Ассоциацией СРО «Единство» проведен круглый стол на тему: «Бизнес до и после внедрения системы менед
14 ноября 2012 года Ассоциацией СРО «Единство» был проведен круглый стол на тему: «Бизнес до и после внедрения системы менеджмента качества по требованиям ISO 9001:2008», модератором которого выступила Председатель коллегии экспертов систем менеджмента Ассоциации СРО «Единство», к.т.н. Аничкина В.Л.
14 ноября 2012 года Ассоциацией СРО «Единство» был проведен круглый стол на тему: «Бизнес до и после внедрения системы менеджмента качества по требованиям ISO 9001:2008», модератором которого выступила Председатель коллегии экспертов систем менеджмента Ассоциации СРО «Единство», к.т.н. Аничкина В.Л.
На повестку дня были вынесены следующие вопросы, обсуждение которых сопровождалось красочной презентацией:
Терминология.
Развитие систем менеджмента качества в России
Проблемы, характерные для предприятий до внедрения СМК, и методы их решения.
Назначение систем менеджмента качества
Принципы менеджмента качества
Функционирование СМК
Требования СМК, способствующие успешному развитию бизнеса
Преимущества предприятий, внедривших СМК
Вопросы.
Приступая к рассмотрению первого вопроса, эксперт напомнила, что системы менеджмента качества ISO 9000-9008 включают в себя менеджмент качества, управление качеством и контроль качества.
Эксперт также подробно рассказала членам СРО об этапах развития систем обеспечения качества и рассмотрела модель СМК на основе процессного подхода. Рассматривая особенности российских предприятий, В.Л. Аничкина с сожалением констатировала, что персонал на предприятиях не привык выполнять технологические требования, заложенные в технической документации, инструкциях и стандартах. Зачастую технические требования, заложенные конструктором на этапе разработки продукции, невозможно обеспечить на данном предприятии из-за несовершенства оборудования, технологического процесса или неподготовленности персонала.
Среди основных существующих проблем эксперт отметила такие, как отсутствие системы в существующей на предприятии документации. «Часть документов отсутствует вообще (описание процессов, методик), другая часть существует, но не исполняется. Кроме того, документы не анализируются и не актуализируются», — сообщила она. «К сожалению, это так. В организации часто используются устаревшие версии какой-либо документации — согласился с ней один из присутствующих. Продолжая перечисление актуальных проблем, В.Л. Аничкина отметила и непонимание системы действий со стороны руководства. Так, при обнаружении ошибки традиционные методы управления заключаются в наказании виновника, а не в анализе и устранении причины неудачи. Это в корне неверно и приводит к замалчиванию низшим звеном организации существующих проблем, — отметила В.Л. Аничкина. Также она отметила отсутствие комплексного анализа при завершении работы («разбора полетов»), по причине чего положительная практика не распространяется на другие проекты, а неудачи повторяются из раза в раз. Руководство высшего звена основной акцент делает на добывание и распределение финансов, отдавая вопросы качества на откуп ОТК. Кадровая политика также нуждается в кардинальном пересмотре: жесткая иерархическая подчиненность сотрудников и беспокойство за возможную потерю места руководителя исключает возможность получения интересных решений с нижних уровней иерархии, а боязнь наказания за ошибку приводит к замалчиванию или искажению информации о проблемах. Кроме того, обучение ведется случайным образом, часто после закупки нового оборудования и технологий и только по профессиональному направлению, результатом чего является укомплектованный по численности, но не всегда соответствующий по уровню квалификации персонал предприятия. На предприятиях отсутствует система управления оборудованием, инструментом и средствами измерения, а неэффективное планирование приводит к срыву сроков, исправлению ошибок на стадии производства, недовольству заказчиков и существенным финансовым потерям.
В настоящее время неверно выстроена система взаимоотношений организаций с потребителями и поставщиками. Так, приоритетом при взаимодействии с заказчиком акцент делается на получение с него финансов за выполненную работу, его замечания и поправки не всегда принимаются во внимание, а проблемы с качеством перекладываются на поставщиков. Не всегда анализируются данные контроля качества и затраты на исправление дефектов, выполнение корректирующих действий, а мероприятия корректирующего и улучшающего характера для всей системы в целом не разрабатываются.
Все эти проблемы не способствуют улучшению системы менеджмента качества в организациях, а, следовательно, развитию бизнеса.
Для решения этих проблем, подвела итог В.Л. Аничкина, нужно брать пример с успешных компаний мира, которые смогли преодолеть эти трудности, — например, с японских корпораций, которые, как отмечает американский ученый Эдвард Деминг в своей книге « Выход из кризиса» в 40-50 годах стали лидерами в бизнесе. Внедрение СМК способствует повышению надежности, безопасности, эффективности, инвестиционной привлекательности, а также обеспечению устойчивости, развития и удовлетворенности потребителей. Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО, основаны на принципах, которые дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны; содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями; обеспечивают основу для постоянного улучшения, а также включают способы внешнего признания. Далее участники мероприятия подробно рассмотрели 8 принципов успешного бизнеса, которые являются основой международных стандартов ISO серии 9000:2008, и требования СМК, среди которых создание в организации службы по разработке, внедрению и постоянной проверке результативности СМК; жесткий контроль со стороны руководителя внедрения и функционирования СМК; обучение всего персонала требованиям стандартов ИСО и внутренних документов по СМК организации; полная свобода экспертам по внутреннему аудиту (самооценке) при проведении аудита по СМК, то есть навести порядок в своем хозяйстве, помогут организации достичь больших успехов в бизнесе.
Участники мероприятия с интересом отнеслись к преимуществам предприятий, внедривших СМК, задали эксперту ряд вопросов и получили краткую консультацию специалиста применительно к своим организациям.
В заключение круглого стола модератор обратилась к членам СРО с предложением сформулировать наиболее актуальные темы, в обсуждении которых им хотелось бы принять участие. «Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации СРО «Единство» является повышение информированности членов ее партнерств с целью повышения их конкурентоспособности. Эксперты нашей Ассоциации готовы учесть Ваши пожелания при формировании календаря круглых столов на 2013 год. Какие темы Вам были бы наиболее интересны? Какие вопросы Вам хотелось бы обсудить с коллегами и экспертами? Может быть, Вам бы хотелось более детального разбора какой-либо проблемы? Ваши предложения обязательно будут рассмотрены в ходе составления плана мероприятий». Участники круглого стола высказали ряд пожеланий, в частности, в 2013 году уделить больше внимания организационно-правовым вопросам в области проектирования. Модератор заверил присутствующих, что их мнение обязательно будет учтено.
На повестку дня были вынесены следующие вопросы, обсуждение которых сопровождалось красочной презентацией:
Терминология.
Развитие систем менеджмента качества в России
Проблемы, характерные для предприятий до внедрения СМК, и методы их решения.
Назначение систем менеджмента качества
Принципы менеджмента качества
Функционирование СМК
Требования СМК, способствующие успешному развитию бизнеса
Преимущества предприятий, внедривших СМК
Вопросы.
Приступая к рассмотрению первого вопроса, эксперт напомнила, что системы менеджмента качества ISO 9000-9008 включают в себя менеджмент качества, управление качеством и контроль качества.
Эксперт также подробно рассказала членам СРО об этапах развития систем обеспечения качества и рассмотрела модель СМК на основе процессного подхода. Рассматривая особенности российских предприятий, В.Л. Аничкина с сожалением констатировала, что персонал на предприятиях не привык выполнять технологические требования, заложенные в технической документации, инструкциях и стандартах. Зачастую технические требования, заложенные конструктором на этапе разработки продукции, невозможно обеспечить на данном предприятии из-за несовершенства оборудования, технологического процесса или неподготовленности персонала.
Среди основных существующих проблем эксперт отметила такие, как отсутствие системы в существующей на предприятии документации. «Часть документов отсутствует вообще (описание процессов, методик), другая часть существует, но не исполняется. Кроме того, документы не анализируются и не актуализируются», — сообщила она. «К сожалению, это так. В организации часто используются устаревшие версии какой-либо документации — согласился с ней один из присутствующих. Продолжая перечисление актуальных проблем, В.Л. Аничкина отметила и непонимание системы действий со стороны руководства. Так, при обнаружении ошибки традиционные методы управления заключаются в наказании виновника, а не в анализе и устранении причины неудачи. Это в корне неверно и приводит к замалчиванию низшим звеном организации существующих проблем, — отметила В.Л. Аничкина. Также она отметила отсутствие комплексного анализа при завершении работы («разбора полетов»), по причине чего положительная практика не распространяется на другие проекты, а неудачи повторяются из раза в раз. Руководство высшего звена основной акцент делает на добывание и распределение финансов, отдавая вопросы качества на откуп ОТК. Кадровая политика также нуждается в кардинальном пересмотре: жесткая иерархическая подчиненность сотрудников и беспокойство за возможную потерю места руководителя исключает возможность получения интересных решений с нижних уровней иерархии, а боязнь наказания за ошибку приводит к замалчиванию или искажению информации о проблемах. Кроме того, обучение ведется случайным образом, часто после закупки нового оборудования и технологий и только по профессиональному направлению, результатом чего является укомплектованный по численности, но не всегда соответствующий по уровню квалификации персонал предприятия. На предприятиях отсутствует система управления оборудованием, инструментом и средствами измерения, а неэффективное планирование приводит к срыву сроков, исправлению ошибок на стадии производства, недовольству заказчиков и существенным финансовым потерям.
В настоящее время неверно выстроена система взаимоотношений организаций с потребителями и поставщиками. Так, приоритетом при взаимодействии с заказчиком акцент делается на получение с него финансов за выполненную работу, его замечания и поправки не всегда принимаются во внимание, а проблемы с качеством перекладываются на поставщиков. Не всегда анализируются данные контроля качества и затраты на исправление дефектов, выполнение корректирующих действий, а мероприятия корректирующего и улучшающего характера для всей системы в целом не разрабатываются.
Все эти проблемы не способствуют улучшению системы менеджмента качества в организациях, а, следовательно, развитию бизнеса.
Для решения этих проблем, подвела итог В.Л. Аничкина, нужно брать пример с успешных компаний мира, которые смогли преодолеть эти трудности, — например, с японских корпораций, которые, как отмечает американский ученый Эдвард Деминг в своей книге « Выход из кризиса» в 40-50 годах стали лидерами в бизнесе. Внедрение СМК способствует повышению надежности, безопасности, эффективности, инвестиционной привлекательности, а также обеспечению устойчивости, развития и удовлетворенности потребителей. Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО, основаны на принципах, которые дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны; содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями; обеспечивают основу для постоянного улучшения, а также включают способы внешнего признания. Далее участники мероприятия подробно рассмотрели 8 принципов успешного бизнеса, которые являются основой международных стандартов ISO серии 9000:2008, и требования СМК, среди которых создание в организации службы по разработке, внедрению и постоянной проверке результативности СМК; жесткий контроль со стороны руководителя внедрения и функционирования СМК; обучение всего персонала требованиям стандартов ИСО и внутренних документов по СМК организации; полная свобода экспертам по внутреннему аудиту (самооценке) при проведении аудита по СМК, то есть навести порядок в своем хозяйстве, помогут организации достичь больших успехов в бизнесе.
Участники мероприятия с интересом отнеслись к преимуществам предприятий, внедривших СМК, задали эксперту ряд вопросов и получили краткую консультацию специалиста применительно к своим организациям.
В заключение круглого стола модератор обратилась к членам СРО с предложением сформулировать наиболее актуальные темы, в обсуждении которых им хотелось бы принять участие. «Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации СРО «Единство» является повышение информированности членов ее партнерств с целью повышения их конкурентоспособности. Эксперты нашей Ассоциации готовы учесть Ваши пожелания при формировании календаря круглых столов на 2013 год. Какие темы Вам были бы наиболее интересны? Какие вопросы Вам хотелось бы обсудить с коллегами и экспертами? Может быть, Вам бы хотелось более детального разбора какой-либо проблемы? Ваши предложения обязательно будут рассмотрены в ходе составления плана мероприятий». Участники круглого стола высказали ряд пожеланий, в частности, в 2013 году уделить больше внимания организационно-правовым вопросам в области проектирования. Модератор заверил присутствующих, что их мнение обязательно будет учтено.
Источник:
http://www.edinstvo-sro.ru/news/664/