Мониторинг результатов общественной аккредитации программ профессионального образования
Общественная аккредитация программ профессионального образования должна выяснить, достаточны ли качество программ и уровень преподавания по программе для того, чтобы в нужной степени подготовить выпускников к профессиональной деятельности.
Развитие системы мониторинга результатов общественной аккредитации качества программ профессионального образования позволит получать объективную информацию о соответствии программ профессионального образования новым образовательными стандартам и использовать ее для управления качеством образования. Кроме того, создание системы мониторинга позволит непрерывно следить за изменениями требований потребителей программ и рынка труда к качеству образования и квалификаций выпускников программ профессионального образования, и на этой основе повышать качество профессионального образования.
К мониторингу должны предъявляться следующие требования:
1. Объективность информации процесс мониторинга должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе общественной аккредитации и оценки качества программ профессионального образования. Исходные данные должны быть конкретны, максимально формализованы и легко проверяемы.
2. Сравнимость данных – возможность не только отслеживать результаты аккредитации и оценки качества программ профессионального образования и констатировать ее состояние, но и изучать изменения качества программ во времени, а также сравнивать качество аналогичных программ, реализуемых различными ОУ, друг с другом. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.
3. Адекватность предполагает изучение влияния различных внешних факторов на качество программ профессионального образования. Реализация этого принципа предполагает оценку и проведение соответствующего анализа данных и исследований.
4. Прогнозируемость – на основе данных мониторинга должны оцениваться тенденции развития программ профессионального образования, прогнозироваться качество программ профессионального образования в ближайшие 3-5 лет, а также возможные изменения в способах достижения заявленных целей программ.
5. Целевое назначение предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
6. Оперативность данные мониторинга должны быстро анализироваться и передаваться органам управления образованием, аккредитующим организациям и ОУ для оперативного принятия управляющих решений;
7. Конфиденциальность данные и сведения, получаемые в результате мониторинга, являются конфиденциальными, поскольку их преждевременное разглашение способно нанести вред деятельности ОУ.
При создании системы мониторинга результатов общественной аккредитации программ профессионального образования необходимо обратить внимание на следующие тенденции российского образования:
1. обогащение и усложнение содержания деятельности образовательного учреждения;
2. новые требования к качеству управления образованием;
3. новые технологии образования, включая использование современных ТСО, интернет-технологий и т.п.;
4. развитие интеллектуального потенциала в образовании;
5. развитие индивидуальных способностей обучающихся;
6. потребность людей в образовании в течение всей жизни;
7. освоение навыков самообразования;
8. взаимодействие образования и бизнеса.
Мониторинг результатов общественной аккредитации программ профессионального образования включает сбор, обработку, хранение и распространение информации о результатах специализированной экспертизы, основанной на независимой внешней оценке качества профессионального образования, предоставляемого в рамках программы, и уровня обеспечения гарантий качества образования.
Выгоду от мониторинга результатов общественной аккредитации программ профессионального образования получают следующие субъекты:
1. Профессиональные сообщества, объединения работодателей и отдельные крупные работодатели в соответствующей области, так как могут судить, на что способны выпускники после окончания программ, какова их профессиональная готовность к работе на предприятиях, какова динамика изменений качества подготовки выпускников, какие образовательные учреждения готовят более квалифицированных специалистов.
2. Студенты и абитуриенты получают возможность сравнивать образовательные программы различных вузов; судить о них с точки зрения планируемых результатов обучения. Выбор более качественной программы для получения образования выпускникам повышает эффективность их трудоустройства и быстрой адаптации к работе.
3. Образовательные организации и академическое сообщество получают возможность «увидеть себя со стороны» и оценить свою конкурентоспособность на рынках труда и образовательных услуг и, тем самым, предоставляет возможность увеличить свои доходы за счет целевых заказов, получаемых от работодателей, и привлечения новых студентов.
4. Государственные органы управления образованием могут использовать результаты мониторинга результатов общественной оценки качества и гарантий качества образования программ профессионального образования для повышения объективности принятия решений при государственной оценке качества программ профессионального образования образовательных программ и организаций, для отслеживания динамики изменения качества отдельных направлений подготовки в целом.
В настоящее время решение о государственной аккредитации программ профессионального образования основывается на результатах оценки соответствия содержания и уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС и на оценке уровня обеспеченности реализуемых программ образовательными, финансовыми и материально-техническими ресурсами, т.е. фактически не учитывает выполнение требований потребителей программы и рынка труда и, потому, не оценивает качество предоставляемого образования с позиций потребителей и работодателей. Государственные структуры, курирующие вопросы рынка труда и занятости, получая информацию о том, в какой степени направленность программ соответствует запросам рынка труда и достаточна ли подготовка выпускников ведения профессиональной деятельность и успешной конкуренции на рынке труда, смогут более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Общество или уполномоченная им специализированная организация осуществляют мониторинг результатов общественной аккредитации программ профессионального образования для того, чтобы понять уровень качества программ профессионального образования в избранном направлении профессиональной деятельности в целом, соизмерить качество программ разных вузов.
К мониторингу должны предъявляться следующие требования:
1. Объективность информации процесс мониторинга должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе общественной аккредитации и оценки качества программ профессионального образования. Исходные данные должны быть конкретны, максимально формализованы и легко проверяемы.
2. Сравнимость данных – возможность не только отслеживать результаты аккредитации и оценки качества программ профессионального образования и констатировать ее состояние, но и изучать изменения качества программ во времени, а также сравнивать качество аналогичных программ, реализуемых различными ОУ, друг с другом. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.
3. Адекватность предполагает изучение влияния различных внешних факторов на качество программ профессионального образования. Реализация этого принципа предполагает оценку и проведение соответствующего анализа данных и исследований.
4. Прогнозируемость – на основе данных мониторинга должны оцениваться тенденции развития программ профессионального образования, прогнозироваться качество программ профессионального образования в ближайшие 3-5 лет, а также возможные изменения в способах достижения заявленных целей программ.
5. Целевое назначение предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
6. Оперативность данные мониторинга должны быстро анализироваться и передаваться органам управления образованием, аккредитующим организациям и ОУ для оперативного принятия управляющих решений;
7. Конфиденциальность данные и сведения, получаемые в результате мониторинга, являются конфиденциальными, поскольку их преждевременное разглашение способно нанести вред деятельности ОУ.
При создании системы мониторинга результатов общественной аккредитации программ профессионального образования необходимо обратить внимание на следующие тенденции российского образования:
1. обогащение и усложнение содержания деятельности образовательного учреждения;
2. новые требования к качеству управления образованием;
3. новые технологии образования, включая использование современных ТСО, интернет-технологий и т.п.;
4. развитие интеллектуального потенциала в образовании;
5. развитие индивидуальных способностей обучающихся;
6. потребность людей в образовании в течение всей жизни;
7. освоение навыков самообразования;
8. взаимодействие образования и бизнеса.
Мониторинг результатов общественной аккредитации программ профессионального образования включает сбор, обработку, хранение и распространение информации о результатах специализированной экспертизы, основанной на независимой внешней оценке качества профессионального образования, предоставляемого в рамках программы, и уровня обеспечения гарантий качества образования.
Выгоду от мониторинга результатов общественной аккредитации программ профессионального образования получают следующие субъекты:
1. Профессиональные сообщества, объединения работодателей и отдельные крупные работодатели в соответствующей области, так как могут судить, на что способны выпускники после окончания программ, какова их профессиональная готовность к работе на предприятиях, какова динамика изменений качества подготовки выпускников, какие образовательные учреждения готовят более квалифицированных специалистов.
2. Студенты и абитуриенты получают возможность сравнивать образовательные программы различных вузов; судить о них с точки зрения планируемых результатов обучения. Выбор более качественной программы для получения образования выпускникам повышает эффективность их трудоустройства и быстрой адаптации к работе.
3. Образовательные организации и академическое сообщество получают возможность «увидеть себя со стороны» и оценить свою конкурентоспособность на рынках труда и образовательных услуг и, тем самым, предоставляет возможность увеличить свои доходы за счет целевых заказов, получаемых от работодателей, и привлечения новых студентов.
4. Государственные органы управления образованием могут использовать результаты мониторинга результатов общественной оценки качества и гарантий качества образования программ профессионального образования для повышения объективности принятия решений при государственной оценке качества программ профессионального образования образовательных программ и организаций, для отслеживания динамики изменения качества отдельных направлений подготовки в целом.
В настоящее время решение о государственной аккредитации программ профессионального образования основывается на результатах оценки соответствия содержания и уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС и на оценке уровня обеспеченности реализуемых программ образовательными, финансовыми и материально-техническими ресурсами, т.е. фактически не учитывает выполнение требований потребителей программы и рынка труда и, потому, не оценивает качество предоставляемого образования с позиций потребителей и работодателей. Государственные структуры, курирующие вопросы рынка труда и занятости, получая информацию о том, в какой степени направленность программ соответствует запросам рынка труда и достаточна ли подготовка выпускников ведения профессиональной деятельность и успешной конкуренции на рынке труда, смогут более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Общество или уполномоченная им специализированная организация осуществляют мониторинг результатов общественной аккредитации программ профессионального образования для того, чтобы понять уровень качества программ профессионального образования в избранном направлении профессиональной деятельности в целом, соизмерить качество программ разных вузов.
Источник:
http://www.mfpa.ru