Национальный рейтинг прозрачности закупок подвел итоги 2012 года по закупочным процедурам заказчиков
НРПЗ при поддержке ФАС России рассчитал ежегодный рейтинг прозрачности закупок, впервые пополнившийся в этом году закупками госкомпаний по Федеральному закону №223-ФЗ.
C 2006 года Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) при поддержке ФАС России, Минэкономразвития России, Счетной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ ведет исследования в сфере проведения закупочной деятельности государственных организаций и крупнейших коммерческих структур. В этом году НРПЗ - проект Национальный ассоциации участников электронных торгов (НАУЭТ) - провел очередное исследование рынка закупок, результатом которого стал рейтинг прозрачности закупочных процедур среди органов исполнительной власти (субъекты 94-ФЗ), а так же крупнейших госкомпаний (субъекты 223-ФЗ) и коммерческих организаций. Оглашение рейтинга и награждение победителей V ежегодного национального рейтинга прозрачности закупок прошло в Торгово-промышленной палате РФ 10 декабря 2012 года.
Рейтинг прозрачности 2012 года стал реперной точкой для подведения 7 летних итогов работы 94-ФЗ. В частности, исследование показало эффективность работы электронный процедур торгов на всех уровнях закупочной деятельности, тем самым предоставив качественные аналитические данные для дальнейшей работы с законопроектом о федеральной контрактной системе (ФКС).
На церемонии V ежегодного национального рейтинга прозрачности закупок председателем организационного комитета НРПЗ Антоном Назаркиным был сделан ряд заявлений: «По итогам очередного исследования мы вынуждены констатировать тот факт, что в период за 2010 по 2012 год уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки. В первую очередь это связано с тем, что позитивные изменения в закупочных процедурах достигаются исключительно за счет подвижек и изменений жестких правил, регламентированных законодательно. Остается надеяться, что ФКС даст импульс очередному повышению совокупности прозрачности в сфере госзаказа». Но при лояльном отношении к самому законопроекту о ФКС, глава Оргкомитета считает, что «очень большое опасение вызывает ситуация с появлением в законе о федеральной контрактной системе пунктов, обозначающих возврат к бумажной форме размещения заказа. Данная реализация закона, на наш взгляд, неприемлема, так как откинет сферу госзаказа на 5-6 лет назад. Уровень развития интернета в России уже давно опережает многие европейские страны, а все заказчики и поставщики уже имеют ряд необходимых инструментов, в частности ЭЦП, и умеют пользоваться технологиями проведения закупочных процедур в электронной форме. Соответственно, возврат к бумажной форме - это путь к деградации системы размещения заказа». Третьим заявлением стало отношение НРПЗ к Федеральному закону 223-ФЗ, в частности, к анализу рынка данного сегмента: «Победители и компании по 223-ФЗ с прозрачными закупками по сути перешли из сегмента корпоративного сектора. Мы рассчитываем, что 223-ФЗ даст импульс в развитии прозрачности госкорпорациям и естественным монополиям. Для достижения наибольшей эффективности прозрачности, лучшим выходом мы считаем создание единого федерального закона, который будет регулировать как госзаказ, так и закупки естественных монополий и госкомпаний. Таким законом вполне может стать будущий закон о ФКС».
По итогам исследования, специалистами НРПЗ были сделаны оценочные выводы об основных показателях национального рынка закупок России в 2012 году. В частности, динамика снижения потерь при размещении заказа в 2012 сохранилась и, в зависимости от субъекта размещения закупок, составила 4-6%, что в финансовом выражении избавило бюджеты всех уровней от лишних затрат на миллиарды рублей. Вступление в силу 223-ФЗ также оказало прямое влияние на показатели рынка закупок. По оценкам экспертов НРПЗ, в 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, в то время как доля закупок государственного сектора составила лишь 31,7%. Стоит отметить, что государственный сектор закупок удерживает лидерство по доле торгов с гарантировано высоким уровнем прозрачности: 26,5 % - у государственных заказчиков, против 15,3 % - у корпоративных заказчиков. Такое соотношение обусловлено, в первую очередь, давностью перехода госорганов на 94-ФЗ. Однако с развитием сферы применения 223-ФЗ аналитики рейтинга прогнозируют значительные изменения тренда уже в 2013 году. Следует отметить, что уровень конкуренции на торгах, один из важнейших показателей рынка закупок, добился значительного роста по сравнению с данными за 2011 год. В 2012 году, в одной торговой процедуре участвовало в среднем 3 организации на федеральных закупках и 3,3 организации на закупочных процедурах региональных заказчиков.
Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте государственных закупок стали: Москва, традиционно занимающая лидирующую позицию в рейтинге, а так же Республика Башкортостан и Тюменская область, продемонстрировавшие значительную динамику роста прозрачности закупок в 2012 году. Госзаказчики, которые имеют по заключению аналитиков рейтинга наименее прозрачные системы размещения заказа стали: Республика Бурятия, Рязанская область и Кемеровская область.
В сегменте 223-ФЗ самые прозрачные закупки проводят ОАО «Ростелеком» и ГК «Автодор». В числе наименее прозрачных, имеющих самую низкую степень оценки в рейтинге, оказались «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Шереметьево» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Рейтинг прозрачности 2012 года стал реперной точкой для подведения 7 летних итогов работы 94-ФЗ. В частности, исследование показало эффективность работы электронный процедур торгов на всех уровнях закупочной деятельности, тем самым предоставив качественные аналитические данные для дальнейшей работы с законопроектом о федеральной контрактной системе (ФКС).
На церемонии V ежегодного национального рейтинга прозрачности закупок председателем организационного комитета НРПЗ Антоном Назаркиным был сделан ряд заявлений: «По итогам очередного исследования мы вынуждены констатировать тот факт, что в период за 2010 по 2012 год уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки. В первую очередь это связано с тем, что позитивные изменения в закупочных процедурах достигаются исключительно за счет подвижек и изменений жестких правил, регламентированных законодательно. Остается надеяться, что ФКС даст импульс очередному повышению совокупности прозрачности в сфере госзаказа». Но при лояльном отношении к самому законопроекту о ФКС, глава Оргкомитета считает, что «очень большое опасение вызывает ситуация с появлением в законе о федеральной контрактной системе пунктов, обозначающих возврат к бумажной форме размещения заказа. Данная реализация закона, на наш взгляд, неприемлема, так как откинет сферу госзаказа на 5-6 лет назад. Уровень развития интернета в России уже давно опережает многие европейские страны, а все заказчики и поставщики уже имеют ряд необходимых инструментов, в частности ЭЦП, и умеют пользоваться технологиями проведения закупочных процедур в электронной форме. Соответственно, возврат к бумажной форме - это путь к деградации системы размещения заказа». Третьим заявлением стало отношение НРПЗ к Федеральному закону 223-ФЗ, в частности, к анализу рынка данного сегмента: «Победители и компании по 223-ФЗ с прозрачными закупками по сути перешли из сегмента корпоративного сектора. Мы рассчитываем, что 223-ФЗ даст импульс в развитии прозрачности госкорпорациям и естественным монополиям. Для достижения наибольшей эффективности прозрачности, лучшим выходом мы считаем создание единого федерального закона, который будет регулировать как госзаказ, так и закупки естественных монополий и госкомпаний. Таким законом вполне может стать будущий закон о ФКС».
По итогам исследования, специалистами НРПЗ были сделаны оценочные выводы об основных показателях национального рынка закупок России в 2012 году. В частности, динамика снижения потерь при размещении заказа в 2012 сохранилась и, в зависимости от субъекта размещения закупок, составила 4-6%, что в финансовом выражении избавило бюджеты всех уровней от лишних затрат на миллиарды рублей. Вступление в силу 223-ФЗ также оказало прямое влияние на показатели рынка закупок. По оценкам экспертов НРПЗ, в 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, в то время как доля закупок государственного сектора составила лишь 31,7%. Стоит отметить, что государственный сектор закупок удерживает лидерство по доле торгов с гарантировано высоким уровнем прозрачности: 26,5 % - у государственных заказчиков, против 15,3 % - у корпоративных заказчиков. Такое соотношение обусловлено, в первую очередь, давностью перехода госорганов на 94-ФЗ. Однако с развитием сферы применения 223-ФЗ аналитики рейтинга прогнозируют значительные изменения тренда уже в 2013 году. Следует отметить, что уровень конкуренции на торгах, один из важнейших показателей рынка закупок, добился значительного роста по сравнению с данными за 2011 год. В 2012 году, в одной торговой процедуре участвовало в среднем 3 организации на федеральных закупках и 3,3 организации на закупочных процедурах региональных заказчиков.
Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте государственных закупок стали: Москва, традиционно занимающая лидирующую позицию в рейтинге, а так же Республика Башкортостан и Тюменская область, продемонстрировавшие значительную динамику роста прозрачности закупок в 2012 году. Госзаказчики, которые имеют по заключению аналитиков рейтинга наименее прозрачные системы размещения заказа стали: Республика Бурятия, Рязанская область и Кемеровская область.
В сегменте 223-ФЗ самые прозрачные закупки проводят ОАО «Ростелеком» и ГК «Автодор». В числе наименее прозрачных, имеющих самую низкую степень оценки в рейтинге, оказались «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Шереметьево» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Источник:
http://www.nrpz.ru