Обзор просроченной банковской задолженности по итогам 2012 года, подготовленный Национальной службой

По оценкам Национальной службы взыскания, в 2012 г. рынок просроченной банковской задолженности демонстрировал как совокупный рост, так и структурные изменения, касающиеся наиболее важных характеристик состояния проблемной задолженности.
По оценкам Национальной службы взыскания, в 2012 г. рынок просроченной банковской задолженности демонстрировал как совокупный рост, так и структурные изменения, касающиеся наиболее важных характеристик состояния проблемной задолженности.

• Средний срок и размер банковской задолженности, передаваемой банками на аутсорсинг, уменьшились по итогам 2012 года.
В 2011 году - средний срок задолженности составил 565 дней, средний размер задолженности – 91,4 тыс. рублей. В 2012 году данные показатели составили – 375 дней и 65,2 тыс. рублей соответственно.
Необходимо отметить, что подобная динамика срока (уменьшение на 190 дней) и размера (на 26,2 тыс. руб.) просроченной задолженности связана со значительным увеличением доли задолженности с ранними сроками просрочки – до 180 дней. В 2012 году доля долгов со сроками менее 180 дней увеличилась на 3 процентных пункта по сравнению с 2011 г.

Увеличение доли передаваемых кредитов с ранними сроками задолженности обусловлено реакцией Центрального Банка РФ на высокие потенциальные риски дефолта заемщиков, вызванные активным наращиванием розничного портфеля, а также дефицитом ликвидности банковской системы.

• По сравнению с 2011 г. в 2012 г. в целом по рынку произошли значительные изменения в распределение суммы задолженности по некоторым типам кредитов.
Так доля автокредитов в 2012 году уменьшилась на 8% по сравнению с 2011 годом и составила 4%. Доля кредитных карт наоборот с 22% в 2011 году увеличилась до 30% в 2012 г. Доля POS кредитов в 2011-2012 гг. составила соответственно 22% и 23%. Кредитов наличными в 2012 году было выдано на 1% меньше по сравнению с 2011 годом - 42% против 41%. Минимальные доли пришлись на ипотечное кредитование и
и залоговые кредиты - 0,4% и 1,6% в 2012 г. соответственно.

Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер: «Говоря о распределении задолженности по типам кредитов, нужно отметить, что по сравнению с 2011 г. в 2012 году серьезно выросла доля кредитных карт – с 22% до 30%. Это логично, поскольку именно кредитные карты являются основным драйвером розничного кредитного рынка. Поэтому вполне закономерно, что и в просроченной задолженности этот сегмент растет более высокими темпами».

• В 2012 г. совокупно по коллекторским портфелям наметилась тенденция снижения срока передаваемой задолженности до 180 дней по основным банковским продуктам – кредитным картам, POS кредитам и кредитам наличными.
Кредитные карты - 31% в 2011 г. и 48% в 2012 г., кредиты наличным - 33% и 45%, POS кредиты - 39% и 49% соответственно.
В 2012 г. наряду со значительными структурными изменениями портфеля наблюдалось также изменение эффективности возврата средств, в зависимости от срока переданной в работу задолженности. Так, рост эффективности взыскания по кредитным картам со сроком задолженности до 30 дней в 2012 г. вырос на 12% по сравнению с 2011 г., по кредитам наличными – на 14%, по POS кредитам – на 133% - в 2,3 раза.

Говоря об эффективности взыскания, нужно отметить, что в 2012 г. было зафиксировано ее снижение по долгам второго размещения. В большинстве случаев, снижение нормы взыскания вызвано попаданием в категорию «портфели вторичного размещения» долгов с более длинной историй взыскания (третье, четвертое, пятое размещение).

«Серьезное влияние на эффективность взыскания оказывает тот факт, что в портфеле долгов вторичного размещения попадают долги, которые размещаются в третий, четвертый, а то и в пятый раз. Это очень важный фактор, о котором кредитные организации не всегда информируют коллекторские агентства. Коллекторские агентства обрабатывают такие портфели согласно выбранным стратегиям на второе размещение, однако, эффективность взыскания остается ниже ожидаемой. Очевидно для того чтобы обеспечить ожидаемую эффективность возврата на портфелях третьего и четвертого размещения, необходимо с большей интенсивностью обрабатывать портфель, что потребует изменение в подходе ценообразования», - говорит Сергей Шпетер.

• Динамика среднего платежа 2012 г. демонстрирует снижение.
Средний платеж - размер единовременного платежа, который в состоянии произвести должник по своему просроченному кредиту в рамках процесса урегулирования долга. Данный показатель говорит о фактической платежеспособности должников, которые допустили дефолт по кредиту. Относительная платежеспособность должника в 2012 г. также имеет тенденцию к снижению за счет инфляционного эффекта и замедления темпов роста реальных доходов населения.

• Средняя задолженность мужчины - должника составила 52 тыс. рублей, а у женщины – 73 тыс. рублей.
По сравнению с 2011 г. распределение должников по полу осталось на прежнем уровне – 35% - мужчины, 65% - женщины. Однако, оценка половозрастных и социо - демографических характеристик должника показали, что по итогам 2012 г. женщины чаще становились должниками, но лучше возвращали долги, чем мужчины. Средняя эффективность возврата средств с их стороны превышает аналогичные показатели у мужчин на 1,5 - 2 процентных пункта.

• Распределение претензий в НСВ в 2012 г. по причинам возникновения

По типам жалоб можено сделать следующее распределение - Неверный адресат СМС, уведомлений, звонков - 32%, спор по структуре и размеру долга, процентов и штрафов - 30%
Спор о законности представления интересов в споре с должником - 21%, жалобы на мошенничество третьих лиц при заключении договора от имени должника - 10%, жалобы на грубость в общении - 7%.
Основную массу претензий формируют обращения по поводу неверных контактных данных, что обусловлено ошибочными данными, предоставленными коллекторским агентствам со стороны кредитных организаций, а также несогласие по поводу размеров задолженности и начисленных процентов.
После внедрения системы урегулирования претензий в агентстве в 2012 г., 98,8% жалоб и претензий по итогам года было успешно решено в рамках взаимодействия с должниками. По данным аналитической службы НСВ, в 2012 г. ежемесячно порядка 10 тыс. должников выразили благодарность за успешное урегулирование вопросов задолженности.
Источник:
http://www.nskbl.ru
12:15
295
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X