Череда банкротств в ЖКХ Переславля. Кто следующий?

17 июня в Ярославской области состоятся досрочные выборы мэра города Переславля-Залесского. Мэра города Андрея Охапкина гордума досрочно отправила в отставку 13 февраля по инициативе экс-губернатора Сергея Вахрукова.
17 июня в Ярославской области состоятся досрочные выборы мэра города Переславля-Залесского. Мэра города Андрея Охапкина гордума досрочно отправила в отставку 13 февраля по инициативе экс-губернатора Сергея Вахрукова.
Причиной стал финансово-экономический кризис в городском коммунальном хозяйстве, поставивший Переславль на грань отключения от подачи тепла. За три года долги теплоснабжающих предприятий выросли в пять раз. «Переславский технопарк», обеспечивающий теплом 80% городских объектов, задолжал газовикам 80 млн руб. МУП «Энергетик» стал банкротом, введено внешнее управление, муниципальный «Водоканал» находился в предбанкротном состоянии. Губернатор назвал причиной этих бед безответственность и недееспособность местной администрации. «Деньги, которые область выделяет Переславлю из резервного фонда, уходят неизвестно куда и неизвестно кому», – заявил Сергей Вахруков.

Мнение директора по стратегическому развитию переславского МУП «Энергетик» Сергея Синицына о проблемах городского коммунального хозяйства:

В настоящее время жилищно-коммунальная сфера нашего государства, к большому сожалению, испытывает значительные трудности. Данная ситуация в небольших городах связана с такими проблемами как: острый дефицит финансов, слабая материально-техническая база, недостаточная квалификация кадров, отсутствие продуманной жилищной политики, недостаточная проработанность нормативно-правовых аспектов деятельности организаций как в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями, так и в части «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности и многих других внешних и внутренних факторов. Похожая ситуация сложилась в старейшем Российском городе с великой историей – городе Переславль-Залесский.

Чуть меньше месяца прошло с того дня, когда внешний управляющий МУП «Энергетик» (г-н Максимов А.Н.) пригласил меня на должность директора по стратегическому развитию. Конечно, за такой короткий срок исправить, то, что творилось на предприятии последние 10 лет (по другому я не могу охарактеризовать деятельность МУП «Энергетик» и соответственно всей системы ЖКХ города) не реально, но первые оценки деятельности бывшего руководства и администрации города сформировались. Признаюсь я был готов к тому, что предприятие находится в глубоком кризисе, но то, что я увидел фактически – меня просто ужаснуло. Ужаснуло своим разгильдяйством, своей безалаберностью и недальновидностью принятых решений, ужаснуло творящимся хаосом, но давайте начнем по порядку.

До 2002 года в городе Переславль-Залесский практически все услуги населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства города оказывало муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МП «ЖКХ») руководителем которого был г-н Горшков В.М. В результате возможных ошибок – МП «ЖКХ» оказалось в серьезной финансовой яме, из которой «вылезти» самостоятельно уже не представлялось возможным. Убыток МП «ЖКХ» начиная с 1997 года нарастал как снежный ком, а именно 1997 год – 9,5 млн рублей, 1998 год – 9,2 млн рублей, 1999 год – 23,3 млн рублей, 2000 год – 29,7 млн рублей, 2001 год – 42 млн рублей, 2002 год 30 млн рублей. За весь указанный период убыток от деятельности составил порядка 143 млн рублей и это без учета кредиторской задолженности.

Исключительно с целью «спасения» города от надвигающегося коллапса в 2002 году было издано постановление мэра города Переславль-Залесский г-на Мельника Е.А. от 17.10.2002 № 1331 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», в соответствии с которым был создан ряд муниципальных унитарных предприятий. На одно из вновь созданных предприятий (МУП «Энергетик») вешаются все долги МП «ЖКХ» по налогам и сборам (порядка 50 млн) и долги перед поставщиками в размере порядка 30 млн рублей. Но и дебиторская задолженность составляет сумму порядка 65 млн рублей. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагался на заместителя главы администрации, начальника управления муниципальной собственности г-на Охапкина А.В.

Ошибки прошлых лет, в частности ошибки МП «ЖКХ», администрацией города видимо не были учтены или были просто проигнорированы и руководителем МУП «Энергетик» назначают того же г-на Горшкова В.М… Умышленно это было сделано или других кандидатов на пост руководителя не было на тот период – к сожалению выяснить это не представляется возможным.

Вновь созданное предприятие (МУП «Энергетик») начинает функционировать и выполнять все взятые на себя обязательства. В период с 2003 по 2007 год руководителем МУП «Энергетик» является г-н Горшков В.М., если не учитывать «прошлые хвосты», то показатели по годам следующие: 2003 год – минус 597 тыс. руб., 2004 год – минус 2,2 млн руб., 2005 год – минус 4,4 млн руб., 2006 год – фактически минус 300 т.р., однако с учетом дотаций в 2006 году предприятие выходит в плюс. В 2007 году происходит смена директора МУП «Энергетик», доход в этом году превышает 17 млн рублей по результатам деятельности. В конце 2008 года происходит очередная смена директора – убыток в 2008 году составляет 60 млн рублей.

В конце 2008 года, распоряжением администрации города, во главе с г-ном Охапкиным А.В., из состава МУП «Энергетик» выводятся структуры (оборудование, персонал и т.п.) которые обслуживали водопроводные (ХВС) и канализационные сети. Сети передаются в аренду ОАО «Водоканал», сто процентным уставным капиталом которого владеет администрация города. Основание – желание оптимизировать и оздоровить МУП «Энергетик». Фактически создается вновь «чистое» юридическое лицо, которое не обременено вновь наработанными долгами МУП «Энергетик». ОАО «Водоканал» арендует сети, исправно платит за их аренду и функционирует в нормальном рабочем режиме, но…

Если проанализировать финансово-хозяйственную деятельность уже двух предприятий (ОАО «Водоканал» и МУП «Энергетик»), начиная с января 2009 года, то даже у самого неискушенного обывателя возникнет простой вопрос: «Почему в результате реорганизации вместо оптимизации и финансового оздоровления, которое было задекларировано, в конечном итоге оба предприятия находятся в крайне тяжелом финансовом положении?»

Очень часто, особенно в последнее время, нам приходиться сталкиваться с тем, что под маской оптимизации и реорганизации на самом деле происходит сокрытие каких либо фактов, которые нежелательны для общего обозрения…

Практически, начиная с конца 2008 года, нарастает задолженность управляющих компаний перед МУП «Энергетик» за услуги в части поставки тепла и горячего водоснабжения. Так на конец 2008 года задолженность управляющих компаний составляет порядка 38 млн руб., на конец 2009 года – порядка 51,5 млн. рублей, на конец 2010 года – порядка 68,9 млн. рублей, на конец 2011 года задолженность составляет сумма порядка 104,8 млн. рублей и на конец первого квартала 2012 года задолженность порядка 127,9 млн. рублей.

В этот же период начинает вырастать задолженность управляющих компаний города и перед ОАО «Водоканал» и на конец 1-го квартала 2012 года составляет порядка 42 млн. рублей, а общая задолженность перед ОАО «Водоканал» составляет порядка 89 млн рублей. Оба предприятия имеют достаточно большую дебиторскую задолженность, как следствие – возникает и кредиторская задолженность. К примеру – на начало 2012 года кредиторская задолженность ОАО «Водоканал» составляет сумму порядка 102 млн рублей, МУП «Энергетик» порядка 173,7 млн. рублей.

Складывается впечатление о преднамеренности наращивания дебиторской задолженности, как следствие рост кредиторской задолженности и в результате – потенциальное банкротство МУП «Энергетик», в отношении которого в мае 2010 года введена процедура наблюдения, а сентябре 2011 года уже внешнее управление. А ведь не за горами и аналогичная ситуация с ОАО «Водоканал». Отсюда напрашивается всего один, но самый важный вопрос. Почему сложилась такая ситуация, которая практически полностью повторяет ситуацию с МП «ЖКХ»?

Резонно возникает вопрос: «Почему администрация города, уже в тот период когда стала назревать кризисная ситуация и появились первые крупные долги уже перед МУП «Энергетик» не предприняла никаких реальных мер, с целью предотвращения кризисной ситуации?

Все в курсе того объема долгов, который висит на плечах у управляющих компаний и ряда потребителей услуг и МУП «Энергетик» и ОАО «Водоканал», но почему то в 2012 году все делают акцент на том, что МУП «Энергетик» действует якобы незаконно, отбирает у ОАО «Водоканал» сети, которые МУП «Энергетик» передал с постановления администрации города Переславль-Залесский по договору аренды в ОАО «Водоканал» окончившемуся 10 апреля 2012 года. Обращу Ваше внимание еще на тот факт, что когда сети ХВС и водоотведения не были переданы в аренду ОАО «Водоканал» на МУП «Энергетик» поступали финансовые потоки порядка 140 млн рублей. В их составе была заложена определенная рентабельность, которая после сдачи сетей в аренду составила сумму в 3-4 раза меньшую, да и та большей частью проводилась по взаимозачетам. Эти цифры никак не могут говорить об оптимизации работы МУП «Энергетик».

Да и с бюджетными средствами, которые выделялись в адрес МУП «Энергетик» не все так прозрачно как кажется на первый взгляд. К примеру, по результатам финансово-хозяйственной деятельности МУП «Энергетик» в 2011 году объем дотаций должен был составлять порядка 20,9 млн рублей, однако администрацией подписаны дотации на сумму более 38 млн рублей. Чисто технически это выглядит так, будто убытки 2010 года включили в 2011 год, что само по себе в некой степени является подлогом. При этом ответственные работники администрации, которые подписывали документы на бюджетное финансирование, не могли не знать о данном факте, т.к. эти цифры указанны в балансе МУП «Энергетик», копия которого обязательна для предоставления в администрацию.

С одной стороны это конечно выгодно для предприятия и с этим не поспоришь, но с другой стороны – чем больше дотации, тем меньше надо заботиться о работе с должниками. Ведь худо-бедно деньги появились, а то, что управляющие компании должны – так пусть себе должны, они ведь о населении заботятся, или делают вид, что заботятся…

Что это? Преступная халатность? Служебное несоответствие? Или обычное русское авось, надежда на «центр», который будет вынужден в очередной раз дать средства в связи с социальной значимостью объектов? А может очень грамотная и продуманная схема хищения бюджетных средств, посредством третьих лиц? С этим пусть разбираются соответствующие службы и инстанции. Наша задача слаженно и грамотно выполнять свою работу.

Крайне нелепо выглядит ситуация, ситуация, я бы даже сказал прямой саботаж, в части передачи схем водопроводных и канализационных сетей города. С 11 апреля 2012 года фактически МУП «Энергетик» в рамках внешнего управления стал управлять, тем, что ему и так принадлежит по праву – имуществом, которое одним росчерком пера в недалеком 2009 году было сдано краткосрочную аренду, ну а последствия сего действа администрации и руководства, как показывает нам история МУП «Энергетик» привели к его краху практически через год. Сотрудники ОАО «Водоканал» передавать информацию о водопроводных сетях города всячески отказываются или передают морально устаревшую. Сотрудникам МУП «Энергетик» приходится зачастую вслепую искать прорывы и устранять аварийные ситуации, что не может не сказываться на оперативности. Давайте посмотрим на это логическим путем - при грамотном и правильном подходе к ведению дел на ОАО «Водоканал» просто обязана быть схема с фактическим расположением всех задвижек, подключений и присоединений. Если данная реальная схема отсутствует, как декларируют сотрудники ОАО «Водоканал», то получается вся деятельность велась ими вслепую? Или просто отсутствовало планирование? А может быть это делалось преднамеренно, так сказать бомба замедленного действия, чтобы в критической ситуации «рвануть»?

Еще более нелепо выглядит ситуация когда бывшие сотрудники администрации города и бывшее руководство ОАО «Водоканал», да и ряд областных чиновников якобы в рамках выявления незаконности в действиях МУП «Энергетик» систематически пишут жалобы, ведут агитацию с целью бойкотирования специалистами и простыми рабочими перехода на работу в МУП «Энергетик» и т.п. Но вот парадокс – все действия этих лиц, направленные на срыв работы МУП «Энергетик» говорят исключительно только об одном – никто из них не думает ни о населении города, ни о возможных последствиях. Ведь согласитесь, если МУП «Энергетик» вместо выполнения своих прямых обязанностей перед гражданами будет втянуто в эти дрязги, ситуация в системе водоснабжения и водоотведения города будет только усложняться, а значит может быть некачественно или несвоевременно оказана услуга.

Руководство нашего предприятия неоднократно писало письма и обращалось к администрации ОАО «Водоканал» о готовности приема всех сотрудников, в том числе и сотрудников абонентского отдела (отвечают за своевременное выставление счетов населению и всех сотрудников линейных аварийно-ремонтных бригад (отвечают за оперативное устранение аварийных ситуаций) обратно в штат МУП «Энергетик» не только с сохранением фактической заработной платы и всех социальных гарантий, но и с сохранением установленного ранее графика отпусков. Все, кто перешел к нам из ОАО «Водоканал», а это более двухсот человек, подписали трудовой договор, в котором четко прописаны все финансовые вопросы, а уровень заработной платы равен их прежним доходам, а зачастую и превышает его.

Одного этого хватает, что бы понять, что кто-то сознательно раскаляет ситуацию до такой степени, чтобы в конечном итоге возник коллапс. И все взгляды были направлены с реальных проблем, которые на сегодняшний день привели к сложившейся ситуации на вновь искусственно созданные…

Ниже представлю Вам краткую констатацию вопиющих на наш взгляд фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности как бывшего руководства МУП «Энергетик», так и бывшего руководства ОАО «Водоканал».

Основные проблемы с сетями МУП «Энергетик». Протяженность городских тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет порядка 90 км, а их износ превышает 85%. Потери в тепловых сетях превышают 25 %, а на ряде участков переваливают за 55 %! В денежном эквиваленте это составляет порядка 60 млн рублей в год. Еще один «интересный» факт «грамотного» управления всей сферой жилищно-коммунального хозяйства города связан с исполнением Федерального закона Российской Федерации № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Если в муниципальных учреждениях приборы учета установлены, то процент их установки в частном жилом фонде (имеются в виду многоквартирные дома, которых в городе насчитывается порядка 550 единиц) в части приборов учета ГВС и теплоснабжения не превышает 15 % . Отсутствие приборов учета приводит к возникновению споров с покупателями услуги в разнице объёмов поставленной услуги и как следствие дополнительный ежегодный убыток МУП «Энергетик» в размере порядка 10 млн. рублей! Т.е услуга фактически оказана, но в связи с отсутствием учета балансового распределения действующие управляющие компании за неё оплачивать в полном объеме отказываются.

В общем объеме ежегодно МУП «Энергетик» теряло сумму порядка 70 млн рублей. Судя по фактическому состоянию дел, прошлое руководство и собственник МУП «Энергетик» решением этой проблемы не занималось. Никаких реальных действий не предпринималось, либо предпринимались какие-то локальные меры, которые не меняли ситуацию в корне. Факты об этом говорят сами за себя – устраняли следствие, а не причину. Да и зачем кому то было искать способы решения проблем? Все списывалось на потери, а как следствие компенсация потерь из бюджета. На наш взгляд это можно расценивать как преступную халатность. Самый крупный должник – ООО «Белая Линия» – долг порядка 40 млн руб., кстати, в числе должников МУП «Энергетик» также является МУП «Управляющая Компания», долг которой на конец первого квартала 2012 года составляет порядка 13,5 млн рублей. Как говориться найдите 10 различий МУП и МУП…

Справочно скажу, что современный и надежный узел учета (ГВС+ отопление, без ХВС!!!) стоит в пределах от 180 тысяч рублей – это уже с учетом проектирования и автоматики. Работы по его пуско-наладке с учетом ввода в эксплуатацию и всех вспомогательных материалов не превышают по самым грубым подсчетам 100 тысяч рублей. Таким образом даже по самым грубым расчетам мы имеем примерную сумму необходимую для комплексного создания учета (ХВС, ГВС, отопление - пообъектно) в размере порядка 150 млн рублей. Т.е. два года работы без потерь фактически могли бы окупить проект установки приборов учета (ГВС/тепло) полностью.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что одним росчерком пера потери не ликвидировать, для этого необходимы целевые инвестиции направленные на реконструкцию и модернизацию сетей. По нашим подсчетам объем инвестиций в реконструкцию тепловых систем и созданию системы учета отпускаемой тепловой энергии и ГВС должен быть в размере порядка 650 млн рублей. Обращу Ваше внимание, что это без учета сетей ХВС и водоотведения.

В части сетей ХВС и водоотведения, сообщу кратко информацию, т.к. в настоящее время мы досконально изучаем ситуацию, которая происходит с ними (данные сети вывели из состава МУП «Энергетик» в 2009 году фактически на одном волевом решении мера города и передали их в ОАО «Водоканал по договору аренды, который сейчас закончился и не продлен нами на вполне законном основании). Чтобы не быть голословным, скажу с достоверностью следующее: «водопроводные сети города общей протяженностью 146,7 км имеют следующий износ: уличные сети – 97%, внутриквартальные сети – 40%. В 100 % замене нуждаются 99 км сетей, в т.ч. 40 км – в срочной замене. Потери в сетях – превышают 30 %.» Далее думаю выводы сделать не сложно. Но инвестиции необходимы и в этот сектор жилищно-коммунального хозяйства города. И по примерным подсчетам они соизмеримы с инвестициями в сетях ГВС и теплоснабжения и даже превышают их на почти 30 %.

Никто не говорит о единовременности данных вливаний. Ситуация крайне тяжелая и немалую роль в её урегулировании должна сыграть как администрация города, так и области, а возможно и более высокого уровня власти – если местные органы власти не в силах в корне исправить сложившуюся ситуацию. Фактически вариантов развития событий всего три.

Первый вариант (если руководство города и области настроено вывести из кризиса МУП «Энергетик» и оставить его муниципальной собственностью) – крайне необходимо изыскать финансовые потоки для расчета со всеми кредиторами (объем долгов МУП «Энергетик» составляет, как я уже говорил, порядка 173 млн рублей). А также изыскать средства в размере 250 млн рублей на установку общедомовых приборов учета (ГВС/тепло). Таким образом, мы, уже начиная с отопительного сезона 2012-2013 года, получим фактическую экономию (в виде отсутствия потерь при учёте) в размере минимум 10 млн рублей. При этом необходимо в срочно порядке утвердить целевую программу по реконструкции сетей. И выстроить закупку всех материалов на тендерной основе – т.к. до настоящего момента закупка материалов на МУП «энергетик» проводилась волевым решением руководителя.

Как в этом случае развития событий, так и при любых иных, нам кажется, что крайне необходимо одновременно с модернизацией тепловых сетей досконально разобраться в цепочке взаимодействия администрации города и области с управляющими компаниями города – ведь декларируемый процент собираемости за коммунальные платежи составляет порядка 93 %, что является очень высоким показателем. При таких показателях собираемости коммунальных платежей на наш взгляд (возможно и субъективный по известным причинам) формируется цепочка: население платит за услуги практически в полном объеме – управляющие компании платят МУП «Энергетик» в частичном объеме – МУП «Энергетик» наращивает кредиторскую задолженность и попадает под внешнее управление – денег у области и города на спасение своего детища нет, а конкретных эффективных контрмер по предупреждению данной ситуации не предпринимается.

Не кажется ли Вам это похожим на продуманную и четко спланированную акцию по заметанию следов и выводу активов? И заметьте – это очень похоже на ситуацию 2002 года при создании МУП «Энергетик».

Второй вариант – это полное банкротство коммунальной инфраструктуры города (следовательно, признание несостоятельности администрации города и ряда областных чиновников) и передача её в управление частным инвесторам которые обязаны утвердить на федеральном уровне программу реконструкции сетей и отчитываться непосредственно ответственным лицам на федеральном уровне, а не текущем муниципальном или областном. В этом случае обязательным условием должно являться создание на период от 3 до 5 лет «Единой Управляющей Компании» (в правовой форме государственного – частного партнерства), которая будет обслуживать население города и вести максимально прозрачную деятельность. Для создания такой компании необходимо будет создание исключительного правового поля на указанный период, т.к. к сожалению на текущий момент действующее законодательство предоставляет свободу выбора, но зачастую этим пользуются люди, не совсем чистые на руку, а как следствие страдает простой обыватель, который исправно платит по счетам.

Ну и вариант третий - не принять никаких кардинальных мер, которые устраняют причину сложившейся ситуации, а в очередной раз устранить только следствие.

Очень бы хотелось, чтобы наша боль была услышана и жителями города и административной властью различных уровней. Чтобы действующая в регионе власть не позволила населению одного из старейших городов России остаться один на один с данной проблемой, а виновные не ушли от ответственности за причиненный ущерб и городу и государству. Если каждый государственный руководитель, каждый чиновник, во главе своей деятельности будет ставить интересы людей, а не свои личные, то скорей всего таких ситуаций не будет возникать. Надеемся что урегулирование кризисной ситуации на примере МУП «Энергетик» и г. Переславль-Залесский будет началом «новой эры» в системе жилищно-коммунального хозяйства нашей великой.

Ну и в заключении позвольте обратиться ко всем, кто работает с нами в одной команде, в нашем коллективе МУП «Энергетик»: «Уважаемые коллеги и сотрудники. От лица руководства МУП «Энергетик» хочу искренне поблагодарить за Ваш труд, за то, что Вы в переходный период остались с нами, за то, что для решения возникающих проблем находите способы, а не причины которые не позволяют эти проблемы решить, за то, что Вы вместе с нами радеете за интересы жителей города. Огромное Вам спасибо, за то, что Вы выбрали работу в нашей компании».
Источник:
http://ryb.ru/2012/05/15/24891
17:52
675
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X