Инфраструктура – обязанность города или застройщика?
Кто именно должен заниматься строительством школ, детских садов, больниц и других объектов первой необходимости? Муниципалитет или компания застройщик?
В настоящее время все чаще можно наблюдать, что большие территории осваиваются комплексными застройками. Такой подход подразумевает возведение массива жилых зданий, для которых необходимо организовывать социальную инфраструктуру. Но кто именно должен заниматься строительством школ, детских садов, больниц и других объектов первой необходимости? Муниципалитет или компания застройщик? Ясность в ситуацию вносят специалисты ГК «МИЦ».
С одной стороны, раз существует девелопер, который застраивает территорию, он и должен заниматься вопросами развития социальной инфраструктуры. Это довольно логично, ведь именно в рамках работы застройщика решается, как будет использована земля – где будут стоять жилые здания, а где объекты инфраструктуры. С другой стороны, все далеко не так однозначно, ведь возведение школ, больниц, детских садов – это довольно масштабное и дорогостоящее дело, и без участия города здесь никак не обойтись.
В случае комплексной застройки какой-либо территории все равно приходится учитывать, сколько детских садов, школ и других социальных объектов потребуется для нормальной жизни людей, где именно они должны располагаться и т.д. Исходя из этого и разрабатываются проекты комплексных застроек. Девелоперу при этом очень трудно находить общий язык с муниципалитетом, чтобы построенные социальные объекты быстро и безболезненно в юридическом плане передавались государству. Когда строится целый микрорайон, построить один или два детских сада не представляет большого труда. Но содержать их на собственном балансе и ждать, когда же, наконец, муниципалитет примет его в свое распоряжение, уже сложнее. Причем иногда такое ожидание может затянуться даже на несколько лет, что ни одному девелоперу на пользу не пойдет.
Своим видением в данном вопросе поделился генеральный директор «МИЦ-Девелопмент» (ГК «МИЦ») Сергей Хорошков. По его словам, вопрос строить или нет объекты социальной инфраструктуры при застройке большой территории (от 10 га и более) перед девелопером не стоит. Если в проекте планировки не будет школ, поликлиник и детских садов, то его просто не примут и не утвердят ни в одной из инстанций. Кроме того, при наличии социальной инфраструктуры наблюдается повышение активного спроса на недвижимость, что означает ее привлекательность для застройщиков. Но есть и сложность, которая заключается в несовершенстве юридической базы данного вопроса. Именно из-за проблемы с передачей социальных объектов в собственность муниципалитета многие застройщики считают их обременительными. При этом строить школы и больницы все равно надо, поэтому девелоперы продолжают работать. Так, например, ГК «МИЦ» в рамках своих проектов в городах Видное и Железнодорожный планирует строить соответственно школу с детским садом и поликлинику.
Итак, мы выяснили, что основной проблемой в организации хорошей социальной инфраструктуры является нерешенность некоторых юридических вопросов. Муниципалитетам в регионах необходимо серьезно работать над ними, чтобы процесс передачи объектов в распоряжение государства был более быстрым и эффективным. Есть ли какие-то другие варианты для решения этого вопроса? Более эффективных вариантов нет, но можно сделать так, чтобы места под возведение объектов социальной инфраструктуры застройщик обошел при освоении территории, а функции заказчика на них осуществил муниципалитет. В принципе, такой вариант не так уж редок, но и здесь у муниципалитетов иногда появляются сложности.
С одной стороны, раз существует девелопер, который застраивает территорию, он и должен заниматься вопросами развития социальной инфраструктуры. Это довольно логично, ведь именно в рамках работы застройщика решается, как будет использована земля – где будут стоять жилые здания, а где объекты инфраструктуры. С другой стороны, все далеко не так однозначно, ведь возведение школ, больниц, детских садов – это довольно масштабное и дорогостоящее дело, и без участия города здесь никак не обойтись.
В случае комплексной застройки какой-либо территории все равно приходится учитывать, сколько детских садов, школ и других социальных объектов потребуется для нормальной жизни людей, где именно они должны располагаться и т.д. Исходя из этого и разрабатываются проекты комплексных застроек. Девелоперу при этом очень трудно находить общий язык с муниципалитетом, чтобы построенные социальные объекты быстро и безболезненно в юридическом плане передавались государству. Когда строится целый микрорайон, построить один или два детских сада не представляет большого труда. Но содержать их на собственном балансе и ждать, когда же, наконец, муниципалитет примет его в свое распоряжение, уже сложнее. Причем иногда такое ожидание может затянуться даже на несколько лет, что ни одному девелоперу на пользу не пойдет.
Своим видением в данном вопросе поделился генеральный директор «МИЦ-Девелопмент» (ГК «МИЦ») Сергей Хорошков. По его словам, вопрос строить или нет объекты социальной инфраструктуры при застройке большой территории (от 10 га и более) перед девелопером не стоит. Если в проекте планировки не будет школ, поликлиник и детских садов, то его просто не примут и не утвердят ни в одной из инстанций. Кроме того, при наличии социальной инфраструктуры наблюдается повышение активного спроса на недвижимость, что означает ее привлекательность для застройщиков. Но есть и сложность, которая заключается в несовершенстве юридической базы данного вопроса. Именно из-за проблемы с передачей социальных объектов в собственность муниципалитета многие застройщики считают их обременительными. При этом строить школы и больницы все равно надо, поэтому девелоперы продолжают работать. Так, например, ГК «МИЦ» в рамках своих проектов в городах Видное и Железнодорожный планирует строить соответственно школу с детским садом и поликлинику.
Итак, мы выяснили, что основной проблемой в организации хорошей социальной инфраструктуры является нерешенность некоторых юридических вопросов. Муниципалитетам в регионах необходимо серьезно работать над ними, чтобы процесс передачи объектов в распоряжение государства был более быстрым и эффективным. Есть ли какие-то другие варианты для решения этого вопроса? Более эффективных вариантов нет, но можно сделать так, чтобы места под возведение объектов социальной инфраструктуры застройщик обошел при освоении территории, а функции заказчика на них осуществил муниципалитет. В принципе, такой вариант не так уж редок, но и здесь у муниципалитетов иногда появляются сложности.
Источник:
http://mosipoteka.ru