Михаил Воловик: «Подготовка кадров для строительной отрасли требует комплексного подхода»
Проблема дефицита рабочих кадров является приоритетной для мирового строительного сообщества и в особенности для России, вступившей в 2012 году в ВТО и стремящейся удержать конкурентоспособные позиции.
Проблема дефицита рабочих кадров является приоритетной для мирового строительного сообщества и в особенности для России, вступившей в 2012 году в ВТО и стремящейся удержать конкурентоспособные позиции. Для профессионального сообщества очевидно, что глобальные задачи повышения качества строительных работ и увеличения объемов вводимого жилья не могут быть разрешены в отсутствие современной, инновационной и технологичной системы подготовки рабочих кадров. К сожалению, в настоящее время наблюдается запаздывающая реакция учреждений всех видов профессионального образования на происходящие в новой экономике преобразования. Качество и структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования не отвечают требованиям новой экономики: на рынке труда более 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес выпускников, осваивающих такие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников. О нехватке рабочих кадров в России заявлено на самом высоком государственном уровне. Владимир Путин поставил перед деловыми кругами задачу – к 2025 году создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. В сложившейся ситуации только объединив усилия органов государственной власти, работодателей, учебных заведений, профессиональных союзов, общественных организаций можно исправить ситуацию. О том, каким образом происходит кардинальный пересмотр кадровой политики в строительной отрасли, рассказал член Совета НОСТРОЙ, председатель Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, президент Ассоциации СРО «Единство», Почетный строитель России Михаил Воловик.
- Михаил Валентинович, какие факторы послужили причиной столь острого дефицита рабочих кадров в российском стройкомплексе?
- Во-первых, низкий престиж и социальный статус рабочих профессий. Сейчас российские колледжи ликвидируются либо перепрофилируются на подготовку специалистов для других отраслей — бытового обслуживания населения, сферы информационных технологий и других. Раньше было престижно идти учиться на инженера; сейчас почетные профессии – это юристы, экономисты, банковские работники, менеджеры. Но, хотя этот труд достойно оплачивается, работа их нематериальна. А огромная строительная отрасль, обеспечивающая страну жильем, местом работы и всей необходимой инфраструктурой, осталась за бортом сегодняшнего дня. Во-вторых, немаловажным фактором является негативное представление молодого поколения о строительном производстве как об устаревшем и отсталом. И в-третьих, высшее образование отнюдь не всегда гарантирует получение постоянной, стабильной и высокооплачиваемой работы, представление о его «волшебном» значении превратно. Молодежь не заинтересована в получении соответствующего образования, поскольку изначально убеждена в неперспективности работы по профессии, относящейся к категории рабочих. «Сейчас реклама говорит подросткам: «Чтобы быть успешным, нужно получить высшее образование». Однако сегодня в стране переизбыток выпускников престижных вузов, которые не могут найти применение своим знаниям и умениям, тогда как гигантский строительный комплекс требует огромного количества рабочих рук, но за неимением хорошо подготовленных принимает тех, что есть. Сегодня на наш рынок пришли западные компании, которые обосновали снижение стоимости строительства, и нашим компаниям приходится срочно заниматься и модернизацией производства, и поиском рабочих кадров. Нужно не только привлекать людей в строительную сферу, но и в корне менять отношение к рабочим профессиям. Учитывая интеграцию России в мировое экономическое пространство, мы планируем использовать мировой опыт в вопросах подготовки кадров на всех этапах. Это работа не одного месяца и даже года, а поэтапный и долгий труд. Именно для этого в Национальном объединении строителей по моей инициативе в 2012 году и был создан Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров.
- Каковы основные задачи, стоящие перед Комитетом?
- Поскольку дефицит рабочих кадров — комплексная проблема, подход к ее решению тоже должен быть комплексным. Ключевыми направлениями в работе Комитета являются разработка профстандартов, формирование системы ресурсных центров нового поколения, совершенствование нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров строительной отрасли и повышение престижа рабочих профессий.
- Пожалуйста, расскажите подробнее о системе ресурсных центров.
- Ресурсным центрам предстоит стать флагманами новой системы подготовки кадров, кузницей современной элиты производства. Аналогичные центры уже много лет функционируют в Германии и Финляндии. Ресурсные центры, созданные на базе среднего или высшего учреждения профессионального образования, объединят наилучшие образовательные программы и технологии, передовую материально-техническую базу и высококвалифицированный преподавательский состав. При этом они должны гибко реагировать на потребности отрасли в рабочих кадрах в каждом конкретном регионе. В июне-июле 2012 года Комитетом был проведен мониторинг потребностей рынка в трудовых ресурсах, а также реально работающих учебных заведений. Из разрозненных ресурсных центров на базе успешных учебных заведений системы НПО, СПО и ДПО будет сформирована партнерская сеть, что позволит вывести этот проект на федеральный уровень, тем самым создав возможность для получения дополнительных механизмов развития государственно-частного партнерства в области профессиональной ориентации и подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли. В июне-августе 2012 года Комитетом была разработана и утверждена концепция по формированию системы ресурсных центров нового поколения, и сейчас полным ходом идет процедура их аккредитации. Например, отмечу работу Перевозского строительного колледжа в Нижегородской области.
- Но ведь существуют профессиональные колледжи и техникумы. Каковы отличия от них ресурсных центров?
- На сегодняшний день в России фактически развалена система начального и среднего профессионального образования. Еще в 2002 году по городу Москве было 46 строительных колледжей, в 2010 году осталось 12, а годом позднее — всего 10. Принципиальным отличием от колледжей и техникумов является оснащенность Центров современным оборудованием, возможность обучения студентов с использованием новейших технологий и передовых учебных программ, максимальная возможность для учащихся применить полученные знания на практике во время обучения. Кроме того, на базе ресурсных Центров планируется апробировать разработанные профстандарты, тестировать системы сертификации рабочих, проводить конкурсы профмастерства, а также вести работу по профориентации. Также система создаваемых ресурсных центров будет способна обеспечить масштабную и планомерную работу по профессиональной ориентации. Использование аккредитованных ресурсных центров в качестве базовых площадок для проведения конкурсов профессионального мастерства позволит вывести на принципиально новый уровень Национальный конкурс «Строймастер», упрочить его популярность и авторитет в регионах, обеспечить действительно массовый приток новых участников, а значит, и поднять престиж рабочих специальностей.
- Вы упомянули про конкурс «Строймастер». Насколько его проведение значимо для решения проблемы дефицита рабочих кадров?
- Профессиональные соревнования — залог успешного развития отрасли, поднятие престижа рабочих профессий — не только российская, но и мировая проблема. И конкурс «Строймастер» — одно из ее решений. Необходимо расширять масштаб и географию конкурса, употребить все возможности для достижения высокого качества его организации. Традиции строительной отрасли говорят о том, что должна быть профессиональная конкуренция. Соревнуясь, молодые специалисты повышают свой уровень мастерства. Кроме того, данные конкурсы являются своего рода площадками, где могут быть апробированы новейшие технологии, где взаимодействуют образовательные учреждения и реальный сектор экономики. В 2012 году конкурс прошел в седьмой раз, и необходимо отметить все возрастающий интерес к нему строительных компаний. Количество СРО, представивших своих участников, увеличилось в два раза: в 2012 году только в первом этапе соревнований участвовало 103 СРО, тогда как в 2011 году – 52. Только по Москве в первом этапе состязаний приняли участие более 1500 представителей из более 800 строительных компаний. В начале декабря в первых международных соревнованиях в Финляндии приняли участие лучшие каменщики, штукатуры, плиточники-облицовщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Северо-Западного, Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов. Комитет понимает важность популяризации труда рабочих через СМИ, широко анонсируя и активно освещая подготовку, ход соревнований и торжественную церемонию награждения.
- Какова ситуация в области разработки и внедрения профессиональных стандартов?
- Действующая система тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС) по профессиям рабочих требует кардинального пересмотра, а вся структура профессиональной квалификации — существенной модернизации. В частности, до недавнего времени в ТК РФ не были определены понятия профессиональных стандартов и профессиональной квалификации, не были сформулированы порядок утверждения и требования к профессиональному стандарту. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» были закреплены в ТК РФ со вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». В Европе профстандарты априори являются частью образовательного стандарта, потому что работодатель и представители образовательной системы тесно сотрудничают, а эту работу поддерживают все государственные механизмы. А в России компании, не обладая методикой и соответствующими нормами ее разработки, зачастую самостоятельно создают необходимые для производственного процесса профстандарты. С момента создания Комитета в данном направлении проведена большая работа. От членов Комитета, руководителей СРО и иных заинтересованных сторон Комитетом были собраны предложения по схеме разработки профстандартов, которые нашли отражение в представленной НИИ труда последовательности действий и этапов разработки профстандартов. В ходе серии переговоров с потенциальными разработчиками, экспертами, представителями строительного сообщества, руководителями авторитетных общественных организаций и профильных профессиональных объединений — представителями Минтруда, РСПП, Национальных отраслевых объединений, профильных образовательных учреждений г. Москвы и руководителями СРО — были обсуждены основные методики разработки и принципы формирования профстандартов. Особое внимание было уделено срокам, объемам, качеству, стоимости работ и вопросам взаимодействия с исполнителями. В качестве разработчика первых пяти профстандартов по профессиям каменщик, бетонщик, арматурщик, сварщик, и кровельщик утвержден Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России. Первые профстандарты по заявленным профессиям должны появиться уже в первой половине 2013 года. Однако еще раз подчеркну, что разработанные стандарты необходимо апробировать в реальном учебном процессе – на базе ресурсных центров.
- Какие успехи достигнуты в области формирования нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров в строительстве?
- Совершенствование законодательства является обязательным условием обеспечения строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами. Члены рабочей группы Комитета приняли активное участие в ряде парламентских слушаний, подготовили и обобщили предложения о внесении изменений в действующее законодательство по основным вопросам подготовки рабочих кадров в сфере строительства, а также приняли участие в разработке соответствующего законопроекта о внесении изменений в Градостроительный и Трудовой кодексы. По итогам мониторинга и консультаций рабочей группой по нормотворческой деятельности была сформирована «дорожная карта» изменений в действующее законодательство, которая представлена на рассмотрение Комитета и одобрена им. Доработка «дорожной карты» продолжается в соответствии с поступающими предложениями. Членами рабочей группы подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий обязательное соблюдение квалификационных требований участниками градостроительной деятельности, а также механизм периодического подтверждения ими квалификаций. Рабочей группой подготовлена пояснительная записка к законопроекту; в настоящее время готовится его финансово-экономическое обоснование, после чего он будет представлен на рассмотрение Комитета (с перспективой передачи в Экспертный Совет НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в строительной сфере).
- На что, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание в дальнейшей работе?
— Несмотря на динамичное развитие строительной отрасли, проблема подготовки кадров стоит по-прежнему остро. Процесс модернизации отрасли и подготовки кадров для обновленной отрасли должны идти рука об руку. Строительное сообщество возлагает большие надежды на вступление России в ВТО: усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства, существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов. Сегодня совместно с руководителями образовательных учреждений, представителями ведущих саморегулируемых организаций разработан и реализуется ряд комплексных мер по поддержке молодежи: выплачиваются стипендии лучшим студентам строительных колледжей, проводится просветительская деятельность, внедряются программы трудового и патриотического воспитания, оказывается содействие в организации и проведении конкурсов профмастерства. Необходимо с помощью современных технологий профессиональной ориентации и консультирования сделать открытыми и понятными те карьерные перспективы, которые могут быть открыты в жизни молодых людей, активно внедрять программы для пропаганды и привлечения школьников и студентов к работе на производстве. Только так мы сможем сформировать надежный кадровый резерв на ближайшие годы.
- Михаил Валентинович, какие факторы послужили причиной столь острого дефицита рабочих кадров в российском стройкомплексе?
- Во-первых, низкий престиж и социальный статус рабочих профессий. Сейчас российские колледжи ликвидируются либо перепрофилируются на подготовку специалистов для других отраслей — бытового обслуживания населения, сферы информационных технологий и других. Раньше было престижно идти учиться на инженера; сейчас почетные профессии – это юристы, экономисты, банковские работники, менеджеры. Но, хотя этот труд достойно оплачивается, работа их нематериальна. А огромная строительная отрасль, обеспечивающая страну жильем, местом работы и всей необходимой инфраструктурой, осталась за бортом сегодняшнего дня. Во-вторых, немаловажным фактором является негативное представление молодого поколения о строительном производстве как об устаревшем и отсталом. И в-третьих, высшее образование отнюдь не всегда гарантирует получение постоянной, стабильной и высокооплачиваемой работы, представление о его «волшебном» значении превратно. Молодежь не заинтересована в получении соответствующего образования, поскольку изначально убеждена в неперспективности работы по профессии, относящейся к категории рабочих. «Сейчас реклама говорит подросткам: «Чтобы быть успешным, нужно получить высшее образование». Однако сегодня в стране переизбыток выпускников престижных вузов, которые не могут найти применение своим знаниям и умениям, тогда как гигантский строительный комплекс требует огромного количества рабочих рук, но за неимением хорошо подготовленных принимает тех, что есть. Сегодня на наш рынок пришли западные компании, которые обосновали снижение стоимости строительства, и нашим компаниям приходится срочно заниматься и модернизацией производства, и поиском рабочих кадров. Нужно не только привлекать людей в строительную сферу, но и в корне менять отношение к рабочим профессиям. Учитывая интеграцию России в мировое экономическое пространство, мы планируем использовать мировой опыт в вопросах подготовки кадров на всех этапах. Это работа не одного месяца и даже года, а поэтапный и долгий труд. Именно для этого в Национальном объединении строителей по моей инициативе в 2012 году и был создан Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров.
- Каковы основные задачи, стоящие перед Комитетом?
- Поскольку дефицит рабочих кадров — комплексная проблема, подход к ее решению тоже должен быть комплексным. Ключевыми направлениями в работе Комитета являются разработка профстандартов, формирование системы ресурсных центров нового поколения, совершенствование нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров строительной отрасли и повышение престижа рабочих профессий.
- Пожалуйста, расскажите подробнее о системе ресурсных центров.
- Ресурсным центрам предстоит стать флагманами новой системы подготовки кадров, кузницей современной элиты производства. Аналогичные центры уже много лет функционируют в Германии и Финляндии. Ресурсные центры, созданные на базе среднего или высшего учреждения профессионального образования, объединят наилучшие образовательные программы и технологии, передовую материально-техническую базу и высококвалифицированный преподавательский состав. При этом они должны гибко реагировать на потребности отрасли в рабочих кадрах в каждом конкретном регионе. В июне-июле 2012 года Комитетом был проведен мониторинг потребностей рынка в трудовых ресурсах, а также реально работающих учебных заведений. Из разрозненных ресурсных центров на базе успешных учебных заведений системы НПО, СПО и ДПО будет сформирована партнерская сеть, что позволит вывести этот проект на федеральный уровень, тем самым создав возможность для получения дополнительных механизмов развития государственно-частного партнерства в области профессиональной ориентации и подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли. В июне-августе 2012 года Комитетом была разработана и утверждена концепция по формированию системы ресурсных центров нового поколения, и сейчас полным ходом идет процедура их аккредитации. Например, отмечу работу Перевозского строительного колледжа в Нижегородской области.
- Но ведь существуют профессиональные колледжи и техникумы. Каковы отличия от них ресурсных центров?
- На сегодняшний день в России фактически развалена система начального и среднего профессионального образования. Еще в 2002 году по городу Москве было 46 строительных колледжей, в 2010 году осталось 12, а годом позднее — всего 10. Принципиальным отличием от колледжей и техникумов является оснащенность Центров современным оборудованием, возможность обучения студентов с использованием новейших технологий и передовых учебных программ, максимальная возможность для учащихся применить полученные знания на практике во время обучения. Кроме того, на базе ресурсных Центров планируется апробировать разработанные профстандарты, тестировать системы сертификации рабочих, проводить конкурсы профмастерства, а также вести работу по профориентации. Также система создаваемых ресурсных центров будет способна обеспечить масштабную и планомерную работу по профессиональной ориентации. Использование аккредитованных ресурсных центров в качестве базовых площадок для проведения конкурсов профессионального мастерства позволит вывести на принципиально новый уровень Национальный конкурс «Строймастер», упрочить его популярность и авторитет в регионах, обеспечить действительно массовый приток новых участников, а значит, и поднять престиж рабочих специальностей.
- Вы упомянули про конкурс «Строймастер». Насколько его проведение значимо для решения проблемы дефицита рабочих кадров?
- Профессиональные соревнования — залог успешного развития отрасли, поднятие престижа рабочих профессий — не только российская, но и мировая проблема. И конкурс «Строймастер» — одно из ее решений. Необходимо расширять масштаб и географию конкурса, употребить все возможности для достижения высокого качества его организации. Традиции строительной отрасли говорят о том, что должна быть профессиональная конкуренция. Соревнуясь, молодые специалисты повышают свой уровень мастерства. Кроме того, данные конкурсы являются своего рода площадками, где могут быть апробированы новейшие технологии, где взаимодействуют образовательные учреждения и реальный сектор экономики. В 2012 году конкурс прошел в седьмой раз, и необходимо отметить все возрастающий интерес к нему строительных компаний. Количество СРО, представивших своих участников, увеличилось в два раза: в 2012 году только в первом этапе соревнований участвовало 103 СРО, тогда как в 2011 году – 52. Только по Москве в первом этапе состязаний приняли участие более 1500 представителей из более 800 строительных компаний. В начале декабря в первых международных соревнованиях в Финляндии приняли участие лучшие каменщики, штукатуры, плиточники-облицовщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Северо-Западного, Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов. Комитет понимает важность популяризации труда рабочих через СМИ, широко анонсируя и активно освещая подготовку, ход соревнований и торжественную церемонию награждения.
- Какова ситуация в области разработки и внедрения профессиональных стандартов?
- Действующая система тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС) по профессиям рабочих требует кардинального пересмотра, а вся структура профессиональной квалификации — существенной модернизации. В частности, до недавнего времени в ТК РФ не были определены понятия профессиональных стандартов и профессиональной квалификации, не были сформулированы порядок утверждения и требования к профессиональному стандарту. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» были закреплены в ТК РФ со вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». В Европе профстандарты априори являются частью образовательного стандарта, потому что работодатель и представители образовательной системы тесно сотрудничают, а эту работу поддерживают все государственные механизмы. А в России компании, не обладая методикой и соответствующими нормами ее разработки, зачастую самостоятельно создают необходимые для производственного процесса профстандарты. С момента создания Комитета в данном направлении проведена большая работа. От членов Комитета, руководителей СРО и иных заинтересованных сторон Комитетом были собраны предложения по схеме разработки профстандартов, которые нашли отражение в представленной НИИ труда последовательности действий и этапов разработки профстандартов. В ходе серии переговоров с потенциальными разработчиками, экспертами, представителями строительного сообщества, руководителями авторитетных общественных организаций и профильных профессиональных объединений — представителями Минтруда, РСПП, Национальных отраслевых объединений, профильных образовательных учреждений г. Москвы и руководителями СРО — были обсуждены основные методики разработки и принципы формирования профстандартов. Особое внимание было уделено срокам, объемам, качеству, стоимости работ и вопросам взаимодействия с исполнителями. В качестве разработчика первых пяти профстандартов по профессиям каменщик, бетонщик, арматурщик, сварщик, и кровельщик утвержден Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России. Первые профстандарты по заявленным профессиям должны появиться уже в первой половине 2013 года. Однако еще раз подчеркну, что разработанные стандарты необходимо апробировать в реальном учебном процессе – на базе ресурсных центров.
- Какие успехи достигнуты в области формирования нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров в строительстве?
- Совершенствование законодательства является обязательным условием обеспечения строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами. Члены рабочей группы Комитета приняли активное участие в ряде парламентских слушаний, подготовили и обобщили предложения о внесении изменений в действующее законодательство по основным вопросам подготовки рабочих кадров в сфере строительства, а также приняли участие в разработке соответствующего законопроекта о внесении изменений в Градостроительный и Трудовой кодексы. По итогам мониторинга и консультаций рабочей группой по нормотворческой деятельности была сформирована «дорожная карта» изменений в действующее законодательство, которая представлена на рассмотрение Комитета и одобрена им. Доработка «дорожной карты» продолжается в соответствии с поступающими предложениями. Членами рабочей группы подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий обязательное соблюдение квалификационных требований участниками градостроительной деятельности, а также механизм периодического подтверждения ими квалификаций. Рабочей группой подготовлена пояснительная записка к законопроекту; в настоящее время готовится его финансово-экономическое обоснование, после чего он будет представлен на рассмотрение Комитета (с перспективой передачи в Экспертный Совет НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в строительной сфере).
- На что, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание в дальнейшей работе?
— Несмотря на динамичное развитие строительной отрасли, проблема подготовки кадров стоит по-прежнему остро. Процесс модернизации отрасли и подготовки кадров для обновленной отрасли должны идти рука об руку. Строительное сообщество возлагает большие надежды на вступление России в ВТО: усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства, существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов. Сегодня совместно с руководителями образовательных учреждений, представителями ведущих саморегулируемых организаций разработан и реализуется ряд комплексных мер по поддержке молодежи: выплачиваются стипендии лучшим студентам строительных колледжей, проводится просветительская деятельность, внедряются программы трудового и патриотического воспитания, оказывается содействие в организации и проведении конкурсов профмастерства. Необходимо с помощью современных технологий профессиональной ориентации и консультирования сделать открытыми и понятными те карьерные перспективы, которые могут быть открыты в жизни молодых людей, активно внедрять программы для пропаганды и привлечения школьников и студентов к работе на производстве. Только так мы сможем сформировать надежный кадровый резерв на ближайшие годы.
Источник:
http://www.edinstvo-sro.ru