Мировая премьера оперы «Альтист Данилов» Александра Чайковского в Камерном музыкальном театре
15 и 16 декабря в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоится мировая премьера оперы «Альтист Данилов» Александра Чайковского по роману Владимира Орлова.
Опера написана в 2011-2012 гг. специально для Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. Это эксклюзивный проект, в котором сошлись сразу несколько знаковых фигур отечественной культуры последних десятилетий: Орлов, Чайковский, а также выдающийся музыкант, народный артист СССР Юрий Башмет, которому композитор посвятил свою оперу.
В основе оперы лежит одноименный роман Владимира Орлова, который в начале 80-х гг. произвел настоящий фурор. В нем сочетается точное, без прикрас, бытописание московской жизни и фантасмагория, острая социальная сатира и трогательный лиризм. Но главной в романе стала тема, необычайно притягательная во все времена: показать демоническое в человеке и человеческое в демоне. Орлов позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о романе заговорили, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова во второй половине ХХ века.
Александр Чайковский, который сам выступил автором либретто оперы, сохранил важнейшие линии романа. Но не стоит ждать точного следования литературному первоисточнику, так как опера в силу особенностей жанра просто не способна вместить в себя пространное повествование со всем обилием сюжетных перипетий. Была нивелирована атмосфера советских времен эпохи застоя, а также композитор внес ряд изменений, которые сделали детали истории более острыми и актуальными для сегодняшнего слушателя. Композитор виртуозно сплетает в единую нить острую сатиру и глубокие философские размышления, инфернальные сцены и социальные анекдоты, в которых мелькают сегодняшние «медийные» имена — Дэвид Бэкхем, Пэрис Хилтон и даже сам Юрий Башмет.
«Альтист Данилов» уникален еще и потому, что это работа музыканта о своем профессиональном мире. Во-первых, в центре сочинения — оркестр, особый творческий «организм», обладающий, по мнению Чайковского, неповторимой спецификой, которую он прекрасно знает и понимает. Во-вторых, альт является одним из любимых инструментов Чайковского. Долгий творческий союз связывает композитора с Юрием Башметом, для которого написаны Второй альтовый концерт, Баллада для альта с оркестром «Гарольд в России», Четвертая симфония с альтом. Кроме прочего, «Альтист Данилов» — это еще и размышление о сути творчества и о месте человека в музыкальном искусстве.
Для режиссера Михаила Кислярова «Альтист Данилов» — это, прежде всего, спектакль об удивительном индивидууме: получеловеке–полудемоне, главная страсть которого — музыка. Все действие оперы вырастает из репетиции театрального оркестра, который, как и дирижер, станет активным участником спектакля.
Михаил Кисляров и сценограф Виктор Вольский предложили совершенно новое и неожиданное решение сценического пространства, где зрительный зал, сцена и оркестр в буквальном смысле поменяются местами. Но в этом заключена одна из главных идей и романа Орлова, и оперы Чайковского — перевернутое пространство, в котором существует Данилов.
Александр Чайковский считает грядущую премьеру «Альтиста Данилова» важным событием своей творческой биографии, так как его первая опера (тогда еще выпускника Московской консерватории) была поставлена именно в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского и открыла ему путь на поприще оперного композитора. Теперь он возвращается на эту сцену уже титулованным мэтром.
«Альтист Данилов» — последняя премьера Камерного театра, которую коллектив подготовил в рамках фестиваля «Год Покровского» к 100-летию со дня рождения Мастера.
Премьерные спектакли пройдут 15 и 16 декабря 2012 года.
Режиссер-постановщик и хореограф — Михаил Кисляров
Дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский
Художник-сценограф — заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский
Художник по костюмам — Ольга Ошкало
Художник по свету — Владимир Ивакин
Компьютерная графика — Ася Мухина
Хормейстер — Алексей Верещагин
В основе оперы лежит одноименный роман Владимира Орлова, который в начале 80-х гг. произвел настоящий фурор. В нем сочетается точное, без прикрас, бытописание московской жизни и фантасмагория, острая социальная сатира и трогательный лиризм. Но главной в романе стала тема, необычайно притягательная во все времена: показать демоническое в человеке и человеческое в демоне. Орлов позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о романе заговорили, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова во второй половине ХХ века.
Александр Чайковский, который сам выступил автором либретто оперы, сохранил важнейшие линии романа. Но не стоит ждать точного следования литературному первоисточнику, так как опера в силу особенностей жанра просто не способна вместить в себя пространное повествование со всем обилием сюжетных перипетий. Была нивелирована атмосфера советских времен эпохи застоя, а также композитор внес ряд изменений, которые сделали детали истории более острыми и актуальными для сегодняшнего слушателя. Композитор виртуозно сплетает в единую нить острую сатиру и глубокие философские размышления, инфернальные сцены и социальные анекдоты, в которых мелькают сегодняшние «медийные» имена — Дэвид Бэкхем, Пэрис Хилтон и даже сам Юрий Башмет.
«Альтист Данилов» уникален еще и потому, что это работа музыканта о своем профессиональном мире. Во-первых, в центре сочинения — оркестр, особый творческий «организм», обладающий, по мнению Чайковского, неповторимой спецификой, которую он прекрасно знает и понимает. Во-вторых, альт является одним из любимых инструментов Чайковского. Долгий творческий союз связывает композитора с Юрием Башметом, для которого написаны Второй альтовый концерт, Баллада для альта с оркестром «Гарольд в России», Четвертая симфония с альтом. Кроме прочего, «Альтист Данилов» — это еще и размышление о сути творчества и о месте человека в музыкальном искусстве.
Для режиссера Михаила Кислярова «Альтист Данилов» — это, прежде всего, спектакль об удивительном индивидууме: получеловеке–полудемоне, главная страсть которого — музыка. Все действие оперы вырастает из репетиции театрального оркестра, который, как и дирижер, станет активным участником спектакля.
Михаил Кисляров и сценограф Виктор Вольский предложили совершенно новое и неожиданное решение сценического пространства, где зрительный зал, сцена и оркестр в буквальном смысле поменяются местами. Но в этом заключена одна из главных идей и романа Орлова, и оперы Чайковского — перевернутое пространство, в котором существует Данилов.
Александр Чайковский считает грядущую премьеру «Альтиста Данилова» важным событием своей творческой биографии, так как его первая опера (тогда еще выпускника Московской консерватории) была поставлена именно в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского и открыла ему путь на поприще оперного композитора. Теперь он возвращается на эту сцену уже титулованным мэтром.
«Альтист Данилов» — последняя премьера Камерного театра, которую коллектив подготовил в рамках фестиваля «Год Покровского» к 100-летию со дня рождения Мастера.
Премьерные спектакли пройдут 15 и 16 декабря 2012 года.
Режиссер-постановщик и хореограф — Михаил Кисляров
Дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский
Художник-сценограф — заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский
Художник по костюмам — Ольга Ошкало
Художник по свету — Владимир Ивакин
Компьютерная графика — Ася Мухина
Хормейстер — Алексей Верещагин
Источник:
http://www.opera-pokrovsky.ru