Интернет как пространство для продвижения поэзии и поэтического творчества
Интернет для поэтов становится все более актуальным средством коммуникации с читателями. Дорогостоящие книжные издания не только имеют проблемы организации распространения, хранения книг, но и весьма неудобны в использовании, с точки зрения современного человека: нет удобной системы поиска информации, невозможно мгновенно поделиться с друзьями понравившимся стихотворением, обсудить с автором свои мысли и переживания.
Обращаясь к вездесущему Интернету, как к средству коммуникации с читателем, автор сталкивается с рядом проблем, в основе которых лежит вечное противоречие между элитарным и массовым в искусстве. Многие современные поэты, признанные литературным сообществом, не могут в достаточной мере использовать Интернет как эффективный инструмент массовой коммуникации.
В связи с растущей популярностью Интернета как носителя информации, в том числе и для чтения поэзии, возникают вопросы:
Нужно ли в принципе продвигать настоящую поэзию в массы посредством Интернета
Нужно ли использовать Интернет для продвижения поэта и поэтического творчества
Нужно ли формировать в Интернете возможности для коммуникации авторов, читателей, критиков и экспертов.
Профессиональная литературная среда, которая создает условия для развития поэзии как искусства, может усомниться в том, что настоящая поэзия может стать более востребованной в массах благодаря новым технологиям и носителям информации. Но, несмотря на подобные сомнения, очевиден факт: пространство Интернета активно осваивается в поэтической тематике. Этот процесс сегодня хаотичен, бессистемен. Если этим процессом не управлять, то массовое общественное сознание будет насыщаться низкопробными образцами стихосложения не имеющими отношения к поэзии. В результате, настоящая поэзия окажется в нелицеприятном положении в Интернете. И сеять «разумное, доброе, вечное», пробуждать в людях «добрые чувства», влиять на культуру общества и служить благородной цели «сделать этот мир лучше» поэзии как искусству будет все сложнее и сложнее. Поэтому, профессиональная литературная среда должна задуматься о необходимости управления этими процессами, чтобы Интернет стал системным инструментом для развития у читателей понимания настоящей поэзии.
Сегодня существует множество интернет-ресурсов, где поэт может разместить свои стихи, создавать группы заинтересованных читателей, вести дискуссии. Поэты создают блоги, собственные сайты, где делятся с читателями своим творчеством.
Стратегически не выверенное использование поэтами социальных сетей, блогов, интернет сайтов, где нет разумных критериев публикации, приводит нередко к обесцениванию поэтического творчества. Обсуждение стихов часто превращается в неэтичную борьбу личностей, которые самоутверждаются за счет неконструктивной критики друг друга.
Большинство сайтов, где поэт сегодня может разместить свои стихи, пока не используют современные социальные и интернет-технологии, которые способны создать реальную ценность для читателя, а поэту помогут стать востребованным, собрать свою аудиторию и эффективно взаимодействовать с ней. Цели таких сайтов больше связаны со сбором интернет-тусовки, чем со служением культуре общества. Рейтинги поэтов в таких «избах-читальнях» не имеют отношения к реальной ценности поэзии автора, связаны лишь с факторами, отражающими сколько поэт заплатил за свое продвижение на сайте или сколько он потратил времени на привлечение читателей.
«Журнальный зал» - это замечательный проект, который является сегодня главным ориентиром в мире настоящей литературы и поэзии. Но его цели и функциональность узко ориентированы на элитарную аудиторию и не предполагают коммуникацию с широкой аудиторией читателей.
Настоящая поэзия сегодня нуждается в новых технологиях коммуникации с читателем, которые позволят формировать вкус, культурные и эстетические предпочтения, потребность в обращении к поэзии у широкой аудитории.
Проанализируем некоторые характеристики интернет-аудитории любителей поэзии, чтобы понять, как эффективно использовать Интернет в продвижении поэтического творчества.
Динамика интереса аудитории интернета к поэзии
Слово «стихи» является одним из самых популярных в русскоязычном Интернете. Количество запросов этого ключевого слова в период с 2010 по 2012 год выросло почти в 3 раза: с 6 млн. запросов в месяц до 16 млн. (по данным Яндекс Wordstat). При этом интернет-аудитория России за тот же период выросла менее чем в 2 раза - с 36 млн. чел. до 60 млн. чел. Темпы роста интереса к поэзии в России опережают темпы роста числа интернет пользователей.
Очевидно, что количество читателей поэзии в Интернете будет продолжать увеличиваться по двум причинам: в следствие роста уровня проникновения Интернета и числа пользователей, а также в следствии того, что читатели все чаще будут использовать электронные носители для чтения стихов, и реже - бумажные книги и журналы.
Уровень интереса русскоязычных пользователей Интернета к теме «стихи» (16 млн. в мес.) сегодня намного выше, казалось бы, весьма популярных тем (по данным Яндекс):
- «туры» - 4 млн. запросов в месяц,
- «образование» - 4 млн. запросов в месяц,
- «новости» - 9,6 млн. запросов в месяц,
- «книги» - 13,4 млн. в месяц.
20% поисковых запросов со словом «стихи» по данным Google сегодня приходится на мобильные устройства. Требовательный читатель желает иметь стихи любимых авторов всегда под рукой, на своем мобильном устройстве, отправлять стихи друзьям по электронной почте и SMS.
Место поэзии в потребностях российского и американского пользователя Интернета
Сравнительный анализ профиля потребностей российского и американского пользователя представляет интерес с точки зрения прогноза динамики интереса к поэзии с развитием постиндустриального общества. Как уже указывалось выше, при анализе популярности темы «поэзия» в регионах России, более высокий интерес наблюдается в городах с менее развитой экономикой, а в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, популярность темы «поэзия» имеет тенденцию к снижению, вытесняется другими тематиками.
Для анализа были выбраны самые частотные запросы в разных тематиках в поисковых системах Яндекс для России и Google для США. Обе поисковые системы в соответствующих странах имеют около 60% рынка поиска. В анализе также учитывалось, что пользователей Интернета в США в 4 раза больше, чем в России – 245 млн. и 60 млн. соответственно. Поэтому все данные приводились к условному показателю: количество запросов, приходящееся на одного уловного интернет-пользователя.
Профиль интересов аудитории в области коммуникационных сервисов в США и в России схож. Темы «facebook» (1,4) в США и «одноклассники» (1,9) в России, связанные с общением, жаждой внимания к себе и самоутверждения в референтной среде, являются лидерами популярности. Однако, вовлеченность российского пользователя в такие темы как «игры», «фильмы» и другие развлекательные темы значительно выше, чем у американских пользователей. Похожая ситуация наблюдается с сексуальной тематикой. Интенсивность интереса к этим темам русскоязычных пользователей выше в несколько раз. Это может свидетельствовать о более высокой потребности россиян в психологических инструментах подмены реальности, ухода от решения ситуативных жизненных проблем как следствие более низкого уровня жизни в принципе, неготовности к ответственности за собственную жизнь. Здесь сказывается и темп жизни среднего американца и россиянина. У американцев значительно меньше свободного времени на развлечения в Интернете, чем у россиян.
В области более умеренных по уровню интереса тем ситуация в Америке и России имеет выраженные различия.
Профиль интересов американского пользователя акцентирован на таких темах как: работа, новости, банки, кредиты, бизнес, образование, здоровье. Это характеризует американцев как людей прагматичных, ориентированных на достижение успеха в бизнесе и карьере, последовательно решающих свои жизненные проблемы, но в общей массе со сниженным интересом к «вечным ценностям».
Интересно провести анализ таких запросов как «здоровье» и «лечение» применительно к предпочтениям американцев и россиян. Так у россиян слово «лечение» (0,1) в 2,5 раза популярнее, чем слово «здоровье» (0,04). У американцев все наоборот: слово «здоровье» (0,15) в 2 раза популярнее слова «лечение» (0,7). Это отражает привычку американцев вести здоровый образ жизни, сосредотачиваться на профилактике заболеваний, а не «по-русски» лечиться, когда уже заболел. «Гром не грянет, мужик не перекрестится».
За исключением темы «работа» (в обеих странах эта тема значима), акценты российского пользователя существенно отличаются от американского: «музыка», «стихи», «книги», «любовь» находятся неожиданно выше множества потребностей. Российский интернет-пользователь сентиментален и иррационален. Он ищет эмоции, впечатления, переживания, созвучие своего внутреннего мира в произведениях искусства. Повышенный интерес к таким темам как «авто» и «квартира» свидетельствует о не насыщенности этих потребностей у многих россиян, с другой стороны о появившихся экономических возможностях удовлетворить их.
Значительная разница между потребностями американцев и россиян наблюдается в отношении темы «стихи».
Интерес российского пользователя Интернета к стихам более чем в 3 раза превышает общий уровень интереса американского пользователя к поэзии, и опережает по уровню интереса такие значимые для американца темы как «новости», «банки», «образование», «бизнес», «здоровье», а также слова, связанные с материальными потребностями «авто», «квартира», «одежда» и др. Интерес американского пользователя к поэзии вытесняется более значимыми для него темами, характерными для культурной среды развитого постиндустриального общества: бизнес, деньги, новости, материальные ценности.
Уровень интереса общества к теме «стихи и поэзия» является своеобразным индикатором экономического роста страны и культурных трендов. Снижение в обществе интереса к поэзии может характеризовать развитие кризиса в культуре, когда массовое искусство, имеющее целью увеличение потребления, начинает вытеснять элитарное искусство, которое служит фундаментом для создания у людей базовых ценностей, этического стержня, духовности.
Проблемы продвижения творчества поэта в Интернете
Творчество – это нелинейный процесс. Его невозможно поставить в жесткие рамки, описать при помощи формул и подчинить законам статистики. Творец особым образом отражает действительность, достигая высот в понимании сути вещей через наблюдение жизни в ее ярких проявлениях. Призма восприятия творца своеобразна. Настоящее творчество обладает огромной силой влияния на людей, создает базу для формирования этического стержня личности. Поэзия способна пробуждать в человеке самое сокровенное, раскрывать его потенциал, имеет мощное терапевтическое влияние, высвобождая негативные переживания. Как найти золотую середину между массовым и элитарным в искусстве? Как привлечь к настоящему искусству широкую аудиторию читателей?
Сегодня Интернет, средства мобильной коммуникации становятся основным инструментом общения поэта с читателем. Наблюдается тенденция снижения интереса населения к бумажным носителям информации: журналам, книгам. Тиражи журналов и книг не сопоставимы с многомиллионной аудиторией Интернета, которая интересуется поэзией. Удобство и быстрота поиска нужного стихотворения в актуальный для читателя момент становится главным фактором выбора читателем носителя информации. Однако сегодня эти процессы все еще плохо структурированы, не имеют ценностного вектора развития. Большинство интернет-площадок для поэтов и любителей поэзии развиваются стихийно, обособлено.
Литературный процесс 21 века должен претерпеть серьезные изменения. Процесс признания творчества поэта должен стать интерактивным благодаря интернет-перекрестку, который целенаправленно формирует культуру потребления поэтического творчества, где все участники литературного процесса смогут получить желаемое:
- Читатели - удовлетворить потребность в эмоциональном отреагировании актуальных переживаний, эстетическом наслаждении
- Критики - найти лучшие образцы творчества, которые станут ориентирами для развития поэзии
- Поэты - получить обратную связь от читателей и критиков, задать правильное направление развития своего творчества и получить широкое признание
- Государство - создать базовые элементы системы ценности граждан, культуру, которые позволят развивать общество в целом
Сегодня существует множество способов использования Интернета для донесения поэтического творчества до широкой аудитории.
- Персональные блоги и страницы в социальных сетях.
- Участие в литературных интернет-сообществах
- Публикации в интернет СМИ
- Персональный сайт поэта
- Собственный видеоканал и размещение видеороликов в Интернете
- Электронные книги
- Мобильные приложения для книг
Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Но вопрос успеха продвижения кроется не столько в способах, сколько в стратегии. Поэт должен создать стратегию продвижения своего творчества, бренда и последовательно реализовывать ее или смириться с тем, что его творчество не известно профессиональному сообществу и не востребовано широкой аудиторией.
Существует мнение, что настоящая поэзия редко бывает востребована при жизни автора. Поэзия, как система, развивается вместе с культурой общества, и, как правило, предвещает, опережает потребности современников в духовной пище, тем самым задавая вектор развития ценностей общества в целом.
Нужно ли заботиться о продвижении поэзии среди современников? На мой взгляд, сегодняшние технологии коммуникации позволяют сократить разрыв между процессом формирования новых направлений в поэзии (отражающих современные проблемы общества) и готовностью читателей принять новую поэтику. Этот разрыв можно и нужно сокращать, формируя у читателей культуру потребления поэтического творчества.
Формирование культуры потребления поэтического творчества - это развитие у читателей понимания лучших образцов поэзии признанных профессиональным литературным сообществом, актуализация потребности в обращении к поэзии как к источнику эстетического наслаждения, осмысления действительности, отреагированию эмоциональных переживаний. Восприятие поэзии требует от читателя внутренней работы, а потому процесс формирования культуры потребления поэтического творчества требует постепенного движения от простого к сложному. Тригерами запуска этого процесса являются текущие потребности человека, поиск и чтение стихотворений, созвучных актуальному состоянию читателя. Культура потребления поэтического творчества может развиваться в обществе только при организованном, целенаправленном и системном процессе ее формирования.
Как ни странно это звучит для поэтического сообщества, с точки зрения продвижения, т.е. организации целенаправленной коммуникации с потенциальными читателями и всеми участниками литературного процесса, поэт должен понять, что его творчество – это продукт, обладающий потребительскими свойствами, которые удовлетворяют некие потребности человека. Чтобы выстроить эти коммуникации грамотно, нужно, прежде всего, понять свою целевую аудиторию и ее потребности. Далее спозиционировать "товар" (свое творчество) на бесконечном рынке аналогичных предложений, отстроиться от конкурентов, определить уникальные достоинства своего товара.
Все эти умные слова из учебника маркетинга звучат как страшный приговор для поэта, ему может показаться, что творчество растворится в суете при таком подходе. Поэзия как искусство не может являться коммерческим продуктом. Но, тем не менее, поэзия существует, значит в ней есть потребность. С точки зрения удовлетворения этой потребности и можно рассматривать поэзию в маркетинговом аспекте.
Большинство поэтов понимают, как выстраивать коммуникации в литературном процессе с профессиональной аудиторией: литературными журналами, критиками, литературным сообществом. Для большинства авторов это мучительный, длительный и болезненный процесс, пока поэт не становится заметным в литературной среде.
Коммуникации же с читателями в Интернете, как правило, хаотичны, не системны и не целенаправленны. Инструменты коммуникации с читателями ограничены возможностями тех сайтов, где авторы ведут свои аккаунты, блоги и страницы. Беда таких сайтов – бизнес-процессы и функционал сайта не учитывают специфику литературного процесса. Автором может стать любой желающий, что осложняет понимание ориентиров, стандартов творчества, делает невозможным грамотное позиционирование талантливых авторов. В результате литературный процесс слабоуправляем, превращается в бесконечные оценочные суждения и выяснения отношений между авторами и группами их поддержки. Условные индексы популярности не имеют никакого отношения к реальной популярности авторов и их ценности для культуры.
Практически все сайты, пытающиеся интегрировать в себя контент поэтического творчества, рассчитаны на коммуникации поэтов с поэтами. Читателю остается только созерцать творчество, без возможности конструктивного взаимодействия с понравившимся автором.
Большинство сайтов литературных сообществ, ввиду скудного финансирования, реализованы весьма скромно и не могут эффективно решать задачи в соответствии с актуальными потребностями поэтов и интернет-пользователей.
Ситуация с персональными сайтами поэтов в большинстве случаев просто катастрофична. Даже весьма известные поэты имеют крайне непрофессионально сделанные сайты без признаков стиля в веб-дизайне, не удобные для пользователя и не понятные поисковым роботам. В результате такие сайты мало посещаемы. Не секрет, что большая часть современных поэтов вообще не имеют персональных сайтов в силу отсутствия средств и непонимания того, как пользоваться этим инструментом.
Поэтическая тематика имеет один из самых низких уровней конкуренции в системах контекстной рекламы Яндекс Директ и Google Adwords. Это означает, что практически никто не покупает контекстную рекламу в поисковых системах по поэтической тематике.
Получается замкнутый круг. С одной стороны литературная среда не имеет достаточно компетенций в продвижении поэтического творчества в Интернете, с другой стороны у интернет-пользователей не развивается культура потребления поэтического творчества.
Интерес к стихам у интернет-аудитории, как правило, ситуативен, возникает под влиянием сильных персональных переживаний, актуальной ситуации. Это повод, возможность первого контакта с поэзией. Но, если сайт, куда пользователь попал из поисковой системы, не удобен, не приятен визуально, пользователь быстро покинет его и забудет сайт и автора.
Назрела потребность в упорядочении всех этих процессов, системном решении продвижения поэзии в интернет-аудитории, создания для поэтов специальных инструментов и программ обучения продвижению в Интернете.
Некоторые рекомендации для поэтов по продвижению в Интернете
1. Поэт должен серьезно относиться к продвижению своего творчества в интернет-аудитории 60 миллионов человек, которые каждый месяц делают более 30 миллионов запросов в поисковых системах по поэтической тематике. Продвижение поэтического творчества в Интернете – неотъемлемая часть современного литературного процесса.
2. Тратить время и силы нужно на продвижение персонального бренда поэта, а не на отдельные стихотворения и элементы творчества. Чтобы продвигать бренд, нужно вначале его сформировать.
3. Сформулируйте вашу цель, миссию вашего поэтического творчества. Поймите, кому вы служите, ради чего пишите стихи, кто ваш читатель. Вам нужно сиюминутное признание и восторг вашего окружения или вы пишете настоящую поэзию - на века? Постройте стратегию продвижения вашего бренда и только потом подбирайте подходящие интернет-инструменты его продвижения.
4. Ценность бренда формируется и через признание профессиональным литературным сообществом, и через популярность у читателей. Иногда эти процессы пересекаются и взаимодополняют друг друга.
5. Используя чужие интернет площадки-интеграторы поэтического контента, участвуя в поэтических интернет-сообществах, изучите репутацию площадок. Если репутация сайта не соответствует целям продвижения вашего творчества, не следует тратить на нее время. Не используйте площадки с сомнительной репутацией.
6. Если вы решились разместить свои стихи на площадке-интеграторе, учитывайте тот фактор, что вам придется тратить много времени на разные активности, чтобы ваша страница стала заметной среди сотен тысяч других авторов. Оцените целесообразность ваших временных инвестиций и соотнесите их с возможными результатами.
7. Продвижение в социальных сетях может быть полезно для начинающих, молодых авторов. Но если вы считаете, что вы зрелый поэт-профессионал, решите для себя, как чрезмерная активность в социальных сетях повлияет на ваш имидж, на ваш персональный бренд. Вы серьезный, занятой человек? Или вы готовы тратить десятки часов в месяц на общение в социальных сетях? Вам решать, какой имидж ближе вашему персональному бренду.
8. Помните, ваш бренд поэта формируется не только на ваших персональных страницах. Все ваши отзывы, комментарии в блогах и социальных сетях будут храниться десятки лет на сайтах и в памяти поисковых систем, откуда вы не сможете ничего удалить. Прежде чем затевать дискуссию, делать резкие оценочные суждения, вспомните об этом. Вы хотите стать известным и признанным поэтом? Тогда решите, стоит ли вашей карьеры поэта рисовка и демонстрация своей принципиальности перед сотней читателей вашего блога.
9. Публикации в литературных журналах, как правило, сопровождаются интернет-публикациями. Это серьезное портфолио для поэта. Ссылки на такие публикации должны присутствовать на тех площадках, где бывает ваша целевая аудитория. Используйте это для усиления вашего бренда.
10. Собственный видеоканал позволит "оживить" стихи, размещать видеоролики на различных интернет-ресурсах.
11. Важная площадка для продвижения вашего бренда – это ваш персональный сайт. Не стремитесь самостоятельно создать «что-нибудь» в Интернете на бесплатной и ущербной по функциональности системе управления сайтом. Сделайте сайт настолько профессионально, насколько это соответствует уровню вашего профессионализма в поэзии. Инвестируйте в свой сайт, а не тратьте время на развитие чужих площадок. Относитесь к созданию сайта как к изданию книги, тираж которой будет ежедневно и непрерывно увеличиваться при разовом вложении. Чтобы читатели могли найти ваш сайт, необходимо системно заниматься его продвижением.
12. Электронные книги и мобильные приложения сегодня не так просто создать для поэта. Но если у вас есть такая возможность, не упустите ее. Будущее за контентом для мобильных устройств. Этот рынок демонстрирует активный рост.
Об авторе:
Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus. Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/. Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты», туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых».
Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева.
Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте.
В связи с растущей популярностью Интернета как носителя информации, в том числе и для чтения поэзии, возникают вопросы:
Нужно ли в принципе продвигать настоящую поэзию в массы посредством Интернета
Нужно ли использовать Интернет для продвижения поэта и поэтического творчества
Нужно ли формировать в Интернете возможности для коммуникации авторов, читателей, критиков и экспертов.
Профессиональная литературная среда, которая создает условия для развития поэзии как искусства, может усомниться в том, что настоящая поэзия может стать более востребованной в массах благодаря новым технологиям и носителям информации. Но, несмотря на подобные сомнения, очевиден факт: пространство Интернета активно осваивается в поэтической тематике. Этот процесс сегодня хаотичен, бессистемен. Если этим процессом не управлять, то массовое общественное сознание будет насыщаться низкопробными образцами стихосложения не имеющими отношения к поэзии. В результате, настоящая поэзия окажется в нелицеприятном положении в Интернете. И сеять «разумное, доброе, вечное», пробуждать в людях «добрые чувства», влиять на культуру общества и служить благородной цели «сделать этот мир лучше» поэзии как искусству будет все сложнее и сложнее. Поэтому, профессиональная литературная среда должна задуматься о необходимости управления этими процессами, чтобы Интернет стал системным инструментом для развития у читателей понимания настоящей поэзии.
Сегодня существует множество интернет-ресурсов, где поэт может разместить свои стихи, создавать группы заинтересованных читателей, вести дискуссии. Поэты создают блоги, собственные сайты, где делятся с читателями своим творчеством.
Стратегически не выверенное использование поэтами социальных сетей, блогов, интернет сайтов, где нет разумных критериев публикации, приводит нередко к обесцениванию поэтического творчества. Обсуждение стихов часто превращается в неэтичную борьбу личностей, которые самоутверждаются за счет неконструктивной критики друг друга.
Большинство сайтов, где поэт сегодня может разместить свои стихи, пока не используют современные социальные и интернет-технологии, которые способны создать реальную ценность для читателя, а поэту помогут стать востребованным, собрать свою аудиторию и эффективно взаимодействовать с ней. Цели таких сайтов больше связаны со сбором интернет-тусовки, чем со служением культуре общества. Рейтинги поэтов в таких «избах-читальнях» не имеют отношения к реальной ценности поэзии автора, связаны лишь с факторами, отражающими сколько поэт заплатил за свое продвижение на сайте или сколько он потратил времени на привлечение читателей.
«Журнальный зал» - это замечательный проект, который является сегодня главным ориентиром в мире настоящей литературы и поэзии. Но его цели и функциональность узко ориентированы на элитарную аудиторию и не предполагают коммуникацию с широкой аудиторией читателей.
Настоящая поэзия сегодня нуждается в новых технологиях коммуникации с читателем, которые позволят формировать вкус, культурные и эстетические предпочтения, потребность в обращении к поэзии у широкой аудитории.
Проанализируем некоторые характеристики интернет-аудитории любителей поэзии, чтобы понять, как эффективно использовать Интернет в продвижении поэтического творчества.
Динамика интереса аудитории интернета к поэзии
Слово «стихи» является одним из самых популярных в русскоязычном Интернете. Количество запросов этого ключевого слова в период с 2010 по 2012 год выросло почти в 3 раза: с 6 млн. запросов в месяц до 16 млн. (по данным Яндекс Wordstat). При этом интернет-аудитория России за тот же период выросла менее чем в 2 раза - с 36 млн. чел. до 60 млн. чел. Темпы роста интереса к поэзии в России опережают темпы роста числа интернет пользователей.
Очевидно, что количество читателей поэзии в Интернете будет продолжать увеличиваться по двум причинам: в следствие роста уровня проникновения Интернета и числа пользователей, а также в следствии того, что читатели все чаще будут использовать электронные носители для чтения стихов, и реже - бумажные книги и журналы.
Уровень интереса русскоязычных пользователей Интернета к теме «стихи» (16 млн. в мес.) сегодня намного выше, казалось бы, весьма популярных тем (по данным Яндекс):
- «туры» - 4 млн. запросов в месяц,
- «образование» - 4 млн. запросов в месяц,
- «новости» - 9,6 млн. запросов в месяц,
- «книги» - 13,4 млн. в месяц.
20% поисковых запросов со словом «стихи» по данным Google сегодня приходится на мобильные устройства. Требовательный читатель желает иметь стихи любимых авторов всегда под рукой, на своем мобильном устройстве, отправлять стихи друзьям по электронной почте и SMS.
Место поэзии в потребностях российского и американского пользователя Интернета
Сравнительный анализ профиля потребностей российского и американского пользователя представляет интерес с точки зрения прогноза динамики интереса к поэзии с развитием постиндустриального общества. Как уже указывалось выше, при анализе популярности темы «поэзия» в регионах России, более высокий интерес наблюдается в городах с менее развитой экономикой, а в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, популярность темы «поэзия» имеет тенденцию к снижению, вытесняется другими тематиками.
Для анализа были выбраны самые частотные запросы в разных тематиках в поисковых системах Яндекс для России и Google для США. Обе поисковые системы в соответствующих странах имеют около 60% рынка поиска. В анализе также учитывалось, что пользователей Интернета в США в 4 раза больше, чем в России – 245 млн. и 60 млн. соответственно. Поэтому все данные приводились к условному показателю: количество запросов, приходящееся на одного уловного интернет-пользователя.
Профиль интересов аудитории в области коммуникационных сервисов в США и в России схож. Темы «facebook» (1,4) в США и «одноклассники» (1,9) в России, связанные с общением, жаждой внимания к себе и самоутверждения в референтной среде, являются лидерами популярности. Однако, вовлеченность российского пользователя в такие темы как «игры», «фильмы» и другие развлекательные темы значительно выше, чем у американских пользователей. Похожая ситуация наблюдается с сексуальной тематикой. Интенсивность интереса к этим темам русскоязычных пользователей выше в несколько раз. Это может свидетельствовать о более высокой потребности россиян в психологических инструментах подмены реальности, ухода от решения ситуативных жизненных проблем как следствие более низкого уровня жизни в принципе, неготовности к ответственности за собственную жизнь. Здесь сказывается и темп жизни среднего американца и россиянина. У американцев значительно меньше свободного времени на развлечения в Интернете, чем у россиян.
В области более умеренных по уровню интереса тем ситуация в Америке и России имеет выраженные различия.
Профиль интересов американского пользователя акцентирован на таких темах как: работа, новости, банки, кредиты, бизнес, образование, здоровье. Это характеризует американцев как людей прагматичных, ориентированных на достижение успеха в бизнесе и карьере, последовательно решающих свои жизненные проблемы, но в общей массе со сниженным интересом к «вечным ценностям».
Интересно провести анализ таких запросов как «здоровье» и «лечение» применительно к предпочтениям американцев и россиян. Так у россиян слово «лечение» (0,1) в 2,5 раза популярнее, чем слово «здоровье» (0,04). У американцев все наоборот: слово «здоровье» (0,15) в 2 раза популярнее слова «лечение» (0,7). Это отражает привычку американцев вести здоровый образ жизни, сосредотачиваться на профилактике заболеваний, а не «по-русски» лечиться, когда уже заболел. «Гром не грянет, мужик не перекрестится».
За исключением темы «работа» (в обеих странах эта тема значима), акценты российского пользователя существенно отличаются от американского: «музыка», «стихи», «книги», «любовь» находятся неожиданно выше множества потребностей. Российский интернет-пользователь сентиментален и иррационален. Он ищет эмоции, впечатления, переживания, созвучие своего внутреннего мира в произведениях искусства. Повышенный интерес к таким темам как «авто» и «квартира» свидетельствует о не насыщенности этих потребностей у многих россиян, с другой стороны о появившихся экономических возможностях удовлетворить их.
Значительная разница между потребностями американцев и россиян наблюдается в отношении темы «стихи».
Интерес российского пользователя Интернета к стихам более чем в 3 раза превышает общий уровень интереса американского пользователя к поэзии, и опережает по уровню интереса такие значимые для американца темы как «новости», «банки», «образование», «бизнес», «здоровье», а также слова, связанные с материальными потребностями «авто», «квартира», «одежда» и др. Интерес американского пользователя к поэзии вытесняется более значимыми для него темами, характерными для культурной среды развитого постиндустриального общества: бизнес, деньги, новости, материальные ценности.
Уровень интереса общества к теме «стихи и поэзия» является своеобразным индикатором экономического роста страны и культурных трендов. Снижение в обществе интереса к поэзии может характеризовать развитие кризиса в культуре, когда массовое искусство, имеющее целью увеличение потребления, начинает вытеснять элитарное искусство, которое служит фундаментом для создания у людей базовых ценностей, этического стержня, духовности.
Проблемы продвижения творчества поэта в Интернете
Творчество – это нелинейный процесс. Его невозможно поставить в жесткие рамки, описать при помощи формул и подчинить законам статистики. Творец особым образом отражает действительность, достигая высот в понимании сути вещей через наблюдение жизни в ее ярких проявлениях. Призма восприятия творца своеобразна. Настоящее творчество обладает огромной силой влияния на людей, создает базу для формирования этического стержня личности. Поэзия способна пробуждать в человеке самое сокровенное, раскрывать его потенциал, имеет мощное терапевтическое влияние, высвобождая негативные переживания. Как найти золотую середину между массовым и элитарным в искусстве? Как привлечь к настоящему искусству широкую аудиторию читателей?
Сегодня Интернет, средства мобильной коммуникации становятся основным инструментом общения поэта с читателем. Наблюдается тенденция снижения интереса населения к бумажным носителям информации: журналам, книгам. Тиражи журналов и книг не сопоставимы с многомиллионной аудиторией Интернета, которая интересуется поэзией. Удобство и быстрота поиска нужного стихотворения в актуальный для читателя момент становится главным фактором выбора читателем носителя информации. Однако сегодня эти процессы все еще плохо структурированы, не имеют ценностного вектора развития. Большинство интернет-площадок для поэтов и любителей поэзии развиваются стихийно, обособлено.
Литературный процесс 21 века должен претерпеть серьезные изменения. Процесс признания творчества поэта должен стать интерактивным благодаря интернет-перекрестку, который целенаправленно формирует культуру потребления поэтического творчества, где все участники литературного процесса смогут получить желаемое:
- Читатели - удовлетворить потребность в эмоциональном отреагировании актуальных переживаний, эстетическом наслаждении
- Критики - найти лучшие образцы творчества, которые станут ориентирами для развития поэзии
- Поэты - получить обратную связь от читателей и критиков, задать правильное направление развития своего творчества и получить широкое признание
- Государство - создать базовые элементы системы ценности граждан, культуру, которые позволят развивать общество в целом
Сегодня существует множество способов использования Интернета для донесения поэтического творчества до широкой аудитории.
- Персональные блоги и страницы в социальных сетях.
- Участие в литературных интернет-сообществах
- Публикации в интернет СМИ
- Персональный сайт поэта
- Собственный видеоканал и размещение видеороликов в Интернете
- Электронные книги
- Мобильные приложения для книг
Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Но вопрос успеха продвижения кроется не столько в способах, сколько в стратегии. Поэт должен создать стратегию продвижения своего творчества, бренда и последовательно реализовывать ее или смириться с тем, что его творчество не известно профессиональному сообществу и не востребовано широкой аудиторией.
Существует мнение, что настоящая поэзия редко бывает востребована при жизни автора. Поэзия, как система, развивается вместе с культурой общества, и, как правило, предвещает, опережает потребности современников в духовной пище, тем самым задавая вектор развития ценностей общества в целом.
Нужно ли заботиться о продвижении поэзии среди современников? На мой взгляд, сегодняшние технологии коммуникации позволяют сократить разрыв между процессом формирования новых направлений в поэзии (отражающих современные проблемы общества) и готовностью читателей принять новую поэтику. Этот разрыв можно и нужно сокращать, формируя у читателей культуру потребления поэтического творчества.
Формирование культуры потребления поэтического творчества - это развитие у читателей понимания лучших образцов поэзии признанных профессиональным литературным сообществом, актуализация потребности в обращении к поэзии как к источнику эстетического наслаждения, осмысления действительности, отреагированию эмоциональных переживаний. Восприятие поэзии требует от читателя внутренней работы, а потому процесс формирования культуры потребления поэтического творчества требует постепенного движения от простого к сложному. Тригерами запуска этого процесса являются текущие потребности человека, поиск и чтение стихотворений, созвучных актуальному состоянию читателя. Культура потребления поэтического творчества может развиваться в обществе только при организованном, целенаправленном и системном процессе ее формирования.
Как ни странно это звучит для поэтического сообщества, с точки зрения продвижения, т.е. организации целенаправленной коммуникации с потенциальными читателями и всеми участниками литературного процесса, поэт должен понять, что его творчество – это продукт, обладающий потребительскими свойствами, которые удовлетворяют некие потребности человека. Чтобы выстроить эти коммуникации грамотно, нужно, прежде всего, понять свою целевую аудиторию и ее потребности. Далее спозиционировать "товар" (свое творчество) на бесконечном рынке аналогичных предложений, отстроиться от конкурентов, определить уникальные достоинства своего товара.
Все эти умные слова из учебника маркетинга звучат как страшный приговор для поэта, ему может показаться, что творчество растворится в суете при таком подходе. Поэзия как искусство не может являться коммерческим продуктом. Но, тем не менее, поэзия существует, значит в ней есть потребность. С точки зрения удовлетворения этой потребности и можно рассматривать поэзию в маркетинговом аспекте.
Большинство поэтов понимают, как выстраивать коммуникации в литературном процессе с профессиональной аудиторией: литературными журналами, критиками, литературным сообществом. Для большинства авторов это мучительный, длительный и болезненный процесс, пока поэт не становится заметным в литературной среде.
Коммуникации же с читателями в Интернете, как правило, хаотичны, не системны и не целенаправленны. Инструменты коммуникации с читателями ограничены возможностями тех сайтов, где авторы ведут свои аккаунты, блоги и страницы. Беда таких сайтов – бизнес-процессы и функционал сайта не учитывают специфику литературного процесса. Автором может стать любой желающий, что осложняет понимание ориентиров, стандартов творчества, делает невозможным грамотное позиционирование талантливых авторов. В результате литературный процесс слабоуправляем, превращается в бесконечные оценочные суждения и выяснения отношений между авторами и группами их поддержки. Условные индексы популярности не имеют никакого отношения к реальной популярности авторов и их ценности для культуры.
Практически все сайты, пытающиеся интегрировать в себя контент поэтического творчества, рассчитаны на коммуникации поэтов с поэтами. Читателю остается только созерцать творчество, без возможности конструктивного взаимодействия с понравившимся автором.
Большинство сайтов литературных сообществ, ввиду скудного финансирования, реализованы весьма скромно и не могут эффективно решать задачи в соответствии с актуальными потребностями поэтов и интернет-пользователей.
Ситуация с персональными сайтами поэтов в большинстве случаев просто катастрофична. Даже весьма известные поэты имеют крайне непрофессионально сделанные сайты без признаков стиля в веб-дизайне, не удобные для пользователя и не понятные поисковым роботам. В результате такие сайты мало посещаемы. Не секрет, что большая часть современных поэтов вообще не имеют персональных сайтов в силу отсутствия средств и непонимания того, как пользоваться этим инструментом.
Поэтическая тематика имеет один из самых низких уровней конкуренции в системах контекстной рекламы Яндекс Директ и Google Adwords. Это означает, что практически никто не покупает контекстную рекламу в поисковых системах по поэтической тематике.
Получается замкнутый круг. С одной стороны литературная среда не имеет достаточно компетенций в продвижении поэтического творчества в Интернете, с другой стороны у интернет-пользователей не развивается культура потребления поэтического творчества.
Интерес к стихам у интернет-аудитории, как правило, ситуативен, возникает под влиянием сильных персональных переживаний, актуальной ситуации. Это повод, возможность первого контакта с поэзией. Но, если сайт, куда пользователь попал из поисковой системы, не удобен, не приятен визуально, пользователь быстро покинет его и забудет сайт и автора.
Назрела потребность в упорядочении всех этих процессов, системном решении продвижения поэзии в интернет-аудитории, создания для поэтов специальных инструментов и программ обучения продвижению в Интернете.
Некоторые рекомендации для поэтов по продвижению в Интернете
1. Поэт должен серьезно относиться к продвижению своего творчества в интернет-аудитории 60 миллионов человек, которые каждый месяц делают более 30 миллионов запросов в поисковых системах по поэтической тематике. Продвижение поэтического творчества в Интернете – неотъемлемая часть современного литературного процесса.
2. Тратить время и силы нужно на продвижение персонального бренда поэта, а не на отдельные стихотворения и элементы творчества. Чтобы продвигать бренд, нужно вначале его сформировать.
3. Сформулируйте вашу цель, миссию вашего поэтического творчества. Поймите, кому вы служите, ради чего пишите стихи, кто ваш читатель. Вам нужно сиюминутное признание и восторг вашего окружения или вы пишете настоящую поэзию - на века? Постройте стратегию продвижения вашего бренда и только потом подбирайте подходящие интернет-инструменты его продвижения.
4. Ценность бренда формируется и через признание профессиональным литературным сообществом, и через популярность у читателей. Иногда эти процессы пересекаются и взаимодополняют друг друга.
5. Используя чужие интернет площадки-интеграторы поэтического контента, участвуя в поэтических интернет-сообществах, изучите репутацию площадок. Если репутация сайта не соответствует целям продвижения вашего творчества, не следует тратить на нее время. Не используйте площадки с сомнительной репутацией.
6. Если вы решились разместить свои стихи на площадке-интеграторе, учитывайте тот фактор, что вам придется тратить много времени на разные активности, чтобы ваша страница стала заметной среди сотен тысяч других авторов. Оцените целесообразность ваших временных инвестиций и соотнесите их с возможными результатами.
7. Продвижение в социальных сетях может быть полезно для начинающих, молодых авторов. Но если вы считаете, что вы зрелый поэт-профессионал, решите для себя, как чрезмерная активность в социальных сетях повлияет на ваш имидж, на ваш персональный бренд. Вы серьезный, занятой человек? Или вы готовы тратить десятки часов в месяц на общение в социальных сетях? Вам решать, какой имидж ближе вашему персональному бренду.
8. Помните, ваш бренд поэта формируется не только на ваших персональных страницах. Все ваши отзывы, комментарии в блогах и социальных сетях будут храниться десятки лет на сайтах и в памяти поисковых систем, откуда вы не сможете ничего удалить. Прежде чем затевать дискуссию, делать резкие оценочные суждения, вспомните об этом. Вы хотите стать известным и признанным поэтом? Тогда решите, стоит ли вашей карьеры поэта рисовка и демонстрация своей принципиальности перед сотней читателей вашего блога.
9. Публикации в литературных журналах, как правило, сопровождаются интернет-публикациями. Это серьезное портфолио для поэта. Ссылки на такие публикации должны присутствовать на тех площадках, где бывает ваша целевая аудитория. Используйте это для усиления вашего бренда.
10. Собственный видеоканал позволит "оживить" стихи, размещать видеоролики на различных интернет-ресурсах.
11. Важная площадка для продвижения вашего бренда – это ваш персональный сайт. Не стремитесь самостоятельно создать «что-нибудь» в Интернете на бесплатной и ущербной по функциональности системе управления сайтом. Сделайте сайт настолько профессионально, насколько это соответствует уровню вашего профессионализма в поэзии. Инвестируйте в свой сайт, а не тратьте время на развитие чужих площадок. Относитесь к созданию сайта как к изданию книги, тираж которой будет ежедневно и непрерывно увеличиваться при разовом вложении. Чтобы читатели могли найти ваш сайт, необходимо системно заниматься его продвижением.
12. Электронные книги и мобильные приложения сегодня не так просто создать для поэта. Но если у вас есть такая возможность, не упустите ее. Будущее за контентом для мобильных устройств. Этот рынок демонстрирует активный рост.
Об авторе:
Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus. Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/. Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты», туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых».
Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева.
Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте.
Источник:
http://edu.jobsmarket.ru/library/culture/7963/