Компания Welhome подвела итоги 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы
Консалтинговая компания Welhome подвела итоги 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы и представила возможные сценарии развития рынка в 2012 году. По оценкам экспертов компании Welhome, в 2012 году к вводу заявлено порядка 420 тыс. кв. м торговых площадей, при этом 41% от заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ
Консалтинговая компания Welhome подвела итоги 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы и представила возможные сценарии развития рынка в 2012 году. По оценкам экспертов компании Welhome, в 2012 году к вводу заявлено порядка 420 тыс. кв. м торговых площадей, при этом 41% от заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ.
Основной тенденцией 2011 года является снижение объемов ввода новых торговых площадей. По итогам года введено рекордно малое количество площадей, начиная с 2008 года.
По данным на конец декабря 2011 г. за год в Москве введено 6 новых торговых объектов общей площадью 177,3 тыс. кв. м GLA. Это самый низкий показатель ввода за последние 4 года, в 2,4 раза меньше аналогичного показателя 2010 года. Таким образом, площадь открытых в 2011 году объектов составила 54% от площади заявленных к вводу в начале года.
Наблюдается также уменьшение масштабов вводимых объектов по сравнению с предыдущими годами, когда были введены такие крупные объекты, как ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» (170 тыс.кв. м GLA), ТРЦ «Вегас» (124 тыс. кв. м GLA), ТРЦ «Гагаринский» (70 тыс. кв. м GLA).
При этом, из 6 введенных объектов только 2 относятся к торговым центрам, 4 оставшихся объекта являются частью многофункциональных комплексов. Из крупных торговых центров в 2011 году был введен только ТРЦ «АфиМолл Сити» (114,0 тыс. кв. м GLA). Арендуемая площадь каждого из остальных введенных в 2011 году объектов составляет 20 тыс. кв. м и менее.
В 2012 году анонсирован ввод 15 торговых центров различных форматов (порядка 420 тыс. кв. м GLA). Наиболее крупным проектом является ТРК «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA), ввод которого неоднократно переносился из-за проблем с финансированием. Помимо названного торгового объекта крупных проектов больше не анонсировано.
Наибольший объем заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ, среди крупных объектов анонсированы такие, как ТРЦ «Москворечье» (21,0 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA). За пределами МКАД заявлено к вводу 3 объекта в формате аутлет-центра: Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House Moscow и Vnukovo Outlet Village.
Наименьший объем будущего ввода приходится на центр и северо-запад Москвы. В ЦАО в IV квартале 2011 г. была заявлена к вводу торговая галерея в составе гостиницы «Москва». Тем не менее, ввод был перенесен на 2012 год. Других качественных торговых объектов в центре города не анонсировано и в ближайшей перспективе, вероятнее всего, не появится в связи с ограничением строительства коммерческих объектов в центре.
На декабрь 2011 г. уровень вакантных площадей в среднем по Москве в качественных торговых центрах составляет порядка 4-5%. В кризисный период и до сих пор заметна дифференциация рынка. В крупных торговых центрах, открывшихся в кризисный и посткризисный периоды, уровень вакантных площадей может достигать 7-10%. В ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», открытом в 2009 году, до сих пор остается вакантными часть помещений, та же ситуация в ТРЦ «АфиМолл Сити», ТРЦ «Вегас».
Вместе с тем сетевые ритейлеры, в том числе иностранные, продолжают активное развитие. В 2011 году на рынок вышли такие бренды, как Banana Republic (одежда и обувь, американский бренд), K-Rauta (финский гипермаркет DIY), Vinberry (гипермаркет алкогольной продукции), Victoria’s Secret (женское белье). О развитии и расширении своих сетей в 2012 году заявили такие компании, как «О’Кей», «Метрика», «Эконика-обувь», re:Store, «Азбука Вкуса».
В 2011 году было заключено несколько крупных инвестиционных сделок по приобретению торговых объектов. В июне структуры Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова приобрели ТЦ «Калужский» (57 тыс. кв.м) у компании Z-Build и MCG.
Также в июне МТЗ «Рубин» продал ТРЦ «Филион» (128 тыс. кв. м) и ТК «Горбушкин Двор» (60 тыс. кв. м). Новыми владельцами стали структуры Юрия и Алексея Хотиных.
Инвестиционная компания «РМБ Инвест» приобрела 3 торговых центра «МетроМаркет» у компании Capital Group.
Ставки аренды в качественных торговых центрах Москвы в 2011 г. увеличились на 7-10%.
Увеличение средних ставок произошло в успешных торговых центрах, заполняемость которых близка к 100%. В объектах с большой долей пустующих площадей предпосылок к увеличению ставок не было. Этот факт также свидетельствует о выраженной дифференциации рынка на успешные и менее успешные проекты, сложившейся в период кризиса.
Эксплуатационные расходы в качественных торговых центрах находятся на уровне $100-150 за кв. м. в год.
Поскольку ритейлеры продолжают активно развиваться и анонсировать планы по расширению сетей, в ближайшей перспективе возможен рост арендных ставок в лучших торговых центрах.
В сегменте торговой недвижимости, как и в других сегментах рынка, сказывается влияние новой политики московских властей. В связи с многочисленным расторжением инвестиционных контрактов новых проектов пока не анонсируется. Реализация большинства заявленных проектов была начата еще до кризиса.
В 2011 году наметилась еще одна тенденция в сфере торговой недвижимости, продвигаемая властями города. Департамент торговли и услуг г. Москвы представил концепцию развития оптовой и розничной торговли в городе. Программа предполагает развитие торговли в формате районных торговых объектов шаговой доступности площадью не более 3 000 кв. м.
В условиях неопределенной экономической и политической ситуации в 2012 году эксперты компании Welhome не прогнозируют роста основных показателей в сегменте торговой недвижимости. Вакантные площади, напротив, будут постепенно уменьшаться в связи с сокращением ввода новых объектов.
По мнению экспертов компании Welhome, девелоперы, вероятнее всего, направят свою активность в Московскую область и в регионы, поскольку сложившаяся в Москве ситуация пока не позволяет выводить на рынок новые крупные торговые объекты.
Основной тенденцией 2011 года является снижение объемов ввода новых торговых площадей. По итогам года введено рекордно малое количество площадей, начиная с 2008 года.
По данным на конец декабря 2011 г. за год в Москве введено 6 новых торговых объектов общей площадью 177,3 тыс. кв. м GLA. Это самый низкий показатель ввода за последние 4 года, в 2,4 раза меньше аналогичного показателя 2010 года. Таким образом, площадь открытых в 2011 году объектов составила 54% от площади заявленных к вводу в начале года.
Наблюдается также уменьшение масштабов вводимых объектов по сравнению с предыдущими годами, когда были введены такие крупные объекты, как ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» (170 тыс.кв. м GLA), ТРЦ «Вегас» (124 тыс. кв. м GLA), ТРЦ «Гагаринский» (70 тыс. кв. м GLA).
При этом, из 6 введенных объектов только 2 относятся к торговым центрам, 4 оставшихся объекта являются частью многофункциональных комплексов. Из крупных торговых центров в 2011 году был введен только ТРЦ «АфиМолл Сити» (114,0 тыс. кв. м GLA). Арендуемая площадь каждого из остальных введенных в 2011 году объектов составляет 20 тыс. кв. м и менее.
В 2012 году анонсирован ввод 15 торговых центров различных форматов (порядка 420 тыс. кв. м GLA). Наиболее крупным проектом является ТРК «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA), ввод которого неоднократно переносился из-за проблем с финансированием. Помимо названного торгового объекта крупных проектов больше не анонсировано.
Наибольший объем заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ, среди крупных объектов анонсированы такие, как ТРЦ «Москворечье» (21,0 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA). За пределами МКАД заявлено к вводу 3 объекта в формате аутлет-центра: Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House Moscow и Vnukovo Outlet Village.
Наименьший объем будущего ввода приходится на центр и северо-запад Москвы. В ЦАО в IV квартале 2011 г. была заявлена к вводу торговая галерея в составе гостиницы «Москва». Тем не менее, ввод был перенесен на 2012 год. Других качественных торговых объектов в центре города не анонсировано и в ближайшей перспективе, вероятнее всего, не появится в связи с ограничением строительства коммерческих объектов в центре.
На декабрь 2011 г. уровень вакантных площадей в среднем по Москве в качественных торговых центрах составляет порядка 4-5%. В кризисный период и до сих пор заметна дифференциация рынка. В крупных торговых центрах, открывшихся в кризисный и посткризисный периоды, уровень вакантных площадей может достигать 7-10%. В ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», открытом в 2009 году, до сих пор остается вакантными часть помещений, та же ситуация в ТРЦ «АфиМолл Сити», ТРЦ «Вегас».
Вместе с тем сетевые ритейлеры, в том числе иностранные, продолжают активное развитие. В 2011 году на рынок вышли такие бренды, как Banana Republic (одежда и обувь, американский бренд), K-Rauta (финский гипермаркет DIY), Vinberry (гипермаркет алкогольной продукции), Victoria’s Secret (женское белье). О развитии и расширении своих сетей в 2012 году заявили такие компании, как «О’Кей», «Метрика», «Эконика-обувь», re:Store, «Азбука Вкуса».
В 2011 году было заключено несколько крупных инвестиционных сделок по приобретению торговых объектов. В июне структуры Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова приобрели ТЦ «Калужский» (57 тыс. кв.м) у компании Z-Build и MCG.
Также в июне МТЗ «Рубин» продал ТРЦ «Филион» (128 тыс. кв. м) и ТК «Горбушкин Двор» (60 тыс. кв. м). Новыми владельцами стали структуры Юрия и Алексея Хотиных.
Инвестиционная компания «РМБ Инвест» приобрела 3 торговых центра «МетроМаркет» у компании Capital Group.
Ставки аренды в качественных торговых центрах Москвы в 2011 г. увеличились на 7-10%.
Увеличение средних ставок произошло в успешных торговых центрах, заполняемость которых близка к 100%. В объектах с большой долей пустующих площадей предпосылок к увеличению ставок не было. Этот факт также свидетельствует о выраженной дифференциации рынка на успешные и менее успешные проекты, сложившейся в период кризиса.
Эксплуатационные расходы в качественных торговых центрах находятся на уровне $100-150 за кв. м. в год.
Поскольку ритейлеры продолжают активно развиваться и анонсировать планы по расширению сетей, в ближайшей перспективе возможен рост арендных ставок в лучших торговых центрах.
В сегменте торговой недвижимости, как и в других сегментах рынка, сказывается влияние новой политики московских властей. В связи с многочисленным расторжением инвестиционных контрактов новых проектов пока не анонсируется. Реализация большинства заявленных проектов была начата еще до кризиса.
В 2011 году наметилась еще одна тенденция в сфере торговой недвижимости, продвигаемая властями города. Департамент торговли и услуг г. Москвы представил концепцию развития оптовой и розничной торговли в городе. Программа предполагает развитие торговли в формате районных торговых объектов шаговой доступности площадью не более 3 000 кв. м.
В условиях неопределенной экономической и политической ситуации в 2012 году эксперты компании Welhome не прогнозируют роста основных показателей в сегменте торговой недвижимости. Вакантные площади, напротив, будут постепенно уменьшаться в связи с сокращением ввода новых объектов.
По мнению экспертов компании Welhome, девелоперы, вероятнее всего, направят свою активность в Московскую область и в регионы, поскольку сложившаяся в Москве ситуация пока не позволяет выводить на рынок новые крупные торговые объекты.
Источник:
http://www.asteragroup.ru