продукцию (преимущественно на металлургию). Эксперты отмечают, что в действительности толчок к развитию украинская экономика получила исключительно благодаря улучшению внешнеэкономической конъюнктуры в начале 2010 года, в то время как правительство Н.Азарова еще не успело ничего сделать для выхода из кризиса.
Так, химическое производство в 2010 году увеличилось на 24,4%, металлургия и выпуск готовых изделий из металла – на 14,8%, машиностроение (в целом) – на 31,3%. По сравнению с первым полугодием 2009 года отмечен определенный рост объемов производства в легкой промышленности – на 5,9%. Также в 2010 году при правительстве Н.Азарова имело место сокращение общего дефицита системы государственных финансов: в 2009 году дефицит составил 12%, а в 2010 году – 8%.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Следует отметить, что в свое время у правительства Ю.Тимошенко были наметки на формирование значительно более сбалансированной экономической политики. Несмотря на негативное влияние мирового кризиса, разразившегося в 2008 году, Ю.Тимошенко смогла сохранить шаткий баланс между интересами крупных предприятий и малого и среднего бизнеса. Понимая, что мелкий бизнес нередко уклоняется от уплаты налогов, она все же осознавала, что для экономики страны важнее, чтобы малые предприятия выжили, и что налоговое давление может привести к массовому сокращению рабочих мест и, соответственно, к росту безработицы в критическое для экономики страны время.
Реализация правительством Н.Азарова комплекса мер по предотвращению уклонения от уплаты налогов стали, стоила государству, без преувеличения, тысяч компаний и десятков тысяч рабочих мест; мелкие торговцы и небольшие фирмы были вынуждены свернуть бизнес, чтобы избежать драконовского налогообложения. Похоже, правительство так и не смогло понять, что режет курицу, несущую для бюджета золотые яйца, ведь любой западный экономист подтвердит, сколь важная роль отведена малому и среднему бизнесу в рыночной модели экономики. Чрезмерным налогообложением правительство лишило малые предприятия стимула к развитию. Власть вроде бы добилась желаемого результата – улучшила статистику поступлений в бюджет. Но вполне очевидно, что в более длительной перспективе этот необдуманный шаг приведет к формированию огромного дефицита бюджета.
Инвестиции
Продолжая сравнивать результаты работы правительств Н.Азарова и Ю.Тимошенко, следует отметить, что инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2009 годом упали на 7,4%. Так инвесторы отреагировали на неспособность правительства Н.Азарова ускорить рост экономики Украины.
Снизились также отдельные базовые параметры производства продуктов питания. По информации СМИ и по данным экспертов, объемы производства молока в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократились на 350 тыс. тонн, хлеба – на 100 тыс. тонн, овощей – на 220 тыс. тонн. Рост импорта продуктов растительного происхождения в 2010 году составил 24,1%, овощей – 67%, зерна – 47,7%. Следствием такой ситуации стал стремительный рост уже в начале 2011 года цен на продукты питания – в среднем на 10-25%, наблюдался также острый дефицит некоторых продуктов, в частности гречихи и муки.
По состоянию на сегодня уровень инвестиционной привлекательности Украины существенно упал. Он значительно снизился даже по сравнению с показателями третьего квартала 2009 года, когда мир проходил острую фазу экономического кризиса. По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревьянко, нынешнее падение инвестиционной привлекательности является закономерным проявлением недостаточной уверенности инвесторов в стабильности экономики и рынка Украины. Одни из главных внутренних причин такой неуверенности – укоренение коррупции, усиление давления властных структур на бизнес и недостаточная эффективность реформ(2). Справедливости ради стоит отметить, что названные факторы являются общими недостатками работы обоих правительств – и Н.Азарова, и Ю.Тимошенко.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Оранжевая революция, а также политика прозрачности в сфере приватизации государственных активов, которую проводила Ю.Тимошенко во времена своего премьерства при президенте Ющенко, послужили мощным стимулом для роста объемов внешних инвестиций. Но стоило противоречиям между Тимошенко и Ющенко накалиться, как поток инвестиций в Украину резко сократился. Что же касается деятельности нынешнего правительства в этом направлении, то таковой вообще не наблюдается, а инвесторы, похоже, отправились на поиски менее проблематичной среды для размещения инвестиций.
Презентованная нынешним правительством амбициозная государственная программа "Национальные проекты", предусматривающая создание в различных сферах экономики Украины ряда объектов, которые будут использовать инновационные методы и новейшие технологии, выглядит как попытка вернуть доверие крупных инвесторов, однако это путешествие может стать бесконечным, если власть будет и дальше продолжать пилить под собой сук, поддерживая политически мотивированное преследование оппонентов.
Инфраструктура
Что касается развития инфраструктуры, то следует подчеркнуть несколько моментов. Объем строительства в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократился на 5,4%. Наименее значительное снижение объема строительных работ зафиксировано в секторе строительства зданий и сооружений – 4,8%, в то время как сокращение объема работ в секторе завершения строительства составило 9,8%. В целом, объем строительных работ за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 83,3%. Таким образом, правительство Н.Азарова оказалось неспособным нарастить в стране темпы строительства, в том числе и социального жилья.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Если не учитывать те 12,9 млрд. долл., которые нынешнее правительство инвестировало в Евро-2012, то можно констатировать, что темпы развития инфраструктуры в стране сокращаются. Все указывает на то, что реконструкция мостов, дорог и железнодорожных путей в столице проводится исключительно за счет бюджета, в том числе и за счет сектора строительства бюджетного жилья. Частные инвестиции, в том числе в недвижимость, находятся на грани исчезновения из-за скудного банковского финансирования и политических войн за землю, которые буквально разрывают строительную отрасль на куски. Ее нынешнее состояние очень далеко от пика развития сектора в 2008 году, когда новые многоквартирные жилые дома росли по всей Украине как грибы.
Государственный долг
2009 год правительство Ю. Тимошенко завершило с государственным долгом в размере 317 млрд. грн. (39,6 млрд. долл.). В свою очередь, возобновив переговоры с МВФ, правительство Н.Азарова в 2010 году за счет заимствований увеличило государственный долг Украины до 432,2 млрд. грн. (54 млрд. долл.)(3).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": По сравнению с периодом правления команды Ю.Тимошенко эффективность сбора налогов при правительстве Н.Азарова значительно возросла, уровень государственных инвестиций сократился, размер заработной платы бюджетников и пенсий остался практически неизменным, финансирование наиболее объемных статей бюджета – медицины и образования – сокращается, а государственные заимствования почему-то растут... Возникает логичный вопрос: куда деваются деньги? Похоже, самое время обратиться за помощью к независимой аудиторской службе и создать прозрачную систему государственного учета.
Коррупция и законность
Отчет по результатам проведения независимого аудита государственных финансов и операций с бюджетными средствами Украины за период с 2008 по первый квартал 2010 года, который провела юридическая фирма Trout Cacheris по заказу действующей власти, стал своеобразной попыткой доказать неэффективность работы правительства Ю.Тимошенко.
Однако, по рейтингу Международной неправительственной правозащитной организации Transparency International, коррупция в Украине при М.Азарове в 2010 году составила 2,4 балла из 10. Таким образом, в рейтинге коррумпированности страна оказалась на 134 месте среди 178 стран мира. Это означает, что коррупция продолжает оставаться для Украины ключевой проблемой. Впрочем, стоит напомнить, что в 2009 году при Ю.Тимошенко ситуация была еще хуже. С показателем в 2,2 балла Украина делила 146-153 места в списке из 180 стран. Впрочем, эксперты отмечают, что основания для незначительного улучшения в сфере борьбы с коррупцией, которое якобы продемонстрировало правительство Азарова, возникли еще при Ю.Тимошенко, когда в 2009 году парламент принял пакет антикоррупционных законов, а правительство ввело должность уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики(4).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Ю.Тимошенко много говорила о борьбе с коррупцией, но в действительности сделала в этой сфере очень мало. За время ее премьерства страна несколько улучшила свои позиции в рейтинге восприятия коррупции, но вскоре растеряла полученные возможности для дальнейшего прогресса, впрочем, как и многие другие возможности, которые принесла «на крыле» Оранжевая революция. Ныне действующее правительство так же много говорит о борьбе с коррупцией, но именно под его руководством Украина скатилась на 7 позиций в рейтинге восприятия коррупции, что перечеркнуло все достигнутые успехи предыдущих лет. Сегодня власти утверждают, что в прокуратуре якобы лежит длинный список бюрократов, которым правоохранительные органы намереваются выдвинуть серьезные обвинения в коррупции. Если виновные, независимо от политической или партийной окраски, действительно будут наказаны, это станет реальным шагом к наведению в стране порядка.
Выводы
Подытоживая беглое сравнение результатов деятельности двух правительств, следует отметить, что неэффективность и популизм правительства Тимошенко дополняется отсутствием у правительства Н.Азарова видения комплексного реформирования экономики. Совокупно эти факторы вызывают все более глубокое разочарование украинцев во власти в целом, что подтверждается, в частности, августовским социологическим исследованием компании TNS в Украине. Согласно результатам исследования, все больше граждан теряют доверие к основным институтам государственной власти. Президенту, парламенту, Кабинету Министров и судебной системе сегодня доверяют не более 20% украинцев. При этом, по данным Киевского международного института социологии, почти 63% украинцев считают, что ситуация в государстве развивается в ложном направлении(5).
Итогом экономической деятельности правительств Тимошенко и Азарова на протяжении 2008-2010 гг. может служить место экономики Украины в мире, определенное рейтингом «Ведение бизнеса-2012» Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC). По результатам этого исследования, проведенного в текущем году, Украина опустилась с 149 на 152 место, расположившись между Либерией (151 место) и Боливией (153 место). В частности, по показателю легкости открытия бизнеса наше место в мире – 112-е, по уровню защиты прав инвесторов – 111-е, по уровню исполнения контрактов – 44-е, по легкости получения кредитов – 24-е. В рейтинге уровня уплаты налогов мы занимаем 181 место, получения разрешений на строительство – 180-е, простоты регистрации собственности – 166-е, ликвидации бизнеса – 156-е, международной торговли – 140-е(6).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Тимошенко и ее правительство на словах почти молились на демократию, но на реальной жизни граждан это практически никак не сказалось. Что же касается правительства Н.Азарова, то оно вообще использует демократические лозунги как инструмент очковтирательства, в реальности действуя вопреки своим декларациям. Более того, сегодня можно констатировать, что правительство Н.Азарова вплотную приблизилось к черте, за которой действует система авторитарного контроля советского образца. Впрочем, учитывая возраст и политическое прошлое большинства министров действующего правительства, это совсем неудивительно.
Демократия серьезно пострадала от действий обоих правительств. Сразу после Оранжевой революции Ю.Тимошенко и В.Ющенко имели неограниченный кредит доверия и, соответственно, возможность коренным образом реформировать страну, однако во внутренних распрях и взаимных обвинениях они потеряли все возможности. Нынешние премьер-министр и президент, кажется, стремятся отмотать ленту истории Украины на 20-30 лет назад, реанимировав псевдосоветскую политическую систему. Оба правительства так и не смогли раскрыть истинный потенциал страны. И сегодня мир в который раз говорит об Украине не как о «стране возможностей», а как о «стране упущенных возможностей».
(1) http://news.finance.ua/ua/ ~ / 2/0/all/2011/03/16/231308
(2) http://news.finance.ua/ua/ ~ / 1/2011/10/06/254360
(3) http://www.epravda.com.ua/columns/2011/03/24/279121/view_print/
(4) http://www.chp.com.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=9509:TransparencyInternational
(5) http://tyzhden.ua/Politics/31868
(6) http://www.pravda.com.ua/news/2011/10/20/6688957/
Цитата недели:
Давайте рассматривать образование как инструмент развития наших самых прекрасных талантов, ведь каждый из нас лелеет тайные чаяния и мечты, воплощение которых сможет принести большую пользу нам самим и послужить укреплению нашего государства.
Джон Ф. Кеннеди
35-й президент США
Правительство Юлии Тимошенко приняло на себя удар кризиса 2008 года и в целом отличалось высокой степенью самостоятельности премьера. Правительство Николая Азарова изначально было создано как инструмент воплощения политики Президента Януковича. Нынешний премьер, который одновременно является и главой Партии регионов, политических амбиций не демонстрирует, сосредотачиваясь преимущественно на решении экономических задач.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": По своим личностным и профессиональным качествам руководители двух последних правительств Украины оказались совершенно разными. Красноречивая Юлия Тимошенко предпочитала политику популизма, которая позволяла пламенному премьеру конкурировать с президентом в борьбе за телевизионное эфирное время и место на первых полосах газет. Премьер-министр Н.Азаров в этом смысле является полной противоположностью своей предшественнице – без особой необходимости с журналистами общаться не стремится, зато занимается реализацией крайне непопулярной и весьма противоречивой, но отчасти назревшей экономической политики.
Оба правительства далеко не идеальны, а в том, что касается широты политического мировоззрения, – одинаково недальновидны. Оба лишены фундаментальных идеологических принципов как основы формирования политики власти и долгосрочной стратегии преодоления проблем, масштаб которых пока только растет. Ни одно из этих правительств не может похвастаться командой министров, преданных общественным интересам и государственническим идеям. Все, что мы наблюдаем в экономике Украины на протяжении последних нескольких лет, больше напоминает действие «коленного рефлекса» как реакцию на раздражение чувствительных нервных окончаний в экономике, но никак не взвешенную политику, направленную на укрепление экономики и развитие государства.
Программа реформ
В качестве самого убедительного аргумента в пользу эффективности правительства Н.Азарова декларируется его реформаторская направленность. Впрочем, как известно, принятие нового Налогового кодекса привело не только к серьезному сокращению доли малого и среднего бизнеса в Украине, но и к освобождению крупного бизнеса от социальных обязательств. Сотрудничество с МВФ, которое обусловило быстрый старт ряда реформ, ныне существенно затормозилось. Несмотря на то, что украинское правительство пошло на внедрение непопулярной пенсионной реформы (как известно, это было одним из условий предоставления очередных займов со стороны МВФ), выделение новых траншей до конца текущего года маловероятно. Причина заключается в недостаточных, с точки зрения МВФ, темпах роста внутренних цен на газ для населения. Но правительство не спешит выполнять это условие, так как в случае реализации такого крайне непопулярного шага рейтинг действующей власти может быть окончательно подорван.
Кроме перечисленных реформ, разработаны и поданы на рассмотрение парламента проекты Трудового и Жилищного кодексов, существенно урезающих права населения в сфере управления частной собственностью и неоправданно расширяющих права работодателей. Начатая правительством административная реформа еще не привела к оптимизации численности чиновников в органах власти, расходы на содержание которых, наоборот, выросли почти на 20%. Таким образом, Н.Азаров как глава правительства несет непосредственную ответственность за начатые нынешней властью реформы, в том числе и за негативные последствия их внедрения.
Что касается программы реформ правительства Ю.Тимошенко, то, по свидетельству экс-президента В.Ющенко, а также политических экспертов и даже однопартийцев экс-премьера, правительство Ю.Тимошенко не занималось стратегическими реформами, а лишь ситуационно и несистемно реагировало на проблемы в экономике.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Красочная риторика не помогла Ю.Тимошенко разработать программу реформ. Было много разговоров и обвинений, а вот до реальных действий дело так и не дошло. Кто-то может возразить, мол, инициативы Ю.Тимошенко блокировались президентом Ющенко. Но в таком случае было бы логично, если бы премьер, не желая нести персональную ответственность за провальную политику, поступила достойно и подала в отставку. Вместо этого страну лихорадило от перманентных столкновений двух лидеров-антагонистов.
С приходом к власти новой команды премьер Н.Азаров сразу же взялся за дело и начал масштабную программу реформ. Впрочем, проблема состояла и ныне состоит в том, что предложенные им реформы не решают проблем по сути. Создается впечатление, что эти так называемые реформы имеют целью облегчить жизнь спонсорам Партии регионов, а не обеспечить системное развитие государства. Эти обстоятельства демонстрируют внутренние дефекты политической системы, которая позволяет богачам покупать власть. Безусловно, эта система не имеет ничего общего с подлинной демократией, приоритетом для которой являются национальные, а не личные интересы.
Экономика
К негативным результатам деятельности правительства Н.Азарова эксперты относят уменьшение в 2010 году добычи природного газа в Украине на 5,3%, нефти и газового конденсата – на 10,3%. В бюджете на 2011 год статьи расходов на содержание охотничьих хозяйств и резиденций увеличены на 50%, на медицинское обслуживание народных депутатов – на 82%, на Генеральную прокуратуру – на 77%. И это при том, что почти трети украинцев заработанных денег хватает только на еду, а 12,5 млн. граждан Украины живут за чертой бедности(1).
К одному из наиболее положительных результатов своей работы нынешнее правительство причисляет рост ВВП, в 2010 году составившем, по официальным данным, 4%. Однако стоит заметить, что фоновым для сравнения стал кризисный 2009 год, когда во времена премьерства Ю.Тимошенко падение ВВП составило 14,8%. К тому же, улучшение состояния украинской экономики произошло в основном за счет увеличения в 2010-11 гг. спроса со стороны Индии и Китая на украинскую экспортную продукцию (преимущественно на металлургию). Эксперты отмечают, что в действительности толчок к развитию украинская экономика получила исключительно благодаря улучшению внешнеэкономической конъюнктуры в начале 2010 года, в то время как правительство Н.Азарова еще не успело ничего сделать для выхода из кризиса.
Так, химическое производство в 2010 году увеличилось на 24,4%, металлургия и выпуск готовых изделий из металла – на 14,8%, машиностроение (в целом) – на 31,3%. По сравнению с первым полугодием 2009 года отмечен определенный рост объемов производства в легкой промышленности – на 5,9%. Также в 2010 году при правительстве Н.Азарова имело место сокращение общего дефицита системы государственных финансов: в 2009 году дефицит составил 12%, а в 2010 году – 8%.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Следует отметить, что в свое время у правительства Ю.Тимошенко были наметки на формирование значительно более сбалансированной экономической политики. Несмотря на негативное влияние мирового кризиса, разразившегося в 2008 году, Ю.Тимошенко смогла сохранить шаткий баланс между интересами крупных предприятий и малого и среднего бизнеса. Понимая, что мелкий бизнес нередко уклоняется от уплаты налогов, она все же осознавала, что для экономики страны важнее, чтобы малые предприятия выжили, и что налоговое давление может привести к массовому сокращению рабочих мест и, соответственно, к росту безработицы в критическое для экономики страны время.
Реализация правительством Н.Азарова комплекса мер по предотвращению уклонения от уплаты налогов стали, стоила государству, без преувеличения, тысяч компаний и десятков тысяч рабочих мест; мелкие торговцы и небольшие фирмы были вынуждены свернуть бизнес, чтобы избежать драконовского налогообложения. Похоже, правительство так и не смогло понять, что режет курицу, несущую для бюджета золотые яйца, ведь любой западный экономист подтвердит, сколь важная роль отведена малому и среднему бизнесу в рыночной модели экономики. Чрезмерным налогообложением правительство лишило малые предприятия стимула к развитию. Власть вроде бы добилась желаемого результата – улучшила статистику поступлений в бюджет. Но вполне очевидно, что в более длительной перспективе этот необдуманный шаг приведет к формированию огромного дефицита бюджета.
Инвестиции
Продолжая сравнивать результаты работы правительств Н.Азарова и Ю.Тимошенко, следует отметить, что инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2009 годом упали на 7,4%. Так инвесторы отреагировали на неспособность правительства Н.Азарова ускорить рост экономики Украины.
Снизились также отдельные базовые параметры производства продуктов питания. По информации СМИ и по данным экспертов, объемы производства молока в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократились на 350 тыс. тонн, хлеба – на 100 тыс. тонн, овощей – на 220 тыс. тонн. Рост импорта продуктов растительного происхождения в 2010 году составил 24,1%, овощей – 67%, зерна – 47,7%. Следствием такой ситуации стал стремительный рост уже в начале 2011 года цен на продукты питания – в среднем на 10-25%, наблюдался также острый дефицит некоторых продуктов, в частности гречихи и муки.
По состоянию на сегодня уровень инвестиционной привлекательности Украины существенно упал. Он значительно снизился даже по сравнению с показателями третьего квартала 2009 года, когда мир проходил острую фазу экономического кризиса. По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревьянко, нынешнее падение инвестиционной привлекательности является закономерным проявлением недостаточной уверенности инвесторов в стабильности экономики и рынка Украины. Одни из главных внутренних причин такой неуверенности – укоренение коррупции, усиление давления властных структур на бизнес и недостаточная эффективность реформ(2). Справедливости ради стоит отметить, что названные факторы являются общими недостатками работы обоих правительств – и Н.Азарова, и Ю.Тимошенко.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Оранжевая революция, а также политика прозрачности в сфере приватизации государственных активов, которую проводила Ю.Тимошенко во времена своего премьерства при президенте Ющенко, послужили мощным стимулом для роста объемов внешних инвестиций. Но стоило противоречиям между Тимошенко и Ющенко накалиться, как поток инвестиций в Украину резко сократился. Что же касается деятельности нынешнего правительства в этом направлении, то таковой вообще не наблюдается, а инвесторы, похоже, отправились на поиски менее проблематичной среды для размещения инвестиций.
Презентованная нынешним правительством амбициозная государственная программа "Национальные проекты", предусматривающая создание в различных сферах экономики Украины ряда объектов, которые будут использовать инновационные методы и новейшие технологии, выглядит как попытка вернуть доверие крупных инвесторов, однако это путешествие может стать бесконечным, если власть будет и дальше продолжать пилить под собой сук, поддерживая политически мотивированное преследование оппонентов.
Инфраструктура
Что касается развития инфраструктуры, то следует подчеркнуть несколько моментов. Объем строительства в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократился на 5,4%. Наименее значительное снижение объема строительных работ зафиксировано в секторе строительства зданий и сооружений – 4,8%, в то время как сокращение объема работ в секторе завершения строительства составило 9,8%. В целом, объем строительных работ за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 83,3%. Таким образом, правительство Н.Азарова оказалось неспособным нарастить в стране темпы строительства, в том числе и социального жилья.
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Если не учитывать те 12,9 млрд. долл., которые нынешнее правительство инвестировало в Евро-2012, то можно констатировать, что темпы развития инфраструктуры в стране сокращаются. Все указывает на то, что реконструкция мостов, дорог и железнодорожных путей в столице проводится исключительно за счет бюджета, в том числе и за счет сектора строительства бюджетного жилья. Частные инвестиции, в том числе в недвижимость, находятся на грани исчезновения из-за скудного банковского финансирования и политических войн за землю, которые буквально разрывают строительную отрасль на куски. Ее нынешнее состояние очень далеко от пика развития сектора в 2008 году, когда новые многоквартирные жилые дома росли по всей Украине как грибы.
Государственный долг
2009 год правительство Ю. Тимошенко завершило с государственным долгом в размере 317 млрд. грн. (39,6 млрд. долл.). В свою очередь, возобновив переговоры с МВФ, правительство Н.Азарова в 2010 году за счет заимствований увеличило государственный долг Украины до 432,2 млрд. грн. (54 млрд. долл.)(3).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": По сравнению с периодом правления команды Ю.Тимошенко эффективность сбора налогов при правительстве Н.Азарова значительно возросла, уровень государственных инвестиций сократился, размер заработной платы бюджетников и пенсий остался практически неизменным, финансирование наиболее объемных статей бюджета – медицины и образования – сокращается, а государственные заимствования почему-то растут... Возникает логичный вопрос: куда деваются деньги? Похоже, самое время обратиться за помощью к независимой аудиторской службе и создать прозрачную систему государственного учета.
Коррупция и законность
Отчет по результатам проведения независимого аудита государственных финансов и операций с бюджетными средствами Украины за период с 2008 по первый квартал 2010 года, который провела юридическая фирма Trout Cacheris по заказу действующей власти, стал своеобразной попыткой доказать неэффективность работы правительства Ю.Тимошенко.
Однако, по рейтингу Международной неправительственной правозащитной организации Transparency International, коррупция в Украине при М.Азарове в 2010 году составила 2,4 балла из 10. Таким образом, в рейтинге коррумпированности страна оказалась на 134 месте среди 178 стран мира. Это означает, что коррупция продолжает оставаться для Украины ключевой проблемой. Впрочем, стоит напомнить, что в 2009 году при Ю.Тимошенко ситуация была еще хуже. С показателем в 2,2 балла Украина делила 146-153 места в списке из 180 стран. Впрочем, эксперты отмечают, что основания для незначительного улучшения в сфере борьбы с коррупцией, которое якобы продемонстрировало правительство Азарова, возникли еще при Ю.Тимошенко, когда в 2009 году парламент принял пакет антикоррупционных законов, а правительство ввело должность уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики(4).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Ю.Тимошенко много говорила о борьбе с коррупцией, но в действительности сделала в этой сфере очень мало. За время ее премьерства страна несколько улучшила свои позиции в рейтинге восприятия коррупции, но вскоре растеряла полученные возможности для дальнейшего прогресса, впрочем, как и многие другие возможности, которые принесла «на крыле» Оранжевая революция. Ныне действующее правительство так же много говорит о борьбе с коррупцией, но именно под его руководством Украина скатилась на 7 позиций в рейтинге восприятия коррупции, что перечеркнуло все достигнутые успехи предыдущих лет. Сегодня власти утверждают, что в прокуратуре якобы лежит длинный список бюрократов, которым правоохранительные органы намереваются выдвинуть серьезные обвинения в коррупции. Если виновные, независимо от политической или партийной окраски, действительно будут наказаны, это станет реальным шагом к наведению в стране порядка.
Выводы
Подытоживая беглое сравнение результатов деятельности двух правительств, следует отметить, что неэффективность и популизм правительства Тимошенко дополняется отсутствием у правительства Н.Азарова видения комплексного реформирования экономики. Совокупно эти факторы вызывают все более глубокое разочарование украинцев во власти в целом, что подтверждается, в частности, августовским социологическим исследованием компании TNS в Украине. Согласно результатам исследования, все больше граждан теряют доверие к основным институтам государственной власти. Президенту, парламенту, Кабинету Министров и судебной системе сегодня доверяют не более 20% украинцев. При этом, по данным Киевского международного института социологии, почти 63% украинцев считают, что ситуация в государстве развивается в ложном направлении(5).
Итогом экономической деятельности правительств Тимошенко и Азарова на протяжении 2008-2010 гг. может служить место экономики Украины в мире, определенное рейтингом «Ведение бизнеса-2012» Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC). По результатам этого исследования, проведенного в текущем году, Украина опустилась с 149 на 152 место, расположившись между Либерией (151 место) и Боливией (153 место). В частности, по показателю легкости открытия бизнеса наше место в мире – 112-е, по уровню защиты прав инвесторов – 111-е, по уровню исполнения контрактов – 44-е, по легкости получения кредитов – 24-е. В рейтинге уровня уплаты налогов мы занимаем 181 место, получения разрешений на строительство – 180-е, простоты регистрации собственности – 166-е, ликвидации бизнеса – 156-е, международной торговли – 140-е(6).
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Тимошенко и ее правительство на словах почти молились на демократию, но на реальной жизни граждан это практически никак не сказалось. Что же касается правительства Н.Азарова, то оно вообще использует демократические лозунги как инструмент очковтирательства, в реальности действуя вопреки своим декларациям. Более того, сегодня можно констатировать, что правительство Н.Азарова вплотную приблизилось к черте, за которой действует система авторитарного контроля советского образца. Впрочем, учитывая возраст и политическое прошлое большинства министров действующего правительства, это совсем неудивительно.
Демократия серьезно пострадала от действий обоих правительств. Сразу после Оранжевой революции Ю.Тимошенко и В.Ющенко имели неограниченный кредит доверия и, соответственно, возможность коренным образом реформировать страну, однако во внутренних распрях и взаимных обвинениях они потеряли все возможности. Нынешние премьер-министр и президент, кажется, стремятся отмотать ленту истории Украины на 20-30 лет назад, реанимировав псевдосоветскую политическую систему. Оба правительства так и не смогли раскрыть истинный потенциал страны. И сегодня мир в который раз говорит об Украине не как о «стране возможностей», а как о «стране упущенных возможностей».
(1) http://news.finance.ua/ua/ ~ / 2/0/all/2011/03/16/231308
(2) http://news.finance.ua/ua/ ~ / 1/2011/10/06/254360
(3) http://www.epravda.com.ua/columns/2011/03/24/279121/view_print/
(4) http://www.chp.com.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=9509:TransparencyInternational
(5) http://tyzhden.ua/Politics/31868
(6) http://www.pravda.com.ua/news/2011/10/20/6688957/
Цитата недели:
Давайте рассматривать образование как инструмент развития наших самых прекрасных талантов, ведь каждый из нас лелеет тайные чаяния и мечты, воплощение которых сможет принести большую пользу нам самим и послужить укреплению нашего государства.
Джон Ф. Кеннеди
35-й президент США
Источник:
http://www.peoplefirst.org.ua